Повреждения германского линейного корабля «Кениг»
«Кениг» («Konig»). Год спуска-1913; D-25800 т; скорость-20,6 узла; вооружение: артиллерия-10-305-мм/50, 14-150-мм/50, 10-88-мм, торпедные аппараты - 5-500-мм; бронирование: главный пояс-355,6 мм, верхний пояс-280 мм, нос и корма-152 мм, противоминная артиллерия-203 мм, башни-355,6 мм, палубы - 38-76 мм; запас топлива-3600 т; мощность механизмов (S.H.P.) - 28000; L - 174,7 м, В - 29,5 м, Т - 8,3 м: экипаж -1130 чел.
«Кениг», флагманский корабль третьей эскадры германских линейных кораблей, шел в колонне головным.
В 16 часов 40 минут германские главные силы подходили к месту боя авангардных сил — линейных крейсеров, произведя маневрирование для уменьшения дистанции с противником.
В течении 1 часа 36 минут (16 часов 50 минут — 18 часов 26 минут) между «Кенигом» и кораблями пятой эскадры английских линейных кораблей (по 8-381-мм орудий) происходил бой на меняющихся дистанциях от 102 до 42 каб. при скорости хода в 22 узла.
В 18 часов 27 минут немцами был произведен поворот последовательно вправо для отхода, а в 18 часов 56 минут германский флот совершил второй поворот "все вдруг вправо", чтобы сблизится с англичанами, причем на дистанциях действительного артиллерийского огня бой продолжался до 19 часов 20 минут, когда противники начали расходиться и уходить.
За 2 часа боя «Кениг» получил 10 попаданий полубронебойными снарядами англичан (рис.62).
В 18 часов 32 минуты в носовую часть «Кенига» попало несколько 381-мм снарядов, которые произвели пожар. Один из них попал в левый борт ниже ватерлинии и нанес на борту пробоину, через которую вода поступала внутрь корабля, создав крен на левый борт до 4,5°. Его осколки и облако газа (после разрыва) долетели до командирского мостика. Один из снарядов крупного калибра попал позади третьей башни, но особых разрушений не нанес, башня осталась действующей.
280-мм бронирование казематов противоминной артиллерии было пробито 381-мм снарядом, причем вышли из строя два 150-мм орудия и в их погребах загорелся боезапас. Опасаясь взрыва, их пришлось затопить.
Во многих местах было пробито осколками 38 и 76-мм бронирование палуб.
От одного попадания вышла из строя (одна) кочегарка (вероятно, левого борта).
Три следующих 381-мм полубронебойных снаряда ударились почти одновременно в носовую часть; один из них задел верхнюю кромку командного пункта, другой попал в переднюю 355-мм броневую плиту и, не пробив ее, рикошетировал. Третий снаряд попал в бак, но также отскочил и затем разорвался, не принеся существенных повреждений.
Бортовые коридоры и угольные ямы левого борта в разных местах были затоплены водой, так что для возвращения корабля на ровный киль пришлось затоплять противоположные отделения правого борта. Осколками снарядов были повреждены грот-мачта и прожекторы, расположенные на площадках за второй трубой, а также броневые марсы.
Потери экипажа составили 72 человека. Корабль принял 1600 т воды; «Кениг» возвратился в базу без посторонней помощи и встал в ремонт, закончившийся 21 июля 1916 г.
Итоги. За 1 час 36 минут боя «Кениг» получил десять 381 -мм. полубронебойных лиддитовых снарядов, большинство которых попало в носовую часть корабля по левому борту, причинив большие разрушения в надводной и подводной частях «Кенига».
Снаряды, попадавшие в 152-мм носовой броневой пояс, свободно проникали внутрь корабля, наносили там разрушения, и был один случай сдвигания разрывом поперечной переборки на 0,5 м к корме. Через подводные пробоины вода поступала внутрь, затопляя бортовые коридоры, угольные ямы и носовые отделения. 203-мм броня каземата противоминной артиллерии пробивалась 381-мм снарядами, при этом два 150-мм орудия вышли из строя, что составляло 14% среднего калибра.
355-мм бронирование башни английскими снарядами не пробивалось.
Горизонтальная 38 и 76-мм броня палубы пробивалась осколками снарядов.
Корабль получил 1600 т воды, что составляло 6,23% от водоизмещения. Личного состава экипажа пострадало 6%. Корабль находился в заводском ремонте 50 суток.