Повреждения и гибель германского линейного крейсера «Лютцов»

 

 «Лютцов» («Lutzow»). Год спуска-1914; D-26600 от; скорость-28 узлов; вооружение: артиллерия - 8-305-мм/50 (пре­дельная дальность стрельбы-98 каб.), 14-150-мм/50, 12-88-мм, торпедные аппараты - 5-559-мм (подвод.); бронирование: глав­ный пояс-305 мм, верхний пояс-203 мм, корма-127 мм, про­тивоминная артиллерия-178 мм, главный калибр-280 мм, па­лубы - 25,4-81,2 мм; запас топлива-5600 т; мощность меха­низмов (S.H.P.) -63000; L-210 м. В-29 м, Т-8,3 м; экипаж-1125 чел.

 

«Лютцов», флагманский корабль германской первой разведывательной группы, шел головным и к моменту начала авангардного боя с английс­кими линейными крейсерами открыл артиллерий­ский огонь по линейному крейсеру «Лайон», стре­ляя из носовых 305-мм орудий (двухорудийных башен) фугасными снарядами.

Он выпустил 4 залпа и с 15 часов 50 минут, пристрелявшись, перешел на поражение.

В 15 часов 45 минут по «Лютцову» открыл ар­тиллерийский огонь 343-мм артиллерией английс­кий линейный крейсер «Принцесс Ройял», причем в 16 часов в «Лютцова» последовало первое попада­ние полубронебойным снарядом (рис.55), не причи­нивших ему серьезных повреждений (место попа­дания осталось неизвестным). Затем один 343-мм снаряд попал в первую башню «Лютцова», но не разорвался и рикошетировал во вторую башню, пробил ее 280-мм бронирование, воспламенил внут­ри два полузаряда, находившиеся в подъемнике, и в 16 часов 30 минут произвел пожар, распростра­нившийся в носовой части корабля.

Правое орудие вышло из строя, а левое, защи­щенное траверсом, продолжало еще некоторое время стрелять, однако, башню на некоторое вре­мя пришлось вывести из действия.

Вскоре вышла из строя кормовая башня от повреждения электрической магистрали, и лич­ному составу ее пришлось перейти на ручное за­ряжание.

В 17 часов 50 минут снарядом были выведены из строя главная и вспомогательная радиостанции.

С 18 часов 20 минут по «Лютцову» с третьей английской эскадры (305-мм артиллерия) на дис­танции 45 каб. был сосредоточен артиллерийский огонь, начавший наносить ему дальнейшие тяже­лые повреждения. «Лютцов» не мог развить в от­вет мощного огня по противнику, так как от по­жара на баке и от повреждений во второй башне носовая артиллерия не стреляла.

Надводная часть корабля представляла собой сплошные развалины, и в 18 часов 30 минут «Лют­цов» вышел из строя. Ниже ватерлинии в носо­вой части корабля имелись подводные пробоины, через которые заливалась водой носовые отсеки, постепенно увеличивая дифферент на нос.

Однако, несмотря на очень большие разруше­ния, «Лютцов» был способен идти 15-узловым ходом потому, что его турбины, котлы и вспомо­гательные механизмы, расположенные под бро­нированием, остались неповрежденными.

По мере затопления водой носовых отсеков око­ло 23 часов от большого давления начали сдавать переборки. К 24 часам помпы перестали справлять­ся с водой, залившей отделение динамомашин и проникавшей далее в переднее котельное отделение.

«Лютцов» принял 8000 т воды; дифферент на нос дошел до 13,25 м, вследствие чего кормовая часть корабля поднялась вверх, и из воды пока­зались винты. Командованию стало ясно, что до­вести корабль до базы нет никакой надежды.

1 июня в 01 час 45 минут он был оставлен экипажем и в 02 часа он был потоплен двумя тор­педами германских миноносцев, которые сопро­вождали «Лютцов». Он затонул в 80 милях от Хорнс-Рифа. За весь период боя «Лютцов» полу­чил 24 попадания тяжелыми снарядами. Было убито 115 человек и 50 ранено. Четыре минонос­ца сняли с «Лютцова» 960 человек.

Механизмы и котлы при столь больших по­вреждениях корабля остались исправными, что надо отнести за счет надежного бронирования (пояс 305 и 203 мм, палубы 25,4 и 81,2 мм).

Итоги. «Лютцов» находился под обстрелом английской 343-мм артиллерии первой эскадры линейных крейсеров с дистанции 65-84 каб. в те­чение, вероятно, 1 часа 40 минут, под обстрелом 305-мм артиллерии линейных крейсеров на дис­танции 45 каб. около 20 минут. Всего 2 часа.

За это время он получил 24 попадания 343 и 305-мм полубронебойными снарядами, которые нанесли кораблю большие разрушения во всех его частях.

В носовой подводной части корпуса корабля имелось несколько пробоин (сколько, осталось неизвестно), через которые корабль получил до 8000 т воды, что составляло 30% от водоизмеще­ния. Дифферент на нос дошел до 13,5 м, оголив­шиеся винты исключали возможность кораблю са­мостоятельно возвратиться в базу.

На «Лютцове» были повреждены вторая и чет­вертая башни.

В носовой части от горения пороха во второй башне произошел пожар, распространившийся по баку. Огонь и дым мешали стрельбе носовых ору­дий главного калибра, чем был ослаблен артилле­рийский огонь.

Четвертая башня вышла из строя от повреж­дения электрической магистрали.

Потери личного состава: 165 человек, что со­ставляет 15% . Сведений о борьбе за живучесть не осталось.