Повреждения и гибель английского линейного крейсера «Инвинсибл»

 

«Инвинсибл» («Invincible»). Год спуска-1907; D-20300 т; скорость-26,5 узлов; вооружение: артиллерия - 8-305-мм/45, 12-102-мм, 1-102-мм (зенит.), 1-76-мм, торпедные аппараты -4-450-мм; бронирование: главный пояс-178 мм, нос, корма и башни - 102-177,8 мм, верхняя палуба-19 мм, броневая палу­ба - 63,5 мм; запас топлива - 3800 т; дальность плавания -3000 миль; мощность механизмов (S.H.P.) - 44800; L-170 м, В-23,9 м, Т-8,0 м; экипаж- 1032 чел.

 

В то время как первая эскадра английских линейных крейсеров вела ожесточенный авангар­дный бой с германскими линейными крейсерами первой разведочной группы, главнокомандующий Гранд Флитом получил радиодонесение с «Саутгемптона» о присутствии германского флота, ко­торое побудило его в 16 часов 38 минут послать третью эскадру линейных крейсеров на поддерж­ку своим кораблям.

Для перехода к месту боя и для маневрирова­ния, связанного со стрельбой, «Инвинсиблу» по­требовались 1 час 55 минут. В 18 часов 23 мину­ты «Инвинсибл» вступил в бой с германскими линейными крейсером «Дерфлингер» (при поддер­жке других германских кораблей (Вероятно, линейный корабль «Кениг») на параллель­ных курсах на дистанции 50 каб., правым бортом на курсовом угле 77° при скорости хода от 15 до 18 узлов.

По первому впечатлению казалось, что преиму­щество было на стороне третьей английской эс­кадры.

Первый залп «Дерфлингера» по «Инвинсиблу» лег перелетом, во втором два 305-мм снаряда ока­зались недолетом и два дали попадание в борт (куда именно, не известно) (рис.22).

Третий залп попал в третью башню с правого борта, пробил, видимо, 178-мм бронирование и произвел внутри ее сильный взрыв, от которого была совершенно снесена крыша башни.

Громадные языки пламени и дыма поднялись вверх, и в 18 часов 35 минут оглушительный взрыв потряс корабль, разломив его на несколько час­тей. Вслед за первым взрывом послышалось еще несколько взрывов, и из разбитого корпуса под­нялись тучи угольной пыли.

В момент взрыва в воду рухнули обе мачты.

Середина корабля быстро затонула, по отдель­ным частям, а нос и корма еще некоторое время держались вертикально вверх и погрузились в воду несколько позднее вместе со всем экипажем в ко­личестве 1026 человек.

Спаслось на плоту только 6 человек, из них 2 офицера, артиллерист с фор-марса и минный офи­цер, находившийся в носовой боевой рубке и ус­певший выбраться через открытый люк. Через 5 минут их извлек из воды английский эскадрен­ный миноносец «Баджер».

Итоги. Линейный крейсер «Инвинсибл» находился в бою в течение 12 минут, за которые он получил не менее пяти 305-лии фугасных сна­рядов с «Дерфлингера» и, может быть, с линейно­го корабля «Кениг».

Решающее значение в гибели «Инвинсибла» имело попадание трех тяжелых снарядов в тре­тью башню с последующим взрывом в ней боеза­паса (кордита), разнесшего корабль на несколько частей. В районе взрыва корпус корабля был ра­зорван на отдельные куски, затонувшие мгновен­но, а оторванные нос и корма некоторое время плавали, уходя в воду вертикально. Погиб почти весь экипаж — 1026 человек, спаслось 6 человек. Борьба за живучесть не велась вследствие стреми­тельной гибели «Инвинсибла».