Повреждения германского линейного крейсера «Дерфлингер»

 

Элементы однотипны с «Лютцовым», за исключением: артилле­рия среднего калибра - 12-150-мм/50, бронирования палуб -26,4-91 мм.

 

Германские линейные крейсеры вышли из базы в 3 часа. В походе 50% личного состава артилле­рии находилось у орудий. Другая половина спала в койках близ своих мест по боевому расписанию. Противоминная артиллерия была заряжена для отражения атак подводных лодок. В 14 часов (по германскому времени) проверялось состояние ар­тиллерийских установок, причем во второй баш­не соскочил подъемный трос зарядника. При по­чинке обнаруженной неисправности оказалось, что в некоторых местах трос перетирался и требовал замены. Эту работу закончили в течение 1 часа.

После обнаружения германским крейсером «Франкфурт» противника, в 15 часов 28 минут (по английскому времени) колокола громкого боя известили личный состав о боевой тревоге.

В бою линейный крейсер «Дерфлингер» нахо­дился вторым в колонне первой разведочной груп­пы, и в начале боя с английскими линейными крейсерами, вследствие происшедшей у англичан пу­таницы в разделении целей, он в течение 10 ми­нут оставался необстрелянным.

Обе стороны шли параллельными курсами.

В свою очередь, «Дерфлингер» открыл артил­лерийский огонь правого борта из 305-мм орудий по «Принцесс Ройял» с дистанции 80 каб., кото­рая постепенно уменьшилась до 65 каб. Первый залп лег большим перелетом и несколько вправо, второй залп — дал снова перелет. Третий и четвер­тый залпы оказались также перелетами, что наве­ло старшего артиллериста на мысль о происшед­шей в установке приборов управления артиллерий­ским огнем ошибке, как это потом в действитель­ности и подтвердилось. «Дерфлингер» добился на­крытия корабля противника через 4 минуты.

Это обстоятельство позволило немцам ввести в действие средний 150-мм калибр, причем стрель­ба в противника велась беглым огнем.

Предельная дальнобойность артиллерии глав­ного калибра не превышала 101 каб.

Обычная скорострельность 305-мм орудий была два выстрела в минуту, но в бою «Дерфлингеру» удалось временами производить залпы через каж­дые 20 секунд, что составляло 3 выстрела в минуту.

Первые попадания полубронебойными 343-мм снарядами «Дерфлингер» получил с «Принцесс Ройял» с дистанции 63 каб. в 15 часов 58 минут (рис. 59). Два снаряда попали в каземат 150-лш орудий правого борта, пробив 178-мм бронирова­ние. Следующий снаряд вывел из строя среднее казематное орудие и осколками убил и ранил часть орудийной прислуги.

Одним из снарядов выбило из лафета носовое 150-мм орудие (того же борта), причем в личном составе оказались потери.

К «Принцесс Ройял» присоединился линейный крейсер «Куин Мэри», который, стреляя 8 оруди­ями в залпе, достиг нескольких попаданий в «Дер­флингер» 343-мм снарядами (Хаазе и Вильсон указывают на два попадания главного калибра с «Куин Мэри»). Из 8 снарядов зал­па — попал только один; остальные ложились не­долетами и перелетами.

Английские полубронебойные снаряды нано­сили сильные разрушения в кормовой части ко­рабля. Один из них пробил палубу у четвертой башни под правым орудием на стыке между гори­зонтальными и вертикальными плитами. Кроме того, в кормовой части корабля снарядами были разбиты противоторпедные сети; свисая в воду, они угрожали наматыванием на винт.

Старший офицер доложил командиру корабля о необходимости остановить корабль для исправ­ления повреждений. Часть личного состава двух кормовых башен под руководством боцмана (все­го 49 человек) в течение 2 минут закончила креп­ление разбитого троса и сетей, после чего корабль снова дал ход. Вследствие нарушения телефонной связи и повреждения переговорных труб с марсом, где находился артиллерист, управление ог­нем становилось затруднительным.

Одним из 343-мм снарядов в носовой части с левого борта у ватерлинии оторвало две 127-мм броневых плиты, причем образовавшаяся надвод­ная пробоина имела размеры 6x5 м. Во время хода на волне через эту пробоину вода поступала внутрь корабля, постепенно затапливая его помещения (рис. 60).

Вскоре следующий попавший снаряд крупно­го калибра нанес подводную пробоину в районе торпедного аппарата (левого борта), вследствие чего отделение было залито водой, распространяв­шейся по соседним помещениям.

Всего в корабле насчитывалось до 3400 т воды.

По мере вступления в бой английских линей­ных кораблей первой эскадры, положение «Дерфлингера» значительно ухудшилось, потому что их 305-мм артиллерия (линейного корабля «Колоссус» (Вильсон предполагает, что снаряды попадали с линейного корабля «Ривендж» («Revenge»), что, по на­шему мнению, мало правдоподобно)), наносила ему сильные повреждения, про­никая внутрь корабля и разрушая помещения.

