Повреждения германского линейного крейсера «Зейдлиц»

 

«Зейдлиц» («Seyglitz»). Год епуска-1912; D-25000 т; скорость-28,1 узла; вооружение: артиллерия - 10-280-мм/50 (вес бортового залпа - 2994 кг), 12-152-мм/45, 12-88-мм/45, тор­педные аппараты - 4 - 500-мм (подводи.); бронирование: пояс-286,6 мм, главная артиллерия - 203 мм, палубы - 25,4-83,2 мм; запас топлива - 3600 т; мощность механизмов (S.H.P.) - 89700; L - 200 м, В - 28,5 м, Т - 8,2 м; экипаж - 1108 чел.

 

Линейный крейсер «Зейдлиц», входивший в состав первой разведочной группы, в 15 часов подходил к месту боя с английскими линейными крейсерами.

По мере обнаружения противника, на «Зейдлице» около 16 часов забили колокола громкого боя, извещавшие экипаж о боевой тревоге. Весь личный состав быстро занял свои боевые посты. Одновременно было произведено задраивание во­донепроницаемых дверей, горловин и люков.

Старший инженер-механик по боевому распи­санию направился в машинное отделение, распо­ложенное под броневой 83,2-мм палубой, в цент­ральный пост управления машинами. По мере изготовления подразделений корабля к бою, на командные пункты посредством телефонов, пере­говорных труб, записками, доставленными пере­даточными трубами и ординарцами, поступали донесения о готовности устройств и обслуживаю­щего персонала.

Старший инженер -механик тоже получал докла­ды о готовности котлов, главной и рулевой машин и электрических устройств; подобные доклады старший инженер-механик получал от ремонтных и пластыр­ных партий, а затем все донесения шли к командиру корабля. Командование корабля, в свою очередь, изве­щало личный состав о всех происходивших изменени­ях в обстановке и, тем самым, мобилизовало его вни­мание к предстоящему бою с сильным противником.

В 15 часов 49 минут начался артиллерийский бой с дистанции 80 каб., причем «Зейдлиц» был под обстрелом 343-мм артиллерии английского ли­нейного крейсера «Куин Мэри», а позднее с 17 часов 25 минут, в него стрелял также английский крейсер «Тайгер».

Английские полубронебойные снаряды снача­ла поражали правый борт «Зейдлица» (рис. 56). Часть снарядов падала в воду; силою подводных взрывов и действием осколков снарядов наноси­лись повреждения подводной части корабля.

Снаряды, попадавшие в корпус корабля, про­никали внутрь. В 16 часов 57 минут была выведе­на из строя носовая электростанция правого бор­та; вскоре была разрушена кают-компания кондукторов, в которой, кроме того, начался пожар.

Один из снарядов разбил часть вентиляторных устройств; в результате в некоторых задраенных помещениях, без притока свежего воздуха, быст­ро поднялась температура, и положение людей в них сделалось невыносимым. Об этом был изве­щен старший инженер-механик, который, созна­вая всю тяжесть пребывания личного состава в непровентилированных помещениях, все же при­казал людям оставаться на своих боевых постах и только в перерывах боя разрешил производить их временную смену.

Вскоре пришло донесение о произведенном переключении тока на другую действующую элек­тростанцию.

Следующее попадание тяжелого 343-мм снаря­да произошло вблизи поста управления машинами по правому борту в пятом отделении. Электричество погасло; осколками снаряда вывело из строя часть пожарной магистрали, и вода из трубопровода на­чала распространяться по помещениям.

От разрыва снаряда некоторые помещения за­полнились удушливым газом и дымом, которые проникли и в правое турбинное отделение.

Старший инженер-механик приказал рабочей (аварийной) группе надеть противогазы, восста­новить свет и наладить вентиляцию в отделении главной машины.

Ремонтный (аварийный) инженер-механик при очистке от газов пятого отделения пробовал использовать повышенное давление воздуха ко­чегарок, но, когда для удаления газов открыли люк в палубе, из него хлынула вода, лившая из поврежденной снарядом пожарной магистрали. Вода была остановлена после того, как трубопро­вод перекрыли клапанами.

