Характер повреждений германских линейных кораблей и линейных крейсеров и борьба личного состава за живучесть

 

Надводная часть корпуса кораблей. При по­падании нескольких 381-мм полубронебойных снарядов в 355-мм бронирование главного броне­вого пояса последнее ими не пробивалось («Гроссер Курфюрст»).

305-мм бронирование пояса 343-мм полубро­небойными снарядами также не пробивалось, но в броне в местах попаданий оставались трещины («Дерфлингер»).

286-мм броня главного пояса снарядами круп­ного калибра пробивалась, а куски броневых плит вместе с осколками снарядов проходили через продольные и поперечные переборки внутри кор­пуса корабля («Зейдлиц»).

280-мм бронирование казематов также пробива­лось снарядами крупного калибра, в результате чего артиллерия среднего калибра вместе с личным со­ставом выходила из строя («Маркграф»). Подобное явление наблюдалось и на линейном корабле «Кениг», на котором вышли из строя два 150-мм ору­дия, что составляло 14% этого калибра.

196-мм бронирование казематов без затрудне­ния пробивалось 343-мм снарядами, как это было на линейном корабле «Кайзер».

На линейном корабле «Гельголанд» при попа­дании 381-мм снарядов наблюдался случай отка­лывания целых кусков бронирования пояса. Че­рез 152-мм бронирование верхнего пояса, а также в носовой и кормовой частях корабля снаряды проникали внутрь и производили там сильные разрушения («Кениг»).

Еще более свободно снаряды крупного калиб­ра проходили через совершенно небронированную часть борта («Кайзер»), повреждая также поме­щения корабля.

Влияние ударов снарядов. Снаряды крупных калибров: 381, 343 и 305-лелс артиллерии ударя­ясь о корпус корабля, производили в последнем сильные сотрясения, расшатывали внутренние крепления набора, нарушали водонепроницаемость обшивки, а также продольных и поперечных пе­реборок.

Подводная часть корпуса кораблей. Полубро­небойные снаряды крупного калибра 343, 306-мм, попадая в подводную часть, пробивали нижнюю часть бронирования 152, 127 и 102-мм, как это случилось на «Лютцове», «Дерфлингере» и «Фон дер Танне». Через образовавшиеся пробоины, до­ходившие по своим размерам до 6 х 5 м («Дерф­лингер»), вода имела свободный доступ внутрь корабля, заливая различные помещения. Так, например, «Лютцов» принял 8000 т воды, что составляло 30% водоизмещения, «Дерфлингер» -3400 т, т.е. 13%, «Зейдлиц» - 2000 т воды (8%); впоследствии «Зейдлиц» получил большее коли­чество воды (5300 т воды, что составляло 21,2%) через пробоину в 15,24 м1 от торпедного попада­ния, нанесенного ему английским эскадренным миноносцем «Петард». «Мольтке» принял 1000 т, что составляет 4%; линейный корабль «Кениг» — 1600 т воды (6%). У «Гроссер Курфюрст» от при­нятой воды возник крен до 4°.

Осколки, проникавшие внутрь, с силой разно­сились в разные стороны и так же, как в надвод­ной части корпуса, поражали продольные и попе­речные переборки и палубы.

У линейного корабля «Кениг» одна из попе­речных переборок силою взрыва (в районе попа­дания) была отодвинута на 0,5 м к корме с нару­шением ее водонепроницаемости.

Затапливались бортовые коридоры, угольные ямы и отделения в корме и носу. В последнем слу­чае корабли получали дифферент на нос, посте­пенно теряли остойчивость и плохо управлялись.

При больших дифферентах на нос почти оголя­лись винты («Дерфлингер» и «Зейдлиц»), и корабль терял ход, а иногда оставался без движения.

Разрывы снарядов в кормовой подводной час­ти приводили к повреждению гребного вала тур­бины («Маркграф»).

Действие полубронебойных снарядов, разры­вавшихся вблизи борта, было подобно действию минно-торпедных взрывов; они обычно произво­дили деформацию обшивки корпуса, вышибали заклепки, нарушали водонепроницаемость швов, наносили узкие длинные пробоины и нередко вдав­ливали броневые плиты.

Такого характера повреждения в бою получи­ли германский линейный корабль «Маркграф» и линейный крейсер «Зейдлиц».

Горизонтальное бронирование палуб. Брони­рование верхних палуб броненосных кораблей находилось в пределах от 25 до 38 мм (последняя цифра принадлежит «Кенигу»).

Главная броневая палуба обычно была толще верхней, т.е. от 81 до 102 мм (наибольшая толщи­на ее была у линейного корабля «Кайзер»). В сум­ме толщина палуб не превышала 106-140 мм.

Бронирование палуб обеспечивало жизненные части кораблей (артиллерийские погреба, котлы и механизмы) от проникновения снарядов при больших углах падения снарядов.

