Повреждения английского линейного крейсера «Принцесс Ройял»
«Принцесс Ройял» («Princess Royal»), Год спуска - 1911; D -29700 т; скорость - 28 узлов; вооружение: артиллерия - 8-343-мм/45 (вес бортового залпа 4536 кг), 16 -102-мм/50, 2 -76-мм (зенит.), торпедные аппараты - 2-533-лел; бронирование: главный пояс - 228,6 мм, верхний пояс - 152 мм, нос и корма - 102 мм, передние плиты башен - 228 мм, верхняя палуба -25,4 мм, броневая палуба - 63,5 мм; запас топлива - 4600 т; мощность механизмов (S.H.P.) - 78700; L - 213 м, В - 27,1 м, Т- 8,5 м; экипаж - 1280 чел.
«Принцесс Ройял» находилась в составе первой эскадры линейных крейсеров и шла 25-узло-вым ходом в кильватерной колонне.
В авангардном бою с 15 часов 51 минуты, на дистанции около 78 каб. (предельная дальность его 343-.М.И орудий - 115 каб.), она открыла артиллерийский огонь по германскому линейному крейсеру «Лютцов», накрыв его третьим залпом. Когда англичанами было замечено неправильное целераспределение, в результате которого «Дерфлингер» остался не обстрелянным, «Принцесс Ройял» обстреляла его с дистанции 65 каб., но результат стрельбы оказался не значительным, так как немцы отвернули влево и увеличили дистанцию. С германской стороны «Дерфлингер» (8-305-мм орудий) открыл огонь по «Принцесс Ройял» и через 10 минут вывел из строя башню центральной наводки системы «Арго» (рис.15) и главный пост управления артиллерийским огнем, но повреждение было исправлено в 16 часов 16 минут, т.е. через 16 минут.
В 16 часов 23 минуты на эскадре было получено донесение от крейсера «Саутгемптон» о приближении германских главных сил, вследствие чего англичане повернули последовательно влево. Поэтому дальнейшие попадания 305-мм снарядами с «Дерфлингера» происходили в правый борт «Принцесс Ройял» (рис.16).
В 17 часов 17 минут бой возобновился с предельной дистанции, и снаряды снова стали попадать в «Принцесс Ройял». Один из 305 .и.м снарядов ударился в 280-лш броню четвертой башни и вывел ее из строя, так как броня оказалась вдавленной внутрь; башня перестала вращаться. Левое орудие осталось невредимым, но его механизмы были сильно повреждены. Снаряд вывел из строя 4 человека орудийной прислуги, (рис.19).
Третий снаряд ударился в 229-мм броню главного броневого пояса на 0,6 м от главной броневой палубы (толщина ее 63,5 мм), разорвался внутри корабля и произвел небольшой пожар.
Четвертый снаряд ударился в стык 229- и 152-мм брони главного пояса, прошел сквозь нее в кормовую угольную яму правого борта (рис.17), разрушил кожух заднего машинного отделения и разорвался на левом борту корабля, убив при этом несколько человек прислуги кормовых 102-мм орудий. От взрыва снаряда была повреждена пожарная магистраль. Следующий снаряд попал в район адмиральского помещения, в носовой части корабля и, разорвавшись о верхнюю палубу, вызвал пожар, а также вызвал потери в личном составе 102-лш носовых орудий. Часть людей была обожжена, а некоторые люди были отравлены газами, проникшими в нижнюю боевую рубку; кроме того, этот снаряд вывел из действия электрическое освещение.
Шестой снаряд попал в правую ногу фок-мачты и повредил ее на 6 м выше полубака, прошел через переднюю трубу и почти уничтожил левую ногу фок-мачты; сама мачта осталась невредимой.
Седьмой снаряд ударился о дульный срез правого орудия третьей башни и оторвал его дульное утолщение.
Восьмой 305-мм снаряд попал в угольную яму (расположение неизвестно) и разворотил 63,5-мм броневую палубу (рис.18 и 20).
Имеются неточные сведения, что в конце авангардного боя в 18 часов 15 минут попал в корабль еще один снаряд с дистанции около 80 каб., но куда — неизвестно (видимо, он не произвел больших разрушений).
Из экипажа пострадало 22 человека убитыми и 78 ранеными.
Борьба за живучесть состояла из тушения нескольких пожаров, но эти работы были затруднены при отсутствии электрического освещения в помещениях и неисправности пожарной магистрали в районах попаданий снарядов.
«Принцесс Ройял» возвратилась на базу 1 июня, была поставлена в ремонт, который закончился 15 июля 1916 г.
Итоги. «Принцесс Ройял» в авангардном бою находилась в течение 2 часов 25 минут; за это время она получила, вероятно, 8 попаданий 305-мм германскими бронебойными снарядами с дистанции 65-80 каб.
По характеру повреждения были следующие: пробивалось 229-мм бронирование главного пояса; причем снаряды, разрываясь внутри корпуса корабля, наносили повреждения устройствам и пожарным магистралям, а также вызвали в помещениях пожары.
Повреждения артиллерии заключались в выводе из строя башенной установки с вдавливанием 280-мм бронирования передней плиты, что привело к заклинению башни и повреждению внутренних ее механизмов.
Имелся случай отрыва дульного среза 381-мм орудия третьей башни.
У одного из 305-лш бронебойных снарядов оказалось замедленное действие взрывателя, позволившее ему пройти через главный бортовой броневой 152-229-мм пояс, через внутренние переборки угольной ямы, машинного кожуха, пролететь внутри корабля не менее 25 м и лишь затем разорваться.
Попадание в броневую 63,5-мм палубу сопровождалось значительным ее разрушением.
Разрывы тяжелых бронебойных снарядов в местах небронированных надстроек вели также к большим повреждениям с возникновением пожаров. Борьба за живучесть выразилась в ликвидации пожаров и исправлении системы центральной наводки; на последнее было затрачено 16 минут.
Из экипажа пострадало 100 человек, т.е. 8%. Ремонт длился 45 суток.