Характер повреждений германских линейных кораблей и линейных крейсеров и борьба личного состава за живучесть
Надводная часть корпуса кораблей. При попадании нескольких 381-мм полубронебойных снарядов в 355-мм бронирование главного броневого пояса последнее ими не пробивалось («Гроссер Курфюрст»).
305-мм бронирование пояса 343-мм полубронебойными снарядами также не пробивалось, но в броне в местах попаданий оставались трещины («Дерфлингер»).
286-мм броня главного пояса снарядами крупного калибра пробивалась, а куски броневых плит вместе с осколками снарядов проходили через продольные и поперечные переборки внутри корпуса корабля («Зейдлиц»).
280-мм бронирование казематов также пробивалось снарядами крупного калибра, в результате чего артиллерия среднего калибра вместе с личным составом выходила из строя («Маркграф»). Подобное явление наблюдалось и на линейном корабле «Кениг», на котором вышли из строя два 150-мм орудия, что составляло 14% этого калибра.
196-мм бронирование казематов без затруднения пробивалось 343-мм снарядами, как это было на линейном корабле «Кайзер».
На линейном корабле «Гельголанд» при попадании 381-мм снарядов наблюдался случай откалывания целых кусков бронирования пояса. Через 152-мм бронирование верхнего пояса, а также в носовой и кормовой частях корабля снаряды проникали внутрь и производили там сильные разрушения («Кениг»).
Еще более свободно снаряды крупного калибра проходили через совершенно небронированную часть борта («Кайзер»), повреждая также помещения корабля.
Влияние ударов снарядов. Снаряды крупных калибров: 381, 343 и 305-лелс артиллерии ударяясь о корпус корабля, производили в последнем сильные сотрясения, расшатывали внутренние крепления набора, нарушали водонепроницаемость обшивки, а также продольных и поперечных переборок.
Подводная часть корпуса кораблей. Полубронебойные снаряды крупного калибра 343, 306-мм, попадая в подводную часть, пробивали нижнюю часть бронирования 152, 127 и 102-мм, как это случилось на «Лютцове», «Дерфлингере» и «Фон дер Танне». Через образовавшиеся пробоины, доходившие по своим размерам до 6 х 5 м («Дерфлингер»), вода имела свободный доступ внутрь корабля, заливая различные помещения. Так, например, «Лютцов» принял 8000 т воды, что составляло 30% водоизмещения, «Дерфлингер» -3400 т, т.е. 13%, «Зейдлиц» - 2000 т воды (8%); впоследствии «Зейдлиц» получил большее количество воды (5300 т воды, что составляло 21,2%) через пробоину в 15,24 м1 от торпедного попадания, нанесенного ему английским эскадренным миноносцем «Петард». «Мольтке» принял 1000 т, что составляет 4%; линейный корабль «Кениг» — 1600 т воды (6%). У «Гроссер Курфюрст» от принятой воды возник крен до 4°.
Осколки, проникавшие внутрь, с силой разносились в разные стороны и так же, как в надводной части корпуса, поражали продольные и поперечные переборки и палубы.
У линейного корабля «Кениг» одна из поперечных переборок силою взрыва (в районе попадания) была отодвинута на 0,5 м к корме с нарушением ее водонепроницаемости.
Затапливались бортовые коридоры, угольные ямы и отделения в корме и носу. В последнем случае корабли получали дифферент на нос, постепенно теряли остойчивость и плохо управлялись.
При больших дифферентах на нос почти оголялись винты («Дерфлингер» и «Зейдлиц»), и корабль терял ход, а иногда оставался без движения.
Разрывы снарядов в кормовой подводной части приводили к повреждению гребного вала турбины («Маркграф»).
Действие полубронебойных снарядов, разрывавшихся вблизи борта, было подобно действию минно-торпедных взрывов; они обычно производили деформацию обшивки корпуса, вышибали заклепки, нарушали водонепроницаемость швов, наносили узкие длинные пробоины и нередко вдавливали броневые плиты.
Такого характера повреждения в бою получили германский линейный корабль «Маркграф» и линейный крейсер «Зейдлиц».
Горизонтальное бронирование палуб. Бронирование верхних палуб броненосных кораблей находилось в пределах от 25 до 38 мм (последняя цифра принадлежит «Кенигу»).
Главная броневая палуба обычно была толще верхней, т.е. от 81 до 102 мм (наибольшая толщина ее была у линейного корабля «Кайзер»). В сумме толщина палуб не превышала 106-140 мм.
Бронирование палуб обеспечивало жизненные части кораблей (артиллерийские погреба, котлы и механизмы) от проникновения снарядов при больших углах падения снарядов.
