Повреждения английского линейного крейсера «Тайгер»
«Тайгер» (Tiger»). Год спуска-1913; D-35000 т; скорость-29 узлов; вооружение: артиллерия - 8-343-мм/45 (предельная дальность стрельбы-120 каб.; вес бортового залпа-5080 кг), 12-152-мм/50, 2-76-мм (зенит.), торпедные аппараты - 4-533-мм (подвод., бортовые); бронирование: главный пояс-228,6 мм, верхний пояс-162 мм, нос и корма, защита противоминной артил-лерии-102 мм, передняя плита башен-228,6 мм, верхняя палуба-25 мм, броневая палуба-76 мм; запас топлива-6800 т; мощность механизмов (S.H.P.) - 100000; I, - 211 м, В - 27,6 м, Т -8,7 м; экипаж-1200 чел.
«Тайгер» находился в составе первой эскадры английских линейных крейсеров и в авангардном бою шел 25-узловым ходом в кильватерной колонне четвертым. «Тайгер» открыл артиллерийский огонь в 15 часов 49 минут по германскому линейному крейсеру «Мольтке» с дистанции около 80 каб.
С германской стороны «Тайгеру» ответил «Мольтке», к которому позднее присоединился «Фон дер Танн».
Первое попадание в «Тайгер» произошло в 15 часов 51 минуту, т.е. через 1 минуту после открытия огня (с «Мольтке»), 280-л.и бронебойным снарядом, который попал в полубак с левого борта, пробил 102-мм его бронирование и разорвался внутри корабля (рис.9).
Второй снаряд попал в левую боковую плиту четвертой башни, близ верхней палубы, проломил ее бронирование, но сам не разорвался (рис.10); его обнаружили лежащим между обоими орудиями без головы и взрывателя.
Третий снаряд ударился о передний край крыши третьей башни, близ колпаков среднего и правого наводчиков, сделал в ней пробоину, сломал прицелы орудий и приподнял колпак левого наводчика (рис.11). Внутри башни осколками бронирования, поврежденного снарядом, заклинило трос зарядника и перебило все провода электрической цепи для стрельбы. Стало очевидно, что электрическая проводка к прицелам, проходившая по средней части станка, оказалась более уязвимой, по сравнению с прочими проводниками, шедшими в башне по другим направлениям. Башня продолжала стрельбу только при помощи центральной наводки.
Вследствие повреждения подачи, боезапас к правому орудию подавался вручную, что понижало скорострельность артиллерии.
В третье башне имелось трое убитых.
Снарядный погреб башни был затоплен водой (вероятно, с целью предотвращения взрыва).
Через некоторое время оба орудия были введены в действие: левое начало стрелять при помощи электрической подачи, а правое орудие продолжало заряжаться вручную. Выстрелы производились шнуром.
Во время стрельбы было замечено несколько случаев скольжения снарядов в салазках бомбовых погребов, в нижних постах разгрузки, а также и в промежуточных зарядных постах.
Следующий тяжелый германский снаряд попал в 228,6-мм бронирование с левого борта позади третьей башни, пробил ее, прошел сквозь 76-мм броневую палубу и разорвался внутри помещения, в котором вспыхнул пожар, угрожавший взрывом боезапаса 152-мм погреба; его пришлось затопить водой. Густой дым от пожара и удушливые газы после разрыва снаряда распространились в помещении и проникли в машинное отделение.
Борьба личного состава с пожаром протекала в очень тяжелых условиях. Люди работали в помещениях, наполненных густым темным дымом и газами, при очень высокой температуре. Среди личного состава имелись большие потери людей.
Пятый снаряд ударился в среднюю плиту бортовой брони (228,6 мм) с левого борта у ватерлинии и вдавил ее на 0,9 м; вследствие получившегося нарушения водонепроницаемости корпуса одно бортовое отделение было затоплено водой.
Шестой снаряд попал в край 152-мм брони левого борта почти под верхней палубой, разорвался внутри корабля, причинив местные повреждения.
Седьмой снаряд попал в 228,6-мм плиту бортовой брони левого борта у ватерлинии. Снаряд попал в турбинное отделение.
Следующий снаряд прошел с левого борта, ударился о бронирование первой башни (вероятно, 254 мм) и надломил ее (рис.14).
Все перечисленные восемь бронебойных снарядов попали в «Тайгер» за 39 минут до поворота вправо (рис.13).
Девятый снаряд сбил вьюшку стального троса, расположенную на верхней палубе в носовой части, прошел под полубаком и разорвался внутри корабля.
Наконец, десятый снаряд попал в 25 мм палубу полубака, но не пробил ее (рис.12).
Попадания тяжелых снарядов в башни сопровождались сильным сотрясением корпуса корабля.
Таким образом, «Тайгер» получил 10 попаданий 280- и 305-.М.И бронебойными снарядами, которые нанесли повреждения кораблю и вывели из строя убитыми 24 человека и ранеными 37 человек, всего — 61 человек.
Кроме того, «Тайгер» имел еще несколько попаданий (вероятно, четыре) снарядами более мелких калибров.
Корабль без посторонней помощи прибыл 1 июня в свою базу и был поставлен в ремонт, закончившийся 2 июля 1916 г.
И т о г и. В авангардном бою «Тайгер» получил 10 попаданий германскими 280-мм бронебойными снарядами, из которых восемь нанесли наиболее серьезные повреждения по левому борту в течение 39 минут. Два снаряда попали в правый борт корабля, но не оставили больших разрушений.
Из общего количества снарядов три попали в главный броневой пояс; в одном случае была пробита 228,6-мм броня, в другом — произошло лишь вдавливание броневых плит на 0,9 м. Последствием этого попадания было затопление одного бортового отделения.
В двух случаях верхняя 25-мм и броневая 76-мм палубы пробивались 280-мм снарядами, и только один из них упал на верхнюю палубу и не пробил ее.
Три попадания в башни сопровождались сильным сотрясением; в двух случаях снарядами пробивалось бронирование (четвертой и третьей башни), один снаряд надломил броню башенной трубы.
При проникновении осколков бронирования третьей башни на некоторое время вышло из строя оборудование подачи.
В результате одного попадания возник пожар внутри корабля по левому борту близ погреба 152-мм артиллерии.
Борьба за живучесть состояла в исправлении подачи в третьей башне у левого орудия, в затоплении двух погребов (одного 152-мм артиллерии и третьей башни) для предотвращения взрыва и в тушении пожара. Пострадали 61 человек, т.е. 5% состава экипажа.
Ремонт происходил в течении 32 суток.