Повреждение и гибель английского броненосного крейсера «Уорриор»
«Уорриор» («Warrior»). Год спуска-1905; D-13600 т; скорость - 22,3 узла; вооружение: артиллерия - 234-мм/50, 4-190-мм/50, 8-76 мм, 3-76-мм (зенит.), торпедные аппараты - 3-533-мм; бронирование: главный пояс-229 мм, верхний пояс-152 мм, нос и корма-102 мм, противоминная артиллерия-152 мм, передняя плита башен-305 мм, верхняя палуба-25,4 мм, броневая палуба-38 мм; запас топлива-2400 т; мощность механизмов (S.H.P.) -28900; L-146,3 м. В-24,4 м, Т-8,2 м; экипаж-900 чел.
«Уорриор» входил в состав первой эскадры английских крейсеров и следовал в кильватер «Дифенсу».
Эскадра шла впереди главных сил англичан на правом крамболе в 5 милях от «Айрон Дюка».
Сближаясь с противником, крейсеры увидели на короткое время германскую вторую разведывательную группу, на которую повернули на 3 R вправо и в 17 часов 47 минут открыли артиллерийский огонь из 234-лш орудий на предельных дистанциях; однако плохая видимость, вследствие тумана, заставила флагмана отправиться в погоню за противником в направлении SO.
«Уорриор», проходя мимо германского крейсера «Висбаден», в 17 часов 46 минут открыл артиллерийский огонь, но с 17 часов 51 минуты «Уорриор» попал под обстрел германских линейных крейсеров и линейных кораблей с их 305-мм артиллерией. Почти сразу после вступления в бой «Уорриор» получил попадание в носовой мостик правого борта, который был совершенно разрушен (рис.40). Позднее его 229-мм броня главного пояса была пробита бронебойным снарядом в районе правого машинного отделения, а затем (вероятно, после 18 часов 15 минут) снаряды пронизали поясную броню левого борта и попали в машинное отделение.
Кроме того, снарядами были выведены из строя гидравлические устройства двух бортовых башен, которые оказались заклиненными (вероятно, 6 и 8-я башни).
Большой пожар, вспыхнувший на главной палубе, мешал доступу в машинное отделение, которое постепенно затапливалось водой через пробоины.
Группа людей из машинной команды на несколько часов была отрезана в левом машинном отделении. Она с исключительным напряжением своих сил тщетно боролась с поступлением воды внутрь корабля. Часть людей задохнулась от газов разорвавшихся снарядов; оставшимся в живых грозила опасность от работавших мотылей машины. Травящий пар обжигал и душил людей машинной команды, которой осталось только 3 человека.
Несмотря на поднимающуюся в машинном отделении воду, машина работала по-прежнему (крейсер продолжал давать 10—12 узлов), и остановить ее не представлялось возможным из-за присутствия воды.
Рулевой привод был перебит снарядом, все средства внутренней связи уничтожены.
В 20 часов авиатранспорт «Энгадайн» («Engadine») взял «Уорриор» на буксир, но поступавшая внутрь корабля вода постепенно увеличивала углубление кормой, которая была не более 0,5 м над поверхностью воды (нос оставался почти с нормальным углублением), и волны свободно омывали верхнюю палубу юта.
В жилой палубе вода стояла на высоте 0,5 м.
Палубы и переборки были совершенно расшатаны снарядами противника и утратили свою водонепроницаемость; крейсер постепенно терял свою остойчивость, и при усилении ветра и свежей волны не было никакой возможности удержать корабль на плаву.
1 июня в 7 часов 45 минут экипаж «Уорриора» покинул его в 57°34' N и 2°56' О. Личный состав спасся на «Энгадайн», который подошел к борту. За время боя, длившегося в течение 35 минут, «Уорриор» получил пятнадцать 305-мм снарядов и шесть 150-мм калибра. Из экипажа пострадало 98 человек.
И т о г и. За 35 минут боя «Уорриора» с германскими линейными крейсерами и линейными кораблями, с дистанции 85-52 каб., он получил пятнадцать 305-мм бронебойных и шесть 150-мм фугасных снарядов, которые нанесли следующие повреждения.
По корпусу большинство попаданий в борт сопровождалось проникновением бронебойных снарядов через 229-мм броню в машинные отделения в подводной и надводной частях, вследствие чего вода получила доступ внутрь корабля и заливала машины. Две башни были выведены из строя — заклинены.
Из надстроек пострадал носовой мостик; мачта и трубы остались неповрежденными.
Средства внутренней связи и рулевой привод были перебиты.
Пожар взрыва боезапаса не произвел.
От полученных повреждений «Уорриор» погибал медленно — в течение 13 часов 09 минут. Из экипажа пострадало 98 человек, т.е. 11%. Борьба личного состава заключалась в работах по заделыванию пробоин, что все же не дало положительного результата. Пожар возникший на главной палубе, был ликвидирован личным составом.