Повреждения германского линейного корабля «Гроссер Курфюрст»
Элементы однотипны с линейным кораблем «Кениг».
«Гроссер Курфюрст» («Grosser Kurfurst») шел в колонне третьей эскадры германских линейных кораблей вторым.
Он находился под обстрелом тяжелой 381-мм артиллерии пятой эскадры английских линейных кораблей (по 8-381 -мм орудий), получая попадания с меняющихся дистанций от 102 до 42 каб. при скорости хода 22 узла.
За весь период боя (2 часа) «Гроссер Курфюрст» получил 8 попаданий английскими полубронебойными снарядами, причем был случай, когда в течении 2 минут в линейный корабль попало четыре 381-.М.М снаряда (рис.64).
Два тяжелых снаряда попали в левый борт; один из них вдавил две 355-мм плиты главного броневого пояса у самой ватерлинии. От повреждений, полученных в корпусе корабля, постепенно была затоплена водой вся носовая его часть, за исключением отделения торпедных аппаратов и дифферентной цистерны. Уровень воды поднялся до средней жилой палубы.
Другой снаряд прошел сквозь 280-мм бронирование каземата противоминной артиллерии и куском брони пробил поперечную переборку по левому борту.
От следующего 381-мм снаряда, который разбился на барбете носовой части корабля, пострадала верхняя палуба полубака. Снарядом, разорвавшимся, вероятно, на стыке 355 и 280-мм броневых плит, была разрушена вентиляционная шахта первой кочегарки.
Два последующих снаряда попали в главный броневой пояс (355-мм) и ослабили его так, что задние бортовые коридоры и угольные ямы по левому борту заполнились водой.
В результате повреждения подводной части в носу и корме корабль получил крен до 4°на левый борт.
С большими трудностями пробоина была заделана, почти вся вода откачана, и тогда крен корабля уменьшился до 1°, так как в корабле еще осталось 800 т воды. Два последних попадания были в главный броневой пояс, который остался неповрежденным. Из экипажа пострадало 25 человек. Корабль без посторонней помощи возвратился в базу, где встал в заводской ремонт, длившийся до 21 июля 1916 г.
И т о г и. За 2 часа боя с английскими линейными кораблями «Гроссер Курфюрст» получил 8-381-мм попаданий полубронебойными снарядами, которые нанесли ему существенные повреждения. В главный броневой 355-мм пояс попало 5 тяжелых снарядов; в трех случаях бронирование было повреждено, и в результате нарушенной водонепроницаемости борта, при наличии в некоторых местах подводных пробоин, появилась сильная течь по левому борту. От принятой воды в носу и корме корабль получил 4° крена.
Однако два попадания 381-мм снарядами повреждений главному броневому поясу не принесли. В двух случаях 280-мм бронирование каземата пробивалось тяжелыми снарядами, причем куском брони была пробита поперечная его переборка. Барбет и верхняя палуба подверглись разрушению от тяжелого снаряда.
По механической части снарядом была разрушена вентиляционная шахта первой кочегарки.
Борьба за живучесть корабля выражалась в заделывании подводной пробоины и откачивании воды корабельными водоотливными средствами. Все же внутри корабля осталось 800 т воды. Крен с 4° был уменьшен до 1°. Из экипажа пострадало 2%. Корабль находился в заводском ремонте 50 суток.