Характер повреждения английских линейных кораблей и линейных крейсеров и борьба личного состава за живучесть
Надводная часть корпуса кораблей. 330-мм бронирование главного пояса германскими бронебойными снарядами не пробивалось и только откалывалось кусками («Уорспайт»), а иногда смещалось со своего места и вдавливалось от 19 до 90 см («Тайгер», «Малайя», «Бархэм»). В последнем случае происходило нарушение водонепроницаемости борта в подводной части и затопление бортовых отделений.
229-мм бронирование главного пояса в большинстве случаев пробивалось германскими 305-мм бронебойными снарядами («Принцесс Ройял», «Тайгер»), и только в одном случае оно двумя снарядами не было пробито («Лайон»).
152-мм бронирование вертикального пояса свободно пробивалось снарядами крупных калибров, причем внутри кораблей производились значительные разрушения.
Слабым местом броневых переборок являлись задрайки броневых дверей, которые от ударов снарядов смещались, от чего нарушалась водонепроницаемость.
Влияние ударов снарядов. Снаряды крупных калибров 305 - 280-мм, ударяясь о корпус кораблей, производили сильные сотрясения, нарушали водонепроницаемость переборок и т.п. («Лайон»).
Сотрясения при взрывах в башнях отражались на их гидравлических механизмах («Куин Мэри»).
Подводная часть корпуса кораблей. 305-мм бронебойные снаряды, попадая в борт ниже ватерлинии, пробивали главный броневой пояс и наносили подводные пробоины, повреждая иногда прилегавшие переборки с нарушением водонепроницаемости последних. От большого давления воды переборки деформировались («Уорспайт»).
Влияние взрывов, происходивших в погребах, было настолько велико, что донная часть кораблей повреждалась действием газов на расстоянии 30-40 м от места взрыва («Куин Мэри»).
Наличие нескольких пробоин в борту вело к затоплению большого количества бортовых отделений с последующим возникновением значительных кренов («Малайя»).
Повреждения небронированной части борта и надстроек. Помещения, расположенные в небронированных частях борта, подвергались беспрепятственному проникновению снарядов, где последние при разрывах наносили сильные разрушения с человеческими жертвами: был уничтожен лазарет с его медицинским оборудованием, медикаментами и ранеными («Малайя»).
Из надстроек, расположенных на верхней палубе, выводились из строя кожухи вентиляторов и дымовых труб, мачты, вьюшки для стального троса и т.п. («Лайон» и «Принцесс Ройял»).
Горизонтальное бронирование палубы. Бронирование английских кораблей и линейных крейсеров состояло из двух палуб. Толщина верхней 25,4 мм; нижняя броневая палуба в своей толщине доходила от 63,5 до 76 мм. В сумме получалась толщина от 88,9 до 101, 4 мм.
Бронирование верхней палубы без всякого затруднения пробивалось 280-305-лел; бронебойными снарядами, которые иногда разрывались под верхней палубой («Лайон»), но в большинстве случаев снаряды пробивали и главные палубы от 63,5 до 76 мм («Лайон», «Принцесс Ройял», «Уорспайт»).
Броневые колосники не пропускали осколков крупных снарядов в кочегарные отделения; поэтому котлы повреждений не имели, и потери хода кораблей в бою не наблюдалось.
Повреждения башен и средней артиллерии. Повреждения башен характеризовались следующими цифрами попаданий: одно — в третью башню «Лайона», два — в первую и третью башни «Куин Мэри», одно — в третью башню «Малайи» и одно попадание в первую башню «Уорспайта». Всего 8 случаев (Вильсон насчитывает 13 попаданий в башни английских кораблей ("Линейные корабли в бою", стр. 183)).
Попадания в передние плиты 280-мм брони в двух случаях проводили к пробиванию их и к проникновению снарядов внутрь башен с воспламенением боезапасов, следствием чего являлись большие пожары, так как огонь распространялся вниз, достигая артиллерийских погребов. В ряде случаев (как это мы увидим ниже) для кораблей это кончалось катастрофой.