Вследствие громадного разрушения вентиля­торной шахты и прилегающего к ней района, ма­шинное отделение по-прежнему оставалось без све­жего воздуха; наоборот, через испорченную вентиляторную магистраль в машинное отделение нагнетались дым и удушливые газы.

Люди изнывали от духоты и высокой темпера­туры воздуха, но, несмотря на тяжелую обстанов­ку, в которой протекала работа машинного персо­нала, все оставались на своих местах, выполняя боевые функции, а старшина правой турбины даже подбадривал подчиненных, говоря им: "не пету­шитесь, сейчас будет лучше". На самом же деле они не могли рассчитывать на улучшение обста­новки потому, что старший инженер-механик приказал открывать броневой люк только в слу­чае крайней необходимости.

Неприятельский 343-мм снаряд, попавший в вен­тиляторную шахту, не пробил осколками 83,2-мм бронирования палубы.

Следующее попадание на «Зейдлице» произош­ло в каземат над второй угольной ямой. 343-мм снаряд пробил 203-мм бронирование борта, внут­ренние переборки и разорвался в угольной яме. В результате этого попадания в девятом отделении электрическое освещение погасло, вышли из строя еще два вентилятора, а паропровод оказался пере­битым. Кочегарное отделение быстро заполнилось паром.

От разрыва снаряда в угольной яме стояла угольная пыль, затруднявшая осмотр и исправле­ние повреждений, но, несмотря на огромные труд­ности, электрическое освещение было восстанов­лено, и работа кочегаров по перегрузке угля к котлам не прерывалась.

При попадании неприятельских 343-мм сна­рядов в борт, корабль испытывал сильные толч­ки, от которых люди в кочегарных отделениях сбивались с ног, а водомерные стекла у котлов лопались. Внутри корабля наблюдалось сильное сотрясение тонких переборок. Несколько попереч­ных переборок было изрешечено осколками сна­рядов, причем в некоторых местах площадь про­боин доходила до 1 мг.

Края пробоин были острые, и некоторые лис­ты металла на 1 м оказались оторванными и загнутыми.

При попадании снарядов в левый борт (рис.57) наблюдалась аналогичная картина разрушения борта и внутренних переборок. От подводных про­боин угольные ямы затапливались водой, и коче­гарам приходилось в тринадцатом отделении изыс­кивать новые обходные пути для переноса угля к котлам.

Один из снарядов попал по левому борту в тре­тью башню, проник в погрузочное отделение, про­извел в нем пожар, грозивший взрывом всего бо­евого запаса башни, уничтожил почти весь лич­ный состав. Ввиду опасности взрыва корабля, пришлось немедленно затопить артиллерийские погреба башни. Эту трудную работу произвел трюмный боцманмат; задыхаясь от удушливых газов, он хватался за раскаленные маховики кла­панов, к которым припекались его руки, но все-таки открывал их.

В результате артиллерийских попаданий на­рушилась водонепроницаемость переборок, и вода стала проникать в погреб четвертой башни, где оставалась на уровне 1 м от палубы. За время боя в четвертую башню попало два 343-мм снаряда, которыми была убита вся прислуга.

В носовой части корабля от подводных пробо­ин было затоплено водой четырнадцатое отделение правого борта ниже броневой палубы и коридор броневых труб. Вода попадала в основание первой башни через трещины разошедшихся швов пере­борок, расшатанных от артиллерийских попаданий противника и от своей артиллерийской стрельбы.

Трюмный пост также был залит водой, и его личному составу пришлось перейти в другое, бо­лее безопасное место.

За этот период боя «Зейдлиц» получил 24 по­падания английскими 343-мм снарядами и 3 по­падания 150-мм артиллерией. Вследствие подводных повреждений корабль принял 2000 т воды, что составляло 8% от водоизмещения. Корабль получил небольшой крен на правый борт и диф­ферент на нос. Углубление форштевня увеличи­лось на 1,8 м, корма приподнялась на 0,5 м, а общее углубление корабля увеличилось на 0,6 м. Скорость хода постепенно падала с 20 до 15 уз­лов, а затем она уменьшилась до 12 узлов.

