Мероприятия, намеченные английским командованием для повышения боеспособности кораблей
Ютландское сражение показало английскому морскому командованию, что английские корабли требуют дальнейшего конструктивного и организационного совершенствования, которое заключалось в следующем:
1. Ввиду того, что броневой пояс и палубы кораблей (линейных кораблей и линейных крейсеров) оказались недостаточно надежными, в наиболее уязвимых местах предполагалось их усилить.
2. Бронирование палуб считалось недостаточным и требовало усиления на 25 мм над зарядными погребами к существовавшему ранее бронированию.
3. Значительное количество попаданий в башни требовало увеличения толщины их передней плиты и крыши.
4. Значение надежной брони признавалось необходимым в местах, примыкавших к жизненным частям — к погребам.
5. Ввиду того, что снаряды противоминной артиллерии сыграли неблагоприятную роль, являясь рассадниками пожаров, и, кроме того, оказались неиспользованным в бою грузом, английским командованием предполагалось уменьшить их комплект, так как, по его мнению, отражение атак миноносцев днем не может быть длительным. Бронирование срезов амбразур предполагалось увеличить по толщине на 25-50 мм. Однако это мнение английского командования не может быть решающим в настоящее время.
6. Предполагалось сделать прикрытие из стальных плит, балок и стальных сетей в местах, которые необходимо предохранять от осколков.
7. Ввиду того, что было установлено, что угольные ямы, цистерны с маслом и нефтью играют благоприятную роль в защите корабля от снарядов, рекомендовалось расходовать их содержимое в последнюю очередь.
8. В зарядных погребах башен намечено было сооружение огненепроницаемых приспособлений, которые способны были выдержать давление газов, исходящее из заготовочного отделения. В качестве предварительных мероприятий люки снабжались щитами из фирнота. Предполагалось испытать способы орошения зарядов, находившихся в башенных зарядниках и в заготовочном отделении.
9. Решено было пробить в подволоке заготовочного отделения люки с крышками на двухсторонних задрайках в качестве запасных выходов из помещения, с соблюдением при этом огне- и водонепроницаемости. Этими запасными выходами предполагалось пользоваться личному составу в случае необходимости оставления помещения.
10. Во время боя в местах хранения боезапаса запрещалось двери и люки держать открытыми.
11. Решено было ввести маты, смоченные водой и расположенные на верхней палубе, для предупреждения распространения пожаров.
12. Предполагалось между орудиями поставить противопожарные ширмы для того, чтобы задержать распространение огня внутри башни.
13. В противовес германскому расположению прожекторов — далеко друг от друга и на большой высоте, англичане придерживались мнения, что лучшее место для прожекторов — в кормовой части, возможно выше над палубой.
Управление прожекторами считалось необходимым защищать от осколков снарядов.
Стремясь найти на будущее время наиболее радикальные меры предосторожности против пожаров с их губительными последствиями, английское командование предписывало ввести следующие мероприятия:
1. Изменить порядок хранения кордита перед стрельбой, оставляя заряды в футлярах с закрытыми крышками, чтобы предостеречь боезапас при попадании на него расплавленного олова, огня и осколков снарядов при разрывных последствиях.
2. Запретить держать горючие материалы вблизи артиллерийских погребов и во всех отделениях, где производились работы с боезапасом, и ввести обязательное смачивание палубы водой.
3. Повысить качество приборки в артиллерийских погребах, так как считалось, что пыль способствовала воспламенению и горению боезапаса.
4. Не допускать работы личного состава в погребах без фирнотовых галош, так как имеющиеся на обуви металлические гвозди могли способствовать образованию искр.
5. В батареях 152-лш артиллерии, в качестве конструктивных мероприятий, удлинить боковые траверсы до продольных броневых переборок, а в тех местах, где это сделать было трудно, закрыть промежутки защитными от огня матрацами и фирнотом, чтобы воспрепятствовать проникновению пламени при пожарах из одного района в другой.
Так как эти мероприятия увеличивали нагрузку кораблей, было решено несколько сократить количество боезапаса для средних калибров. Так, например, для линейного корабля «Айрон Дюк» на 1—152-лш орудие по новой раскладке полагалось по 140 снарядов плюс 6 шрапнелей.
Для кораблей типа «Куин Элизабет» полагалось на каждое орудие среднего калибра 110 снарядов плюс 6 шрапнелей. Для «Ройял Соверен» около 110 снарядов. Для кораблей, имевших 102-мм артиллерию, по 150 снарядов и 6 шрапнелей.
6. Люки снабдить чехлами из фирнота или парусины, смачивая их аксилином (Аксилин — огнеупорный патентованный состав).
7. В башнях произвести увеличение бронирования труб на 25,4 мм между верхней и средней палубами — в местах, где наиболее возможны разрывы снарядов.
Для 102- и 152-мм снарядов были заказаны ящики вместимостью в 2 кордитовых снаряда.
В германском флоте каждый футляр для полузарядов имел внутри асбестовую прокладку, которая являлась изоляционным материалом против тепла, во время пожара удлиняла время возгорания боезапаса, что благоприятно отражалось на ходе событий, так как командование успевало принять меры по тушению пожара.
8. Увеличить количество стопорных клапанов в пожарных магистралях, что (при повреждении последних снарядами) могло предотвратить от заполнения водой нижних помещений.
9. Увеличить количество огнетушителей, ввести пожарные каски и защитные матрацы, дважды окрашенные огнеупорной краской; последние могли противостоять не только огню, но и распространению мелких осколков снаряда. Для линейных кораблей и линейных крейсеров огнетушителей предполагалось отпускать по 200 штук, для крейсеров — 150 штук, для легких крейсеров — 100 штук, для лидеров — 20 и для истребителей — 4 штуки.