Деформация передних броневых плит и их вдавливание внутрь башен кончались их заклиниванием с потерей способности вращаться. Кроме того, происходило повреждение внутренних механизмов башни («Тайгер», «Принцесс Ройял»).
От сотрясения выходили также из строя гидравлические механизмы башен.
При повреждении и вдавливании брони башенной трубы ее осколки застревали внутри и выводили из строя подачу боезапаса («Тайгер»).
Крыши башен пробивались не всегда, но имелся случай, когда снаряд проник внутрь башни («Лайон»). В двух случаях произошла деформация плиты («Уорспайт») и срыв ее с болтов («Малайя»).
Пожары и взрывы. Причиной пожаров и взрывов являлось проникновение пламени в зарядные и снарядные погреба.
Путей проникновения в них огня было несколько:
а) при взрыве или детонации снаряда внутри башни или башенного колодца огонь проникал в заготовочное отделение и, взрывая там заряды, достигал погреба;
б) при наличии пробоин в самих погребах и при взрывах боезапаса;
в) при проникновении пламени сначала в заготовочное или снарядное отделение через податочную шахту, а затем зарядный погреб (крюйт-камеру);
г) при попадании торпед или взрывах мин у корпуса корабля вблизи зарядных погребов;
д) при падении вниз сорвавшихся полузарядов при работе с ними («Лайон»).
Первой причиной быстрого воспламенения большого количества кордита являлось хранение его в футлярах без асбестовой нетеплопроводной изоляции, вследствие чего пламенем охватывалось сразу большое количество боезапаса, и после короткого срока его горения происходил взрыв, влиявший на судьбу всего корабля («Индефатигебл», «Куин Мэри» и «Инвинсибл»).
При пробивании бронирования казематов снаряды разрывались внутри батарей, где находился боезапас, приготовленный для стрельбы («Лайон», «Принцесс Ройял», «Уорспайт», «Малайя»), вследствие чего происходили пожары. Иногда подобное явление возникало при попадании крупных снарядов в расположение погреба среднего калибра («Тайгер»).
Выход из строя орудий главного калибра зарегистрирован в одном случае, когда одному 381-лш орудию (третья башня «Принцесс Ройял») снарядом противника оторвало дульный срез. Кроме того, на других кораблях имелись повреждения орудий среднего калибра.
Повреждения по электромеханический части. Причиной прекращения питания электроэнергией были разрушения снарядами электрических кабелей и проводников и затопление водой магистралей, у которых изоляция оказалась недостаточно надежной.
Водонепроницаемость коробок рубильников оказалась недостаточной, она утрачивалась от сотрясений попадавших снарядов.
Повреждение трубопроводов от двигателя влияло на работу динамомашин в течение 30 минут («Лайон»).
На «Лайоне» вышло из строя 4 (из 7) электромоторных помпы, что составляло 43 %.
Пожарные магистрали пробивались снарядами крупного калибра («Принцесс Ройял»). Имелся случай выхода из строя трубы для питания котлов водой («Уорспайт»).
Рулевое отделение было залито водой, что увеличило углубление корабля с понижением хода («Уорспайт»).
Борьба за живучесть. При возникновении пожара в башнях задраивались двери и горловины погребов с целью предотвращения распространения огня («Лайон»). Производилось также затопление водой погребов в качестве профилактических мер против взрыва («Лайон», «Тайгер»), переключение магистралей питания электрическим током («Лайон»), восстановление перебитого паропровода двигателя динамомашины и восстановление электрического освещения («Лайон»), исправление системы центральной наводки (в течение 16 минут «Принцесс Ройял»), исправление подачи боезапаса, тушение пожаров («Лайон», «Тайгер», «Уорспайт», «Малайя»), забивание койками (400 коек) помещения, затопленного водой через подводную пробоину («Уорспайт»), подкрепление деформировавшихся переборок подпорами («Уорспайт») восстановление работы рулевых устройств (8 минут, «Уорспайт»), выравнивание кренов перекачиванием нефти из цистерны с поврежденного борта на неповрежденный борт («Уорспайт»), откачивание воды затопленных отделений водоотливными средствами кораблей.