При отсутствии горизонтального бронирования полубронебойные 381- и 305-мм снаряды англи­чан проникали глубоко внутрь кораблей и повреж­дали вентиляционную и другие системы.

Один случай попадания снаряда в барбет баш­ни у верхней палубы окончился большим райо­ном разрушения.

Повреждение башен. Пробивание броневых плит башен зависело от их толщины. Так, напри­мер, 355-мм бронирование передних плит башен не пробивалось 381-мм полубронебойными снаря­дами («Маркграф», «Кениг»).

288- и 280-мм бронирование уже поддавалось пробиванию снарядами того же калибра («Дерфлингер» и «Фон дер Танн»).

Наблюдались случаи смещения бронированных дверей боевых рубок, когда разрыв снаряда про­исходил вблизи последних («Дерфлингер»).

При проникновении снарядов внутрь башен воз­никал пожар от горения боезапаса (две башни на линейном крейсере «Лютцов»). Пожар в носовой части (в первой башне) мешал стрельбе, тек как огнем, газами и дымом обычно закрывалась цель.

Кроме того попадание снарядов в башню при­водило к повреждению электрических магистра­лей и невозможности наводки орудий (четвертая башня на линейном крейсере «Лютцов»).

Пожары часто сопровождались большими по­терями личного состава, что подтверждается циф­рой на линейном корабле «Дерфлингер» - 154 чел., т.е. 13% экипажа.

Потери орудий главного калибра доходили до 75 % («Лютцов», «Дерфлингер»). Для артилле­рии среднего калибра цифра была значительно меньше - 33% («Дерфлингер»).

Надстройки и жилые помещения от действия снарядов крупного калибра (381- и 305-мм) пре­вращались в развалины с нагромождением скру­ченного и рваного металла.

Снаряды среднего калибра фугасного действия приносили местные повреждения с выводом из строя большого количества личного состава.

Механическая часть. Снаряды крупных калиб­ров полубронебойного действия повреждали вен­тиляционную систему, вследствие чего личный со­став, не обеспеченный свежим воздухом, принуж­ден был работать в задраенных помещениях, из­нывая от жары, дыма и удушливых газов. («Зейдлиц», «Дерфлингер»).

Особенно сильны были повреждения вентиля­ционной системы на кораблях со слабым палубным прикрытием («Фон дер Танн»). Электрическое осве­щение гасло от повреждения снарядами. Помещения погружались в темноту, чем затруднялось об­наружение повреждений и их исправление.

Средства внутренней и внешней связи. Теле­фонная связь и переговорные трубы разрушались не только в местах попаданий снарядов, но и в прилегавших к ним районах («Дерфлингер»).

Поврежденные переговорные трубы являлись средством распространения удушливых газов на боль­шие расстояния («Дерфлингер», примерно, 85 м).

Отсутствие средств внутренней связи вело к затруднению в управлении кораблем, артиллерий­ской стрельбе и борьбе за живучесть.

Снаряды при пролете над кораблем обрывали антенны и уничтожали радиоаппараты в рубках, когда они были недостаточно обеспечены брони­рованием.

Борьба за живучесть. Борьба личного состава в бою зависела от условий, в каких находился ко­рабль, от характера и степени повреждений и от подготовки личного состава и знаний им своего корабля. Последнее обстоятельство часто играло решающую роль в судьбе корабля («Зейдлиц»). К предварительным мероприятиям по борьбе за жи­вучесть относилось заблаговременное удаление с корабля (в порту) всего горючего, кроме линолеу­ма на палубе; оставлялось в базе лишь обмунди­рование и личные вещи экипажа.

В бою производилось забивание деревянными клиньями поврежденных труб для предотвращения распространения удушливых газов («Дерфлингер»).

Разбитые пожарные магистрали выключались из действия. Вода подавалась к месту пожара ины­ми путями.

Затопление артиллерийских погребов (при го­рении боезапаса) производилось в качестве про­филактических мер, предупреждавших взрывы башен и погребов («Фон дер Танн»).

Исправление повреждений башен состояло в очищении их от застрявших осколков, нагромож­дений исковерканного металла и осушении погре­бов после окончания пожара.

Заделывание надводных и подводных пробоин производилось парусиновыми пластырями, шер­стяными одеялами и деревянными щитами.

Крепление деформирующихся переборок произ­водилось деревянными подпорами («Зейдлиц», «Гроссер Курфюрст»). Водоотливные средства пускались в ход для откачивания воды из затопленных помеще­ний, однако, их работа не всегда была эффективна, мощность их при больших повреждениях оказыва­лась недостаточной («Зейдлиц», «Гроссер Курфюрст»).

Для выравнивания кренов и дифферентов за­тапливались водой отделения с противоположно­го борта в носовой или в кормовой частях, что возвращало кораблям осадку на ровный киль.