Повреждения германского линейного крейсера «Зейдлиц»
«Зейдлиц» («Seyglitz»). Год епуска-1912; D-25000 т; скорость-28,1 узла; вооружение: артиллерия - 10-280-мм/50 (вес бортового залпа - 2994 кг), 12-152-мм/45, 12-88-мм/45, торпедные аппараты - 4 - 500-мм (подводи.); бронирование: пояс-286,6 мм, главная артиллерия - 203 мм, палубы - 25,4-83,2 мм; запас топлива - 3600 т; мощность механизмов (S.H.P.) - 89700; L - 200 м, В - 28,5 м, Т - 8,2 м; экипаж - 1108 чел.
Линейный крейсер «Зейдлиц», входивший в состав первой разведочной группы, в 15 часов подходил к месту боя с английскими линейными крейсерами.
По мере обнаружения противника, на «Зейдлице» около 16 часов забили колокола громкого боя, извещавшие экипаж о боевой тревоге. Весь личный состав быстро занял свои боевые посты. Одновременно было произведено задраивание водонепроницаемых дверей, горловин и люков.
Старший инженер-механик по боевому расписанию направился в машинное отделение, расположенное под броневой 83,2-мм палубой, в центральный пост управления машинами. По мере изготовления подразделений корабля к бою, на командные пункты посредством телефонов, переговорных труб, записками, доставленными передаточными трубами и ординарцами, поступали донесения о готовности устройств и обслуживающего персонала.
Старший инженер -механик тоже получал доклады о готовности котлов, главной и рулевой машин и электрических устройств; подобные доклады старший инженер-механик получал от ремонтных и пластырных партий, а затем все донесения шли к командиру корабля. Командование корабля, в свою очередь, извещало личный состав о всех происходивших изменениях в обстановке и, тем самым, мобилизовало его внимание к предстоящему бою с сильным противником.
В 15 часов 49 минут начался артиллерийский бой с дистанции 80 каб., причем «Зейдлиц» был под обстрелом 343-мм артиллерии английского линейного крейсера «Куин Мэри», а позднее с 17 часов 25 минут, в него стрелял также английский крейсер «Тайгер».
Английские полубронебойные снаряды сначала поражали правый борт «Зейдлица» (рис. 56). Часть снарядов падала в воду; силою подводных взрывов и действием осколков снарядов наносились повреждения подводной части корабля.
Снаряды, попадавшие в корпус корабля, проникали внутрь. В 16 часов 57 минут была выведена из строя носовая электростанция правого борта; вскоре была разрушена кают-компания кондукторов, в которой, кроме того, начался пожар.
Один из снарядов разбил часть вентиляторных устройств; в результате в некоторых задраенных помещениях, без притока свежего воздуха, быстро поднялась температура, и положение людей в них сделалось невыносимым. Об этом был извещен старший инженер-механик, который, сознавая всю тяжесть пребывания личного состава в непровентилированных помещениях, все же приказал людям оставаться на своих боевых постах и только в перерывах боя разрешил производить их временную смену.
Вскоре пришло донесение о произведенном переключении тока на другую действующую электростанцию.
Следующее попадание тяжелого 343-мм снаряда произошло вблизи поста управления машинами по правому борту в пятом отделении. Электричество погасло; осколками снаряда вывело из строя часть пожарной магистрали, и вода из трубопровода начала распространяться по помещениям.
От разрыва снаряда некоторые помещения заполнились удушливым газом и дымом, которые проникли и в правое турбинное отделение.
Старший инженер-механик приказал рабочей (аварийной) группе надеть противогазы, восстановить свет и наладить вентиляцию в отделении главной машины.
Ремонтный (аварийный) инженер-механик при очистке от газов пятого отделения пробовал использовать повышенное давление воздуха кочегарок, но, когда для удаления газов открыли люк в палубе, из него хлынула вода, лившая из поврежденной снарядом пожарной магистрали. Вода была остановлена после того, как трубопровод перекрыли клапанами.
