Повреждения и гибель германских эскадренных миноносцев
Гибель миноносца «V-48». (Год спуска - 1915; D - 750 т; скорость - 34 узла; вооружение: артиллерия - 3-88-мм, торпедные аппараты - 6-500-мм; экипаж - 90 чел.).
«V-48» после 18 часов 35 минут очутился между двумя колоннами: германскими линейными крейсерами и пятой эскадрой английских кораблей (по 8-381 и 16-152-мм орудий). Он попал под сосредоточенный огонь нескольких английских кораблей и получил много попаданий, уменьшивших его скорость. Вероятно, снаряды попали в котлы и турбины. Командир эскадренного миноносца «G-42» намеревался взять «V-48» на буксир, но артиллерийский огонь был настолько силен, что ему пришлось от своих намерений отказаться и отойти. Миноносец «V-48» затонул. Погиб весь экипаж—90 человек.
Гибель миноносца «S-35». (Год спуска - 1914; D-650 т; скорость-32,5 узла; вооружение: артиллерия - 3-88-мм, торпедные аппараты - 6-500-мм; экипаж - 88 чел.).
В «S-35» в 19 часов 30 минут попал снаряд, который взорвал корабль, после чего он разломился пополам и быстро затонул со своим экипажем и с людьми, спасенными с эскадренного миноносца *V-29». Погибло 88 человек экипажа, не считая спасенных, число которых неизвестно.
Повреждения миноносца «S-51». (Элементы однотипны с «V-48»).
Неприятельский снаряд попал в котел «S-51» и вывел из строя рулевую машину. Скорость миноносца упала. Пострадало из личного состава миноносца 3 человека, т.е. 3%. Миноносец вернулся в строй 19 июня, т.е. через 18 суток.
Повреждения миноносца «G-40». В «G-40» в 3 часа 20 минут попал фугасный снаряд (откуда, неизвестно) в заднюю турбину, но, несмотря на это, миноносец еще в течение 10 минут продолжал идти 26-узловым ходом. Далее, он принужден был совсем застопорить машины, с тем чтобы заделать пробоину в правом борту, расположенную ниже ватерлинии. Для того чтобы заделать пробоину, кораблю искусственно придали крен на противоположный (левый) борт. Миноносец был взят на буксир, но вследствие свежей волны перлинь лопался 7 раз.
При попадании снаряда пострадало 3 человека, что составило 4%. Миноносец дошел до базы на буксире и встал в ремонт, длившийся до 15 июня, т.е. 14 суток.
Обращают на себя внимание меры борьбы за живучесть, когда, путем затопления противоположных подводной пробоине отделений и приданию кораблю крена, пробоина стала надводной. После этого, вероятно, удалось откачать воду из затопленного турбинного отделения. Необходимо заметить ту настойчивость, которую проявил буксирующий корабль, заводя рвавшийся до 7 раз буксир.
Повреждения других миноносцев. Исчерпывающих сведений о повреждении 9 эскадренных миноносцев в нашем распоряжении не имеется. Известно только число попаданий и потери в личном составе, что видно из следующих данных (см. таблицу) (Вильсон. Морские операции в мировой войне 1914-1918 гг.).
Итоги. Из 13 эскадренных миноносцев погибло пять. В четырех случаях в миноносец попал лишь один снаряд, который все же привел корабль к гибели. Попадания в котлы и машины вели к понижению скорости хода или к полной остановке корабля, тогда он становился объектом наиболее быстрого поражения.
Наименование миноносца |
Убито чел. |
Ранено чел. |
Итого |
% от экипажа |
Число попаданий снарядов |
Число и месяц выхода из ремонта |
Количество суток ремонта |
Примечание |
«S-32» |
3 |
1 |
4 |
5 |
3 |
31/VII |
30 |
|
«V-98» |
2 |
11 |
13 |
13 |
1 |
20/VI |
19 |
|
«G-87» |
1 |
5 |
6 |
25 |
1 |
погиб |
- |
|
«S-86» |
1 |
7 |
8 |
4 |
1 |
- |
|
|
«D-41» |
- |
5 |
5 |
6 |
1 |
|
|
|
«V-27» |
- |
3 |
3 |
4 |
1 |
погиб |
- |
около 17 часов |
«S-52» |
1 |
1 |
2 |
10 |
1 |
- |
|
|
«S-36» |
- |
4 |
4 |
5 |
1 |
-- |
|
|
«V-29» |
33 |
4 |
37 |
46 |
1 |
погиб |
|
около 17 часов |