Повреждения английского линейного корабля «Бархэм»
«Бархэм» («Barham»). Год спуска-1913; D-33000 т; скорость-25 узлов; вооружение: артиллерия - 8-381-мм/42 (углы возвышения главного калибра 22°, наибольшая дальность стрельбы -115 каб.), 12-152-мм/50, 2-76-мм (зенит.); бронирование: главный пояс-330 мм (бортовая броня доходила до верхней палубы, а над нею забронированная батарея противоминной артиллерии), верхний пояс-152 мм,, нос и корма-102 мм, противоминная артиллерия- 152 мм, передняя плита башен - 330 мм., палубы - 25.4 мм, верхняя броневая палуба-76 мм; запаса топлива 3400 т (нефть), дальность плавания-4400 миль; мощность механизмов (S.H.P.) -58000; L-195 м, В-31 м, Т-9,2 м; экипаж-1184 чел.
«Бархэм», флагманский корабль пятой эскадры линейных кораблей, шел в колонне головным.
С началом авангардного боя между англичанами и немцами, «Бархэм» открыл артиллерийский огонь по концевому линейному крейсеру «Фон дер Танн». Стрельба «Бархэма» была достаточно хороша, но качество английских полубронебойных снарядов было недостаточно высоким из-за плохого взрывателя: снаряды, ударяясь о броню под острым углом, раскалывались и не проникали внутрь корабля.
Через 10 минут «Бархэм» перенес огонь своей 343-мм артиллерии на следующий неприятельский корабль «Мольтке» с большой дистанции. С германской стороны в «Бархэм» стрелял «Фон дер Танн» 280-мм артиллерией.
Когда «Бархэм» шел к противнику левым бортом, с 16 часов 20 минут до 16 часов 40 минут, с дистанции 75-80 каб. неприятельский бронебойный снаряд ударился с левого борта в бортовую броню, которую вдавил на 19 см.
Произведя поворот и переложив руль, «Бархэм» получил серьезное попадание по правому борту около второй башни. Тонкая бортовая 152-мм броня была пробита 280-мм снарядом, и внутри вывело из строя радиооборудование корабля и 63 человека команды, из которых 26 - убитыми и 37 ранеными (рис.29 и 30).
Пламя от разрыва снаряда достигло батарейной палубы, зажгло находившийся там кордит, причем при пожаре пострадала часть личного состава от ожогов.
Кусок того же снаряда, влетевший в нижнюю боевую рубку, вывел из строя радиостанцию и убил штурмана.
Этот же снаряд по правому борту пробил гласис.
Третий снаряд прошел сквозь верхнюю надстройку правого борта и разорвался в помещении под полубаком (рис. 31 и 32).
Четвертый снаряд прошел сквозь палубу полубака и также разорвался внутри корабля (рис.34).
Пятый снаряд пробил по правому борту вертикальную 152-мм броню между верхней и главной палубами, разорвался внутри корабля и вызвал пожар.
Шестой снаряд прошел сквозь верхнюю палубу с правого борта и разорвался между верхней и главной палубами (рис.33 и 36).
«Бархэм» находился в сфере действительного артиллерийского огня в течение 1 часа 15 минут, причем в этот промежуток времени он получил 6 попаданий, из них в правый борт 5 попаданий за 55 минут и за 20 минут 1 попадание в левый борт. (рис.35).
Из состава экипажа пострадало 63 человека. Корабль без посторонней помощи возвратился в свою базу Розайт 1 июня, встал в ремонт, который был закончен 4 июля 1916 г.
И т о г и. За 1 час 15 минут пребывания в сфере действительного артиллерийского огня «Бархэм» получил 6 попаданий 280-мм бронебойными снарядами, которые произвели следующие повреждения.
В корпусе имелась надводная пробоина по правому борту в 152-мм бронировании.
По левому борту 330-мм бронирование под действием 280-мм снаряда (в районе его удара) было смещено со своего места и вдавлено внутрь на 19 см.
Два снаряда пробили верхнюю палубу на полубаке и взорвались внутри помещений.
Один 280-мм снаряд пробил 152-жи бронирование правого борта в районе второй башни.
В бою пострадало 63 человека, что составляло 5%.
Корабль находился в ремонте в течение 33 суток.