Вскоре в башни «Дерфлингера» снова начали попадать 343-мм снаряды. Один из них попал в третью башню, пробил ее 280-мм броню с левого борта, проник внутрь и произвел взрыв находив­шегося там боезапаса.

От взрыва воспламенились полузаряды, при­готовленные к стрельбе, огонь перебросился в пе­регрузочное отделение, где от горения четырех полузарядов произошел сильный пожар. К счас­тью, они только горели, но не взрывались, и язы­ки пламени громадной высоты вырывались из башни. Огнем было уничтожено все оборудование и 75 человек команды. Спаслось только 5 чело­век, которым удалось выбраться из башни через люк.

Спустя несколько минут следующий тяжелый снаряд ударил в броню крыши второй башни (толщина бронирования неизвестна) и, пробив, разор­вался внутри нее. Из личного состава башни по­гибло 79 человек, за исключением одного челове­ка, которого давлением газа выбросило наружу через входной люк. И в этом случае пламя про­никло в рабочее отделение и зажгло в нем полуза­ряды, от которых возник сильный пожар. Когда пламя несколько утихло, из обеих башен повалил густой желтый дым, который распространялся по нижним помещениям, в том числе и в централь­ном посту, где люди стали задыхаться от удушли­вых газов и от сгоревшего пороха. В машинном отделении и кочегарках стоял удушливый газ, заставивший личный состав надеть противогазы.

Отравляющие газы (от разрыва снарядов) рас­пространялись по переговорным трубам в другие помещения корабля.

Один из инженер-механиков (По Хаазе, это был не инженер-механик, "а один из гальванеров"), желая предотв­ратить дальнейшее распространение газов, по своей инициативе отправился (в противогазе) в заражен­ное помещение и забил деревянными пробками отверстия переговорных труб, а затем там же пу­стил электрическую вентиляцию, которая, спус­тя несколько минут, очистила от газов централь­ный пост.

Попадания в «Дерфлингер» следовали один за другим, и каждый удар неприятельского снаряда о броню вызывал сотрясение корпуса.

Часть снарядов, проникших внутрь корабля, взрывалась с глухим грохотом, разносившимся по переговорным трубам; он также был слышен и в телефонах.

Одним, наиболее сильным ударом и разрывом снаряда в районе боевой рубки вызвало детона­цию боезапаса (вероятно, второй башни), от кото­рого подбросило вверх боевую рубку, но затем она снова встала на свое место; от сильного сотрясе­ния погасло электрическое освещение в помеще­ниях, расположенных в районе боевой рубки.

Один 381-лии снаряд ударился в броню цент­рального поста (толщина которого была, вероят­но, 305-мм), но не пробил ее потому, что удар произошел под невыгодным углом; он отломил лишь несколько больших кусков брони, причем в районе удара имелись трещины, через который проходил темно-зеленый газ, замеченный личным составом не сразу; позднее противогазы были на­деты по приказанию старшего офицера, и люди находились в них до полного очищения воздуха.

Несколько осколков снаряда влетело в боевую рубку и ранило часть личного состава. Несмотря на сильное сотрясение от удара снаряда в рубку, все артиллерийские приборы оказались в исправ­ности, благодаря пружинным креплениям.

Сильным ударом взрыва открыло броневую дверь командного пункта; дверь не удалось закрыть, потому что ее заклинило. Только после попа­дания следующего 381-мм снаряда, разорвавшего­ся под командным мостиком, полетели большие листы металла палубы, а давлением газов броне­вую дверь поставило обратно на свое прежнее ме­сто. Из штурманской рубки с силой выбросило карты и штурманскую принадлежность. Один из следующих тяжелых снарядов (вероятно, 305-мм с «Колоссуса») попал в правую башню, нанеся ей серьезные повреждения, но быстрым исправлени­ем их удалось восстановить ее боеспособность.

В 19 часов 37 минут вся боевая рубка была объята пламенем и дымом от пожара, который возник в помещениях, несмотря на то, что все горючее было заблаговременно убрано с корабля, на верхней палубе тлел линолеум, а в жилых по­мещениях горели масляная краска (которой они были окрашены) и обмундирование команды.

Третья и четвертая башни также дымились, и было видно, как из них выходили желтые струи дыма.

Благодаря энергичной работе личного состава по борьбе с пожарами, огонь был сбит к 20 часам, и только в некоторых местах наблюдались тлев­шие остатки.

Артиллерия среднего калибра (150-мм) продол­жала получать новые повреждения; второе ору­дие было совершенно разбито, Третье орудие выш­ло из строя, четвертое — треснуло. Таким обра­зом, только два кормовых 150-мм орудия левого борта могли поддерживать огонь по противнику.