При отсутствии горизонтального бронирования полубронебойные 381- и 305-мм снаряды англичан проникали глубоко внутрь кораблей и повреждали вентиляционную и другие системы.
Один случай попадания снаряда в барбет башни у верхней палубы окончился большим районом разрушения.
Повреждение башен. Пробивание броневых плит башен зависело от их толщины. Так, например, 355-мм бронирование передних плит башен не пробивалось 381-мм полубронебойными снарядами («Маркграф», «Кениг»).
288- и 280-мм бронирование уже поддавалось пробиванию снарядами того же калибра («Дерфлингер» и «Фон дер Танн»).
Наблюдались случаи смещения бронированных дверей боевых рубок, когда разрыв снаряда происходил вблизи последних («Дерфлингер»).
При проникновении снарядов внутрь башен возникал пожар от горения боезапаса (две башни на линейном крейсере «Лютцов»). Пожар в носовой части (в первой башне) мешал стрельбе, тек как огнем, газами и дымом обычно закрывалась цель.
Кроме того попадание снарядов в башню приводило к повреждению электрических магистралей и невозможности наводки орудий (четвертая башня на линейном крейсере «Лютцов»).
Пожары часто сопровождались большими потерями личного состава, что подтверждается цифрой на линейном корабле «Дерфлингер» - 154 чел., т.е. 13% экипажа.
Потери орудий главного калибра доходили до 75 % («Лютцов», «Дерфлингер»). Для артиллерии среднего калибра цифра была значительно меньше - 33% («Дерфлингер»).
Надстройки и жилые помещения от действия снарядов крупного калибра (381- и 305-мм) превращались в развалины с нагромождением скрученного и рваного металла.
Снаряды среднего калибра фугасного действия приносили местные повреждения с выводом из строя большого количества личного состава.
Механическая часть. Снаряды крупных калибров полубронебойного действия повреждали вентиляционную систему, вследствие чего личный состав, не обеспеченный свежим воздухом, принужден был работать в задраенных помещениях, изнывая от жары, дыма и удушливых газов. («Зейдлиц», «Дерфлингер»).
Особенно сильны были повреждения вентиляционной системы на кораблях со слабым палубным прикрытием («Фон дер Танн»). Электрическое освещение гасло от повреждения снарядами. Помещения погружались в темноту, чем затруднялось обнаружение повреждений и их исправление.
Средства внутренней и внешней связи. Телефонная связь и переговорные трубы разрушались не только в местах попаданий снарядов, но и в прилегавших к ним районах («Дерфлингер»).
Поврежденные переговорные трубы являлись средством распространения удушливых газов на большие расстояния («Дерфлингер», примерно, 85 м).
Отсутствие средств внутренней связи вело к затруднению в управлении кораблем, артиллерийской стрельбе и борьбе за живучесть.
Снаряды при пролете над кораблем обрывали антенны и уничтожали радиоаппараты в рубках, когда они были недостаточно обеспечены бронированием.
Борьба за живучесть. Борьба личного состава в бою зависела от условий, в каких находился корабль, от характера и степени повреждений и от подготовки личного состава и знаний им своего корабля. Последнее обстоятельство часто играло решающую роль в судьбе корабля («Зейдлиц»). К предварительным мероприятиям по борьбе за живучесть относилось заблаговременное удаление с корабля (в порту) всего горючего, кроме линолеума на палубе; оставлялось в базе лишь обмундирование и личные вещи экипажа.
В бою производилось забивание деревянными клиньями поврежденных труб для предотвращения распространения удушливых газов («Дерфлингер»).
Разбитые пожарные магистрали выключались из действия. Вода подавалась к месту пожара иными путями.
Затопление артиллерийских погребов (при горении боезапаса) производилось в качестве профилактических мер, предупреждавших взрывы башен и погребов («Фон дер Танн»).
Исправление повреждений башен состояло в очищении их от застрявших осколков, нагромождений исковерканного металла и осушении погребов после окончания пожара.
Заделывание надводных и подводных пробоин производилось парусиновыми пластырями, шерстяными одеялами и деревянными щитами.
Крепление деформирующихся переборок производилось деревянными подпорами («Зейдлиц», «Гроссер Курфюрст»). Водоотливные средства пускались в ход для откачивания воды из затопленных помещений, однако, их работа не всегда была эффективна, мощность их при больших повреждениях оказывалась недостаточной («Зейдлиц», «Гроссер Курфюрст»).
Для выравнивания кренов и дифферентов затапливались водой отделения с противоположного борта в носовой или в кормовой частях, что возвращало кораблям осадку на ровный киль.