Повреждения английского линейного корабля «Уорспайт»
Элементы однотипны с линейным кораблем «Бархэм»
«Уорспайт» («Warspite») принадлежал к пятой эскадре линейных кораблей и шел в колонне третьим.
В начале авангардного боя, т.е. в 16 часов 20 минут, «Уорспайт» открыл с дистанции 78 каб. артиллерийский огонь из главного калибра по концевым германским линейным крейсерам «Мольтке» и «Фон дер Танн».
Германские корабли ответили из 280-мм орудий и нанесли «Уорспайту» значительные повреждения, добившись к концу авангардного боя 6 попаданий бронебойными снарядами; остальные 7 попаданий он получил, во время боя с главными силами противника, с линейных кораблей типа «Кениг», с их 305-мм артиллерией (дистанция 60-85 каб.) (рис.23 и 24).
Временами «Уорспайт» находился под сосредоточенным огнем нескольких германских кораблей, окруженный всплесками от неприятельских снарядов, которые по наблюдению артиллериста с «Уорспайта», при взрыве давали столбы золотистого пламени.
Первый германский 280-мм бронебойный снаряд попал (в период 16 часов 20 минут — 16 часов 30 минут) в небронированную часть левого борта между главной и средней палубами (вероятно, в кормовой части) и разорвался в командирском помещении, превратив его в груду обломков (рис.25).
Следующий тяжелый снаряд прошел сквозь 152-мм броню, нанеся пробоину на 0,9 м выше средней палубы и разорвался внутри корабля (рис.26).
Третий снаряд прошел сквозь 25,4-мм верхнюю палубу и разорвался внутри корабля (вероятно, в корме).
Четвертый снаряд прошел сквозь заднюю дымовую трубу, ударился в броневые колосники, но не пробил их, рикошетировал и разорвался с правого борта. Колосники, несмотря на высокое давление газов при разрыве снаряда, почти не пострадали.
Следующий снаряд ударился о верхнюю палубу и, разорвавшись, произвел небольшой пожар кордита, приготовленного для противоминной артиллерии носовой батареи (рис.27).
Этим снарядом были повреждены вентиляторные колодцы в носовом котельном отделении, которое заполнилось дымом и газами от горения кордита; поэтому кочегары принуждены были временно покинуть кочегарное отделение, а затем некоторое время работать в респираторах.
Шестой снаряд ударился в заднюю надстройку, разорвался внутри корабля и вызвал пожар (рис.28).
Следующий снаряд ударился в заднюю часть кормовой броневой палубы, идущей от кормовой боевой рубки к центральному посту, почти разрушил ее, согнув под углом 60°, а затем разорвался.
В 18 часов 20 минут, при повороте пятой эскадры на N, «Уорспайт» слишком приблизился к линейному кораблю своей колонны «Малайя» и для того, чтобы избежать с ним столкновения, резко переложил руль на 20° вправо, но, ввиду неисправности рулевой машины (явившейся следствием перегревшегося подшипника), при быстром перекладывании руля изогнулся и заклинился привод телемотора.
Корабль рыскнул вправо и никакие усилия рулем и машинами не дали должного результата, чтобы сдержать его, при проходе вплотную под кормой «Вэлиента»; «Уорспайт» продолжал описывать циркуляцию по направлению неприятельских линейных кораблей, приближаясь на дистанцию 60 каб.
Исправление поврежденного руля было закончено через 8 минут. На некоторое время управление кораблем перенесли в машинное отделение.
Восьмой 305-мм бронебойный снаряд с германского линейного корабля ударился в подводную часть, пробил бронирование главного пояса и затронул водонепроницаемые переборки машинного отделения. От полученной пробоины оказались затопленными несколько отделений правого борта, причем некоторые переборки, непосредственно прилегающие к району затопленных отделений, стали деформироваться, и их пришлось подкрепить. Вода попала в машинное отделение через питательную трубу. От принятой внутрь корабля воды увеличилось углубление на 0,4 м.
Поступление воды внутрь через пробоину остановили посредством заполнения отделений 400 коек, которые плотно забили помещения.
В результате полученных подводных повреждений скорость хода корабля упала с 24 до 16 узлов.
Один из снарядов в залпе, упавший около борта «Уорспайта», рикошетируя, попал в крышу первой башни и сделал в ней вмятину.
Десятый снаряд ударился в главный броневой пояс и обломил верхний угол одной из плит, прошел внутрь корабля и там разорвался.
Одиннадцатый тяжелый снаряд прошел сквозь 152-мм броню между главной и верхней палубами и разорвался внутри корабля.
Следующий снаряд попал в небронированную часть правого борта между главной и средней палубами и разорвался внутри корабля.
Тринадцатый бронебойный 305-мм. снаряд ударился о верхнюю палубу, разорвался и вызвал небольшой пожар кордита.
При разрыве снарядов в помещениях с водонепроницаемыми дверями, задраенными не на все задрайки, происходило срывание дверей с петель.
Переборки, подкрепленные подпорами, вполне сдерживали воду, что было проверено в 9 часов 35 минут 1 июня при атаке германской подводной лодкой, когда командиру корабля пришлось временно увеличить ход корабля с 16 до 22 узлов, и не одна переборка не деформировалась.
Во время своего возвращения в Розайт «Уорспайт» держался без крена, несмотря на присутствие внутри корабля большого количества воды по правому борту. Ввиду отсутствия сведений, можно лишь предполагать, что там были приняты меры по выравниванию крена перекачиванием нефти с поврежденного борта.
Потери составляли 14 человек убитыми и 16 человек ранеными; всего 30 человек.
1 июня в 15 часов «Уорспайт» без посторонней помощи прибыл в Розайт и встал на ремонт, который продолжался до 20 июля 1916 года.
Итоги. «Уорспайт» вел артиллерийский бой с линейными крейсерами и линейными кораблями противника в течение 2 часов, получив за это время с дистанции от 60 до 86 каб. 13 попаданий германскими 280 и 305-мм бронебойными снарядами, которые причинили ему следующие повреждения: по корпусу—подводную пробоину от 305-мм снаряда, с повреждением водонепроницаемых переборок; несколько отделений правого борта были затоплены водой, но, видимо, при помощи выравнивания крена, корабль шел обратно о увеличенным углублением на ровном киле. Переборки деформировались от давления воды и требовали подкрепления.
Проводником воды в машинное отделение оказалась поврежденная магистраль питательной воды.
От повреждений в кормовой части было залито водой рулевое отделение. В результате углубление «Уорспайта» увеличилось на 0,4 м. Скорость хода упала на 8 узлов.
Попадания в надводной части корпуса характеризовались обламыванием кусков от броневых плит главного пояса, пробиванием 152-мм броневого прикрытия борта и 76-мм броневой палубы.
Попадание в крышу первой башни произвело вмятину в броне. Броневые колосники выполнили свое назначение, они предотвратили проникновение осколков 305-мм снаряда в жизненные части корабля — в кочегарное отделение.
Работа котлов во все время боя протекала нормально, и понижение скорости хода надо отнести за счет повреждения в подводной части.
Слабым местом оказались водонепроницаемые двери и их задрайки.
Очагом пожара являлся боезапас, воспламенявшийся в батареях при разрывах снарядов. В течение боя на «Уорспайте» имелись два случая пожаров (без взрывов кордита).
Потери экипажа составили 3%.
В ремонте корабль находился 49 суток.
Борьба за живучесть сводилась к плотному забиванию койками затопленного помещения, на что потребовалось их до 400 штук; к подкреплению подпорами переборок; к восстановлению работы руля в течение 8 минут и к тушению двух пожаров.