К концу дневного боя из 10 - 280-лш орудий остались исправными только четыре; потери ар­тиллерии главного калибра составляли 60% .

Несколько 150-мм орудий (количество неизве­стно) было выведено из строя.

Около 19 часов в тринадцатое отделение правого борта «Зейдлица» попала английская торпеда с эс­кадренного миноносца «Петард», которая нанесла большую пробоину в 15,24 мг. От взрыва вышла из строя носовая электростанция с двумя турбодинамомашинами и несколькими умформерами. Произ­веденное переключение тока на кормовую электро­станцию создало ей значительную перегрузку.

От сильного толчка подводного взрыва лопнул корпус турбины и подскочил вверх предохрани­тельный клапан, который и остался в таком по­ложении.

Турбинное отделение заполнилось паром, но, несмотря на это, машинисты с большими трудно­стями все же нашли места повреждений и испра­вили их через 15 минут.

Вследствие повреждения рулевой машины на некоторое время пришлось перенести управление рулем в румпельное отделение. Руль был вскоре исправлен.

После торпедного попадания вода проникла с обоих бортов в тринадцатое отделение через повреж­денный район и через поперечный траверс, разде­лявший тринадцатый и четырнадцатый отсеки.

Вода заполнила почти всю носовую часть до верхней палубы полубака; на ходу дифферент уве­личивался как бы под действием рулей глубины.

Носовая переборка пятой кочегарки выдержива­ла давление воды, но через ее многочисленные от­верстия для переговорных труб и кабелей и через отверстия вышибленных заклепок проникала вода. В местах деформации переборки ставились подпоры.

В связи с дальнейшим распространением воды внутри корабля ее количество достигло 5300 т, что составляло 21,2% водоизмещения.

В течение дня в боевых условиях «Зейдлицу» приходилось форсировать котлы, которые на про­тяжении всего дневного боя не чистились.

Старший инженер-механик, предвидя новые встречи с противником, решил заблаговременно произвести чистку топок котлов. Эта тяжелая ра­бота выполнялась 100 кочегарами, которые в силь­ном жаре, при выделении из угля газа с серой, дробили мощные пласты образовавшегося шлака.

Трудной задачей было удаление с корабля боль­ших кусков шлака через мусорные эжекторы.

Вечером старшему инженер-механику пришло донесение о том, что испортились нефтяные филь­тры; они засорились плавившимися кусками смо­лы от горячего трубопровода. За отсутствием за­пасных фильтров на корабле старший инженер-механик приказал их убрать совсем.

Кочегары, удивленные таким смелым распо­ряжением, приступили к работе; они сняли па­лубный настил в кочегарке и, ползая по дну, вы­винчивали коробки фильтров. Эту работу они за­кончили через час, и отопление нефтью снова на­ладилось. Ночью 1 июня все котлы «Зейдлица» перестали подавать пар к механизмам от проис­шедшего вскипания вследствие попавшей заборт­ной соленой воды.

Питательные помпы, динамомашины и другие механизмы, получая воду вместо пара, прекраща­ли свою работу и останавливались.

Корабль временами погружался в полный мрак. Вентиляция периодически переставала дей­ствовать.

Для улучшения работы механизмов старший инженер-механик приказал продуть котлы, пе­реключить холодильники и питательные помпы пустить полным ходом. Эта мера дала свой поло­жительный результат, так что работа механизмов постепенно наладилась.

К мерам борьбы за живучесть надо отнести следующие мероприятия:

1. Перед началом боя по сигналу боевой трево­ги задраивались водонепроницаемые переборки, люки и горловины.

2. Во время боя при получении подводных пробоин затопленные помещения обнаруживались посредством "штепсельной доски", благодаря чему командование знало, откуда грозит наибольшая опасность.

3. Поврежденную пожарную магистраль, рас­пространявшую по кораблю воду, при поврежде­нии переключали посредством клапанов.

4. Тушение пожаров производилось посред­ством шлангов. Трюмные с надетыми противога­зами направляли струи воды в очаг пожара и, несмотря на дым и горячий воздух, сбивали огонь.

5. Пластырная партия заделывала пробоины от снарядов заблаговременно приготовленными щитами, досками и брусьями.