Вследствие громадного разрушения вентиляторной шахты и прилегающего к ней района, машинное отделение по-прежнему оставалось без свежего воздуха; наоборот, через испорченную вентиляторную магистраль в машинное отделение нагнетались дым и удушливые газы.
Люди изнывали от духоты и высокой температуры воздуха, но, несмотря на тяжелую обстановку, в которой протекала работа машинного персонала, все оставались на своих местах, выполняя боевые функции, а старшина правой турбины даже подбадривал подчиненных, говоря им: "не петушитесь, сейчас будет лучше". На самом же деле они не могли рассчитывать на улучшение обстановки потому, что старший инженер-механик приказал открывать броневой люк только в случае крайней необходимости.
Неприятельский 343-мм снаряд, попавший в вентиляторную шахту, не пробил осколками 83,2-мм бронирования палубы.
Следующее попадание на «Зейдлице» произошло в каземат над второй угольной ямой. 343-мм снаряд пробил 203-мм бронирование борта, внутренние переборки и разорвался в угольной яме. В результате этого попадания в девятом отделении электрическое освещение погасло, вышли из строя еще два вентилятора, а паропровод оказался перебитым. Кочегарное отделение быстро заполнилось паром.
От разрыва снаряда в угольной яме стояла угольная пыль, затруднявшая осмотр и исправление повреждений, но, несмотря на огромные трудности, электрическое освещение было восстановлено, и работа кочегаров по перегрузке угля к котлам не прерывалась.
При попадании неприятельских 343-мм снарядов в борт, корабль испытывал сильные толчки, от которых люди в кочегарных отделениях сбивались с ног, а водомерные стекла у котлов лопались. Внутри корабля наблюдалось сильное сотрясение тонких переборок. Несколько поперечных переборок было изрешечено осколками снарядов, причем в некоторых местах площадь пробоин доходила до 1 мг.
Края пробоин были острые, и некоторые листы металла на 1 м оказались оторванными и загнутыми.
При попадании снарядов в левый борт (рис.57) наблюдалась аналогичная картина разрушения борта и внутренних переборок. От подводных пробоин угольные ямы затапливались водой, и кочегарам приходилось в тринадцатом отделении изыскивать новые обходные пути для переноса угля к котлам.
Один из снарядов попал по левому борту в третью башню, проник в погрузочное отделение, произвел в нем пожар, грозивший взрывом всего боевого запаса башни, уничтожил почти весь личный состав. Ввиду опасности взрыва корабля, пришлось немедленно затопить артиллерийские погреба башни. Эту трудную работу произвел трюмный боцманмат; задыхаясь от удушливых газов, он хватался за раскаленные маховики клапанов, к которым припекались его руки, но все-таки открывал их.
В результате артиллерийских попаданий нарушилась водонепроницаемость переборок, и вода стала проникать в погреб четвертой башни, где оставалась на уровне 1 м от палубы. За время боя в четвертую башню попало два 343-мм снаряда, которыми была убита вся прислуга.
В носовой части корабля от подводных пробоин было затоплено водой четырнадцатое отделение правого борта ниже броневой палубы и коридор броневых труб. Вода попадала в основание первой башни через трещины разошедшихся швов переборок, расшатанных от артиллерийских попаданий противника и от своей артиллерийской стрельбы.
Трюмный пост также был залит водой, и его личному составу пришлось перейти в другое, более безопасное место.
За этот период боя «Зейдлиц» получил 24 попадания английскими 343-мм снарядами и 3 попадания 150-мм артиллерией. Вследствие подводных повреждений корабль принял 2000 т воды, что составляло 8% от водоизмещения. Корабль получил небольшой крен на правый борт и дифферент на нос. Углубление форштевня увеличилось на 1,8 м, корма приподнялась на 0,5 м, а общее углубление корабля увеличилось на 0,6 м. Скорость хода постепенно падала с 20 до 15 узлов, а затем она уменьшилась до 12 узлов.
