Повреждение и гибель английского броненосного крейсера «Уорриор»

 

«Уорриор» («Warrior»). Год спуска-1905; D-13600 т; скорость - 22,3 узла; вооружение: артиллерия - 234-мм/50, 4-190-мм/50, 8-76 мм, 3-76-мм (зенит.), торпедные аппараты - 3-533-мм; бро­нирование: главный пояс-229 мм, верхний пояс-152 мм, нос и корма-102 мм, противоминная артиллерия-152 мм, передняя плита башен-305 мм, верхняя палуба-25,4 мм, броневая палуба-38 мм; запас топлива-2400 т; мощность механизмов (S.H.P.) -28900; L-146,3 м. В-24,4 м, Т-8,2 м; экипаж-900 чел.

 

«Уорриор» входил в состав первой эскадры английских крейсеров и следовал в кильватер «Дифенсу».

Эскадра шла впереди главных сил англичан на правом крамболе в 5 милях от «Айрон Дюка».

Сближаясь с противником, крейсеры увидели на короткое время германскую вторую разведы­вательную группу, на которую повернули на 3 R вправо и в 17 часов 47 минут открыли артилле­рийский огонь из 234-лш орудий на предельных дистанциях; однако плохая видимость, вследствие тумана, заставила флагмана отправиться в пого­ню за противником в направлении SO.

«Уорриор», проходя мимо германского крей­сера «Висбаден», в 17 часов 46 минут открыл ар­тиллерийский огонь, но с 17 часов 51 минуты «Уорриор» попал под обстрел германских линей­ных крейсеров и линейных кораблей с их 305-мм артиллерией. Почти сразу после вступления в бой «Уорриор» получил попадание в носовой мостик правого борта, который был совершенно разрушен (рис.40). Позднее его 229-мм броня главного по­яса была пробита бронебойным снарядом в райо­не правого машинного отделения, а затем (веро­ятно, после 18 часов 15 минут) снаряды прониза­ли поясную броню левого борта и попали в ма­шинное отделение.

Кроме того, снарядами были выведены из строя гидравлические устройства двух бортовых башен, которые оказались заклиненными (вероятно, 6 и 8-я башни).

Большой пожар, вспыхнувший на главной палубе, мешал доступу в машинное отделение, которое постепенно затапливалось водой через пробоины.

Группа людей из машинной команды на не­сколько часов была отрезана в левом машинном отделении. Она с исключительным напряжением своих сил тщетно боролась с поступлением воды внутрь корабля. Часть людей задохнулась от га­зов разорвавшихся снарядов; оставшимся в жи­вых грозила опасность от работавших мотылей машины. Травящий пар обжигал и душил людей машинной команды, которой осталось только 3 человека.

Несмотря на поднимающуюся в машинном отделении воду, машина работала по-прежнему (крейсер продолжал давать 10—12 узлов), и оста­новить ее не представлялось возможным из-за присутствия воды.

Рулевой привод был перебит снарядом, все средства внутренней связи уничтожены.

В 20 часов авиатранспорт «Энгадайн» («Engadine») взял «Уорриор» на буксир, но поступавшая внутрь корабля вода постепенно увеличива­ла углубление кормой, которая была не более 0,5 м над поверхностью воды (нос оставался почти с нормальным углублением), и волны свободно омы­вали верхнюю палубу юта.

В жилой палубе вода стояла на высоте 0,5 м.

Палубы и переборки были совершенно расша­таны снарядами противника и утратили свою во­донепроницаемость; крейсер постепенно терял свою остойчивость, и при усилении ветра и све­жей волны не было никакой возможности удер­жать корабль на плаву.

1 июня в 7 часов 45 минут экипаж «Уорриора» покинул его в 57°34' N и 2°56' О. Лич­ный состав спасся на «Энгадайн», который подо­шел к борту. За время боя, длившегося в течение 35 минут, «Уорриор» получил пятнадцать 305-мм снарядов и шесть 150-мм калибра. Из экипажа пострадало 98 человек.

И т о г и. За 35 минут боя «Уорриора» с гер­манскими линейными крейсерами и линейными кораблями, с дистанции 85-52 каб., он получил пятнадцать 305-мм бронебойных и шесть 150-мм фугасных снарядов, которые нанесли следующие повреждения.

По корпусу большинство попаданий в борт сопровождалось проникновением бронебойных снарядов через 229-мм броню в машинные отде­ления в подводной и надводной частях, вследствие чего вода получила доступ внутрь корабля и за­ливала машины. Две башни были выведены из строя — заклинены.

Из надстроек пострадал носовой мостик; мач­та и трубы остались неповрежденными.

Средства внутренней связи и рулевой привод были перебиты.

Пожар взрыва боезапаса не произвел.

От полученных повреждений «Уорриор» поги­бал медленно — в течение 13 часов 09 минут. Из экипажа пострадало 98 человек, т.е. 11%. Борьба личного состава заключалась в работах по заделы­ванию пробоин, что все же не дало положительно­го результата. Пожар возникший на главной палу­бе, был ликвидирован личным составом.