Повреждения английского линейного корабля «Малайя»
Элементы однотипны с линейным кораблем «Бархэм»
«Малайя» («Malaya») концевой (четвертый) корабль колонны пятой эскадры линейных кораблей, вступил в бой с концевым германским линейным кораблем «Фон дер Танн» (8-280-мм орудий).
В 16 часов 53 минуты с дистанции 114 каб. были замечены идущие германские главные силы (линейные корабли «Кениг», «Гроссер Курфюрст», «Кронпринц» и «Маркграф»; всего 40-305-мм орудий), которые по мере приближения на дистанцию действительного артиллерийского огня присоединялись к своим авангардным силам.
В 17 часов 05 минут неприятель пристрелялся к «Малайе» и в течение 20 минут держал ее под жестоким огнем (рис.37). С дистанции 92,5 каб. в 17 часов 20 минут два бронебойных снаряда попали почти рядом в правый борт «Малайи» в район расположения нефтяных цистерн ниже ватерлинии — непосредственно под шельфом (рис.38). Один из 305-мм бронебойных снарядов, ударившись, разорвался и нанес внешнему и внутренним бортам большие пробоины, через которые оказались наполненными водой прилегающие отделения; в результате корабль получил значительный крен на правый борт, который был уничтожен посредством перекачки нефти в цистерны левого борта, благодаря чему водоизмещение корабля не изменилось. На этом случае англичане убедились, что жидкое топливо (нефть), с точки зрения выравнивания крена, имеет крупное преимущество перед каменным углем.
В 17 часов 30 минут следующие два 305-мм снаряда пробили палубу полубака (рис.39), разорвавшись внутри 152-мм батареи правого борта, вывели из строя орудие №3, воспламенили кордит и произвели сильный пожар. Пламя огромного размера вырвалось через полупортики, достигая высоты мачт, но. к счастью, кордит только горел, но не взрывался, как это было на линейных крейсерах «Индефатигебл», «Куин Мэри» и «Инвинсибл».
После тушения пожара палуба на 15 см оказалась покрытой водой.
Электрическое освещение в разбитых помещениях и прилегавших к ним районах потухло, и проводка была уничтожена. С большим трудом удалось восстановить свет через запасную магистраль. Кроме того, в поврежденных районах у переборок оказалось много выпучин.
Вследствие полученных кораблем значительных повреждений и продолжавшихся падений до 6 снарядов (в каждом залпе) у борта «Малайи», было отдано распоряжение артиллеристу открыть огонь на ближайшую дистанцию из 152-мм орудий, чтоб поднять завесу из высоких всплесков и тем самым закрыться от града неприятельских снарядов, но, не смотря на это, корабль продолжал получать попадания.
Один тяжелый снаряд попал в нижнюю кромку 330-мм бортовой брони, вдавил ее внутрь и оставил следы на ее поверхности.
Следующий снаряд, попавший в передний край третьей башни, сорвал болты ее крыши, которая вздрагивала при каждом последующем залпе; кроме того, это попадание отразилось и на действии одного 343-мм орудия, замедляя его стрельбу.
Седьмой снаряд попал в лазарет, уничтожил все его оборудование, медикаменты, убил находившихся там раненых и больных, вследствие чего в дальнейшем пришлось вновь прибывающих на перевязки размещать непосредственно на палубе.
Благодаря отсутствию в момент разрыва снаряда в лазарете медицинского персонала, из него никто не пострадал. Большим препятствием для медицинского состава в деле оказания первой помощи пострадавшим было уничтожение всех болеутоляющих наркотических средств, необходимых для раненых, страдающих мучительными болями.
Ранение черепа наблюдалось в 14 случаях, плечевых костей - 13, больших и малых костей — 15, повреждений бедра - 12, локтевых и лучевых костей - 8 из общего количества 75 случаев, среди которых имеются и другие ранения.
Потери экипажа составляли 96 человек.
Корабль находился в сфере действительного артиллерийского огня в течение 1 часа 55 минут, получив за это время 7 попаданий. Корабль без посторонней помощи возвратился в свою базу Розайт 1 июня и был поставлен в ремонт, длившийся до 24 июня 1916 года.
И т о г и. За 1 час 55 минут боя линейный корабль «Малайя», находившийся в сфере действительного артиллерийского огня, получил 7 попаданий 305-.М.М бронебойными снарядами, которые причинили ему следующие разрушения.
В корпусе корабля от двух попаданий имелось несколько пробоин в подводной части в районе нефтяных цистерн правого борта с затоплением водой бортовых отделений и с появлением значительного крена.
330-мм броня пояса осталась не пробитой 305-мм снарядами, но получила некоторое смещение внутрь корпуса.
Попадание в расположение носовой 152-мм батареи привело к повреждению одного орудия, к возникновению пожара от горения кордита и вывело из строя 65 человек личного состава.
Повреждение крыши башни заключалось в срыве ее болтов и затруднении действия орудия.
Попадание в незащищенное броней помещение лазарета привело к гибели находившихся в нем раненых и к уничтожению оборудования и медикаментов.
Меры борьбы за живучесть заключались: в выравнивании крена перекачиванием нефти в цистерны борта, противоположенного поврежденному; в тушении пожара 152-мм носовой батареи правого борта; в восстановлении перебитых электрических осветительных магистралей.
Личного состава экипажа пострадало 8% .
Ремонт продолжался в течение 24 суток.