Повреждения германского линейного корабля «Гроссер Курфюрст»

 

Элементы однотипны с линейным кораблем «Кениг».

 

«Гроссер Курфюрст» («Grosser Kurfurst») шел в колонне третьей эскадры германских линейных кораблей вторым.

Он находился под обстрелом тяжелой 381-мм артиллерии пятой эскадры английских линейных кораблей (по 8-381 -мм орудий), получая попада­ния с меняющихся дистанций от 102 до 42 каб. при скорости хода 22 узла.

За весь период боя (2 часа) «Гроссер Курфюрст» получил 8 попаданий английскими полубронебой­ными снарядами, причем был случай, когда в те­чении 2 минут в линейный корабль попало четы­ре 381-.М.М снаряда (рис.64).

Два тяжелых снаряда попали в левый борт; один из них вдавил две 355-мм плиты главного бронево­го пояса у самой ватерлинии. От повреждений, по­лученных в корпусе корабля, постепенно была за­топлена водой вся носовая его часть, за исключением отделения торпедных аппаратов и дифферентной цистерны. Уровень воды поднялся до средней жилой палубы.

Другой снаряд прошел сквозь 280-мм брони­рование каземата противоминной артиллерии и куском брони пробил поперечную переборку по левому борту.

От следующего 381-мм снаряда, который раз­бился на барбете носовой части корабля, постра­дала верхняя палуба полубака. Снарядом, разор­вавшимся, вероятно, на стыке 355 и 280-мм бро­невых плит, была разрушена вентиляционная шахта первой кочегарки.

Два последующих снаряда попали в главный броневой пояс (355-мм) и ослабили его так, что задние бортовые коридоры и угольные ямы по ле­вому борту заполнились водой.

В результате повреждения подводной части в носу и корме корабль получил крен до 4°на ле­вый борт.

С большими трудностями пробоина была заде­лана, почти вся вода откачана, и тогда крен ко­рабля уменьшился до 1°, так как в корабле еще осталось 800 т воды. Два последних попадания были в главный броневой пояс, который остался неповрежденным. Из экипажа пострадало 25 че­ловек. Корабль без посторонней помощи возвра­тился в базу, где встал в заводской ремонт, длив­шийся до 21 июля 1916 г.

И т о г и. За 2 часа боя с английскими линей­ными кораблями «Гроссер Курфюрст» получил 8-381-мм попаданий полубронебойными снарядами, которые нанесли ему существенные повреждения. В главный броневой 355-мм пояс попало 5 тяже­лых снарядов; в трех случаях бронирование было повреждено, и в результате нарушенной водонеп­роницаемости борта, при наличии в некоторых местах подводных пробоин, появилась сильная течь по левому борту. От принятой воды в носу и корме корабль получил 4° крена.

Однако два попадания 381-мм снарядами по­вреждений главному броневому поясу не принес­ли. В двух случаях 280-мм бронирование казема­та пробивалось тяжелыми снарядами, причем кус­ком брони была пробита поперечная его перебор­ка. Барбет и верхняя палуба подверглись разру­шению от тяжелого снаряда.

По механической части снарядом была разру­шена вентиляционная шахта первой кочегарки.

Борьба за живучесть корабля выражалась в заделывании подводной пробоины и откачивании воды корабельными водоотливными средствами. Все же внутри корабля осталось 800 т воды. Крен с 4° был уменьшен до 1°. Из экипажа пострадало 2%. Корабль находился в заводском ремонте 50 суток.