К концу дневного боя из 10 - 280-лш орудий остались исправными только четыре; потери артиллерии главного калибра составляли 60% .
Несколько 150-мм орудий (количество неизвестно) было выведено из строя.
Около 19 часов в тринадцатое отделение правого борта «Зейдлица» попала английская торпеда с эскадренного миноносца «Петард», которая нанесла большую пробоину в 15,24 мг. От взрыва вышла из строя носовая электростанция с двумя турбодинамомашинами и несколькими умформерами. Произведенное переключение тока на кормовую электростанцию создало ей значительную перегрузку.
От сильного толчка подводного взрыва лопнул корпус турбины и подскочил вверх предохранительный клапан, который и остался в таком положении.
Турбинное отделение заполнилось паром, но, несмотря на это, машинисты с большими трудностями все же нашли места повреждений и исправили их через 15 минут.
Вследствие повреждения рулевой машины на некоторое время пришлось перенести управление рулем в румпельное отделение. Руль был вскоре исправлен.
После торпедного попадания вода проникла с обоих бортов в тринадцатое отделение через поврежденный район и через поперечный траверс, разделявший тринадцатый и четырнадцатый отсеки.
Вода заполнила почти всю носовую часть до верхней палубы полубака; на ходу дифферент увеличивался как бы под действием рулей глубины.
Носовая переборка пятой кочегарки выдерживала давление воды, но через ее многочисленные отверстия для переговорных труб и кабелей и через отверстия вышибленных заклепок проникала вода. В местах деформации переборки ставились подпоры.
В связи с дальнейшим распространением воды внутри корабля ее количество достигло 5300 т, что составляло 21,2% водоизмещения.
В течение дня в боевых условиях «Зейдлицу» приходилось форсировать котлы, которые на протяжении всего дневного боя не чистились.
Старший инженер-механик, предвидя новые встречи с противником, решил заблаговременно произвести чистку топок котлов. Эта тяжелая работа выполнялась 100 кочегарами, которые в сильном жаре, при выделении из угля газа с серой, дробили мощные пласты образовавшегося шлака.
Трудной задачей было удаление с корабля больших кусков шлака через мусорные эжекторы.
Вечером старшему инженер-механику пришло донесение о том, что испортились нефтяные фильтры; они засорились плавившимися кусками смолы от горячего трубопровода. За отсутствием запасных фильтров на корабле старший инженер-механик приказал их убрать совсем.
Кочегары, удивленные таким смелым распоряжением, приступили к работе; они сняли палубный настил в кочегарке и, ползая по дну, вывинчивали коробки фильтров. Эту работу они закончили через час, и отопление нефтью снова наладилось. Ночью 1 июня все котлы «Зейдлица» перестали подавать пар к механизмам от происшедшего вскипания вследствие попавшей забортной соленой воды.
Питательные помпы, динамомашины и другие механизмы, получая воду вместо пара, прекращали свою работу и останавливались.
Корабль временами погружался в полный мрак. Вентиляция периодически переставала действовать.
Для улучшения работы механизмов старший инженер-механик приказал продуть котлы, переключить холодильники и питательные помпы пустить полным ходом. Эта мера дала свой положительный результат, так что работа механизмов постепенно наладилась.
К мерам борьбы за живучесть надо отнести следующие мероприятия:
1. Перед началом боя по сигналу боевой тревоги задраивались водонепроницаемые переборки, люки и горловины.
2. Во время боя при получении подводных пробоин затопленные помещения обнаруживались посредством "штепсельной доски", благодаря чему командование знало, откуда грозит наибольшая опасность.
3. Поврежденную пожарную магистраль, распространявшую по кораблю воду, при повреждении переключали посредством клапанов.
4. Тушение пожаров производилось посредством шлангов. Трюмные с надетыми противогазами направляли струи воды в очаг пожара и, несмотря на дым и горячий воздух, сбивали огонь.
5. Пластырная партия заделывала пробоины от снарядов заблаговременно приготовленными щитами, досками и брусьями.