Особое внимание личного состава было обра­щено на исправление в первую очередь тех пере­борок, которые пропускали воду в смежные ис­правные помещения.

Наибольшую опасность представляла собой артиллерийская пробоина по левому борту, кото­рую заткнули большим пластырем. Вследствие острых, сильно выступавших краев пробоины, аварийная партия полной водонепроницаемости все же не добилась.

Люди работали, стоя в воде, устанавливая под­поры и забивая клинья, пригнанные заблаговре­менно.

Количество повреждений превзошло всякие ожидания, и часть крепежного материала прихо­дилось подготавливать на местах.

Большую пользу по заделыванию пробоин при­несли подушки, употребляемые при гимнастике, и шерстяные одеяла, укрепляемые клиньями и распорами.

При деформации палуб между ними вертикаль­но ставились подпоры.

6. Для уничтожения крена, дошедшего до 8°, и деферента на нос затоплялись средние и кормо­вые цистерны противоположенного борта, но по мере понижения остойчивости корабль получал новый крен, выравнивавшийся с большим трудом.

Вследствие большого дифферента на нос ко­рабль плохо слушался руля, и, кроме того, ма­лейшее изменение его положения вело к образо­ванию новых кренов.

7. Откачивание воды из затопленных помеще­ний производилось частью уцелевших водоотливных средств; кроме того, воду откачивали ведрами.

Когда помещения носовой башни оказались затопленными водой, один из инженер-механи­ков пустился вплавь к водоотливному клапану, нырнул, открыл его, и тогда большие водоотлив­ные помпы начали откачивать воду из торпедно­го отделения, создавая в носовой части воздуш­ный пузырь, придавший кораблю некоторую пла­вучесть.

Когда некоторые водонепроницаемые перебор­ки от большого давления воды во время хода на­чали сдавать, «Зейдлиц» пошел задним ходом, кор­мой вперед, и, несмотря на огромные трудности, через 57 часов баз посторонней помощи возвра­тился в свою базу.

Корабль был поставлен в заводской ремонт, длившийся 105 суток. Потери экипажа составля­ли 148 человек убитыми и ранеными, т.е. 13% личного состава. «Зейдлиц» снова вступил в строй 16 сентября 1916 г.

Итоги. «Зейдлиц» получил двадцать четыре 343-мм снаряда и три попадания 102-мм снаря­дами с линейных крейсеров «Куин Мэри» и «Тай­гер». Английские полубронебойные снаряды, па­давшие вблизи борта, силою подводных взрывов производили разрушения в подводной части ко­рабля. Тяжелые снаряды, проникавшие внутрь корабля, осколками повреждали продольные и поперечные переборки, причем размер некоторых внутренних пробоин достигал 1 м2.

При повреждении вентиляционной системы работа личного состава сильно затруднялась, и люди изнемогали от жары и удушливых газов.

Выход из строя электрического освещения по­гружал помещения корабля в темноту, в резуль­тате чего исключалась возможность обнаруживать и исправлять повреждения.

Удары от снарядов противника и от сотрясения корпуса корабля при своей артиллерийской стрель­бе расшатали внутренние крепления и нарушили водонепроницаемость некоторых переборок.

Попадания снарядов в башню вели к возник­новению в них пожаров.

Личный состав, отлично знавший свой корабль и на многочисленных учениях изучивший мето­ды борьбы за живучесть, быстро переключал пи­тание тока, выключал поврежденные районы по­жарной магистрали; исправные районы пожарной системы использовали для тушения пожара.

Пробоины заделывались пластырями, шерстя­ными одеялами и деревянными щитами; дефор­мирующиеся переборки и палубы подкреплялись подпорками.

Удаление воды из затопленных помещений производилось при помощи уцелевших водоотлив­ных средств и ведрами, хотя все они в данном случае оказались маломощными.

Уменьшение кренов и дифферента достигалось затоплением отделений с противоположного борта в средней и кормовой частях корабля. Корабль имел сначала 2000 т, а затем 5300 т воды.

Для уменьшения давления воды на переборки часть пути «Зейдлиц» шел задним ходом, кормой вперед.

Ремонт продолжался 105 суток.