В течение боя были разбиты снарядами почти все каюты командного состава, за исключением каюты старшего офицера.

По всему кораблю имелись большие нагромож­дения развороченного металла палубы, надстроек и разбитых устройств. Корабль был усеян множе­ством мелких осколков.

«Дерфлингер» был лишен средств внешней связи, так как через 8 минут после первых попа­даний на нем были разбиты антенны. Позднее на корабле были сбиты фок- и грот-мачты. Сигналь­ные флаги сгорели. Сигнальный прожектор был унесен за борт.

Потери личного состава составляли: убитыми 154 человека, ранеными 26 человек. Часть людей погибла от действия дыма и удушливых газов после сгоревшего боезапаса.

Корабль получил 17 попаданий снарядами крупного калибра: 343-мм — с линейного крейсе­ра «Принцесс Ройял» и 305-мм снарядами — с линейного корабля «Колоссус». Кроме того, «Дер­флингер» получил 9 попаданий снарядами сред­него калибра (102-мм).

Благодаря надежному бронированию борта (305-мм по ватерлинии и 203-мм верхнего пояса) и палуб (25-мм верхняя палуба и 91,4-мм — бро­невая) английские снаряды в машинное и коче­гарные отделения не проникали; поэтому маши­ны, котлы, гребные валы и рулевое устройство оставались исправными и действовали бесперебой­но на всем протяжении боя, несмотря на значи­тельные разрушения, полученные кораблем в вер­хней его части.

За весь бой «Дерфлингер» находился в сфере действительного артиллерийского огня около 2 часов 38 минут на дистанциях от 57 до 80 каб., причем из этого времени 1 час он вел бой правым бортом, и в связи с маневрированием его курсо­вые углы, вероятно, менялись от 85° до 104°; в некоторые моменты боя они то уменьшались до 26°, то вновь возрастали до 65°.

В течение 51 минуты «Дерфлингер» вел бой левым бортом, и его курсовые углы изменялись в следующей последовательности: 88°-58°-70°-180°( а затем в течение 11 минут он снова стрелял пра­вым бортом на курсовых углах около 153° и после поворотов — левым бортом от 22°-45°. В некото­рые периоды боя «Дерфлингер» находился по от­ношению к противнику кормою.

1 июня «Дерфлингер» возвратился в базу без посторонней помощи и находился в заводском ремонте до 7 ноября 1916 г.

И т о г и. За 2 часа 38 минут, в течение которых «Дерфлингер» находился в сфере действительного артиллерийского огня противника, он получил сем­надцать 305- и 343-мм полубронебойных и девять 102-мм снарядов фугасного действия с дистанций 80 - 57 каб., которые нанесли ему следующие по­вреждения: в носовой части корпуса имелась над­водная пробоина; броня в 127 мм близ ватерлинии имела пробоину размером 6 х 5 м, через которую на волне корабль принимал воду в количестве до 3400 т, что составляло 12,7% водоизмещения.

Разбитые надстройки, палуба и жилые поме­щения представляли сплошные развалины и на­громождения развороченного металла.

Разбитые противоторпедные сети свисали в воду, и была опасность, что они намотаются на винты, что повлекло бы за собой потерю хода. Потеря артиллерии главного калибра составляла 6 орудий 305-мм, т.е. 75%, а среднего калибра 4 орудия 150-мм правого борта, т.е. 33,3% от всего количества (12 орудий).

280-мм и более тонкое бронирование башен пробивалось 343 и 305-мм снарядами противни­ка, которые проникали внутрь и производили пожары, уничтожавшие материальную часть и лич­ный состав.

Телефоны и переговорные трубы в районах попаданий были перебиты; переговорные трубы являлись средством распространения удушливых газов, которые заполнили первую, третью и чет­вертую башни, центральный пост, машинное и котельное отделения. Кроме того, вследствие по­вреждения средств внутренней связи, сильно зат­руднялось управление артиллерийским огнем. Бронирование главного пояса, броневой рубки и центрального поста отвечало своему назначению, так как оно не пробивалось английскими снаря­дами. Лишь в некоторых местах наблюдались тре­щины и куски поврежденных плит.

Силою взрывов снарядов сдвигалась (в двух на­правлениях) броневая дверь командного пункта, и тонкие листы металла повреждались на большом протяжении, образуя большие нагромождения.

Воспламенение боезапаса происходило от раз­рыва снарядов, попавших в башни, а детонация боезапаса в других башнях (второй) — от сильно­го удара снаряда.

Потери личного состава составили 16%.

Ремонт корабля продолжался 156 суток.

К мерам борьбы за живучесть относились: заб­лаговременное удаление с корабля всего того, что могло стать очагом пожара (кроме обмундирова­ния команды); тушение пожаров силами личного состава и освежение воздуха вентиляцией; заби­вание деревянными клиньями переговорных труб для предотвращения распространения удушливых газов; исправление поврежденной первой башни.