Особое внимание личного состава было обращено на исправление в первую очередь тех переборок, которые пропускали воду в смежные исправные помещения.
Наибольшую опасность представляла собой артиллерийская пробоина по левому борту, которую заткнули большим пластырем. Вследствие острых, сильно выступавших краев пробоины, аварийная партия полной водонепроницаемости все же не добилась.
Люди работали, стоя в воде, устанавливая подпоры и забивая клинья, пригнанные заблаговременно.
Количество повреждений превзошло всякие ожидания, и часть крепежного материала приходилось подготавливать на местах.
Большую пользу по заделыванию пробоин принесли подушки, употребляемые при гимнастике, и шерстяные одеяла, укрепляемые клиньями и распорами.
При деформации палуб между ними вертикально ставились подпоры.
6. Для уничтожения крена, дошедшего до 8°, и деферента на нос затоплялись средние и кормовые цистерны противоположенного борта, но по мере понижения остойчивости корабль получал новый крен, выравнивавшийся с большим трудом.
Вследствие большого дифферента на нос корабль плохо слушался руля, и, кроме того, малейшее изменение его положения вело к образованию новых кренов.
7. Откачивание воды из затопленных помещений производилось частью уцелевших водоотливных средств; кроме того, воду откачивали ведрами.
Когда помещения носовой башни оказались затопленными водой, один из инженер-механиков пустился вплавь к водоотливному клапану, нырнул, открыл его, и тогда большие водоотливные помпы начали откачивать воду из торпедного отделения, создавая в носовой части воздушный пузырь, придавший кораблю некоторую плавучесть.
Когда некоторые водонепроницаемые переборки от большого давления воды во время хода начали сдавать, «Зейдлиц» пошел задним ходом, кормой вперед, и, несмотря на огромные трудности, через 57 часов баз посторонней помощи возвратился в свою базу.
Корабль был поставлен в заводской ремонт, длившийся 105 суток. Потери экипажа составляли 148 человек убитыми и ранеными, т.е. 13% личного состава. «Зейдлиц» снова вступил в строй 16 сентября 1916 г.
Итоги. «Зейдлиц» получил двадцать четыре 343-мм снаряда и три попадания 102-мм снарядами с линейных крейсеров «Куин Мэри» и «Тайгер». Английские полубронебойные снаряды, падавшие вблизи борта, силою подводных взрывов производили разрушения в подводной части корабля. Тяжелые снаряды, проникавшие внутрь корабля, осколками повреждали продольные и поперечные переборки, причем размер некоторых внутренних пробоин достигал 1 м2.
При повреждении вентиляционной системы работа личного состава сильно затруднялась, и люди изнемогали от жары и удушливых газов.
Выход из строя электрического освещения погружал помещения корабля в темноту, в результате чего исключалась возможность обнаруживать и исправлять повреждения.
Удары от снарядов противника и от сотрясения корпуса корабля при своей артиллерийской стрельбе расшатали внутренние крепления и нарушили водонепроницаемость некоторых переборок.
Попадания снарядов в башню вели к возникновению в них пожаров.
Личный состав, отлично знавший свой корабль и на многочисленных учениях изучивший методы борьбы за живучесть, быстро переключал питание тока, выключал поврежденные районы пожарной магистрали; исправные районы пожарной системы использовали для тушения пожара.
Пробоины заделывались пластырями, шерстяными одеялами и деревянными щитами; деформирующиеся переборки и палубы подкреплялись подпорками.
Удаление воды из затопленных помещений производилось при помощи уцелевших водоотливных средств и ведрами, хотя все они в данном случае оказались маломощными.
Уменьшение кренов и дифферента достигалось затоплением отделений с противоположного борта в средней и кормовой частях корабля. Корабль имел сначала 2000 т, а затем 5300 т воды.
Для уменьшения давления воды на переборки часть пути «Зейдлиц» шел задним ходом, кормой вперед.
Ремонт продолжался 105 суток.