История создания

 

История проектирования линкоров типа "Кинг Джордж V" является, пожалуй, наиболее протяженной из всех "капитальных" боевых судов второй мировой войны. После подписания Лондонского морского до­говора в 1930 г. англичанам предстояло безучастно наблюдать, как в Германии создавались "карманные линкоры", как Франция в противовес им строит линей­ные крейсера нового поколения "Дюнкерк" и "Страсбург", и, наконец, как немцы парируют появле­ние французских линейных крейсеров закладкой в 1934 г двух своих новых быстроходных линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Сама Британия после по­стройки "Нельсона" и "Родни" полностью исчерпала лимит отпущенного ей по соглашениям водоизмеще­ния в классе линейных кораблей, а срок возможной замены уже имевшихся в строю истекал лишь в конце 30-х годов. Английским политикам оставалось только раскладывать стратегические пасьянсы, а конструкто­рам - пробовать свои силы лишь на чертежных досках.

Затянувшиеся "кораблестроительные каникулы" весьма болезненно сказались на британском корабле­строении. В особенности это касалось тех его элемен­тов, которые были связаны с постройкой больших ко­раблей. В связи с прекращением финансирования и отсутствия зарубежных заказов в упадок постепенно приходили производство брони и крупнокалиберных орудий. Такая же судьба ожидала знаменитые конст­рукторские бюро флота и ведущих фирм. Поэтому по­следовало решение Совета Адмиралтейства о необхо­димости изучить возможные характеристики будущих линейных кораблей - вне зависимости от того, что в ближайшее обозримое время постройка их не пред­полагалась. Первые работы такого рода предприни­мались еще в 1928 г, однако всерьез развернулись они только с весны 1933 г.

Предполагалось, что первым делом следует за­менить слишком медленные для 30-х годов корабли серии "R" (более быстроходные "Куин Элизабет" и линейные крейсера могли оставаться в строю на не­сколько лет больше). Уже явно наметившиеся тенден­ции развития линкоров требовали создания быстро­ходной единицы. Однако история разработки проекта "Нельсона" и "Родни" явно свидетельствовали о не­возможности сочетать большую скорость и сильное вооружение при достаточной защите в пределах дого­ворных 35 тысяч тонн. Щекотливость ситуации со­стояла в том, что с одной стороны 1 января 1937 г теоретически завершался срок действия Лондонского договора, и его участники могли начать новую гонку размеров, а с другой - в интересах Великобритании было максимально ограничить величину будущих ли­нейных кораблей, исходя из финансовых соображений и сохранения status quo. Стремление соединить несоединимое привело к появлению весьма неожиданных штабных требований. Так, от разработчиков требова­лось создать корабль, вооруженный восемью 15- или 16-дюймовыми орудиями в традиционных четырех двухорудийных башнях, с двенадцатью 6-дюймовыми неуниверсальными пушками, расположенными в казе­матах по типу супердредноутов конца первой мировой войны, 120-мм или 102-мм зенитной артиллерией, 10 надводными торпедными аппаратами и максимальной скоростью 23 узла. Такой вариант являлся заметным шагом назад даже по сравнению с подвергавшимися критике "нельсонами". Развития проект не получил и "умер" на стадии эскизов.

Прошло чуть больше полугода, и требования к новому линкору резко изменились. Состоявшееся в январе 1934 г совещание, в котором приняли участие в частности Первый морской лорд (морской министр) адмирал Чэтфилд, представитель Британии на между­народных морских конференциях вице-адмирал Литтл, и Контроллер флота, контр-адмирал Форбс, вынесло вердикт, гласивший, что в ближайшим будущем раз­мер "капитальных' кораблей будет резко ограничен. Англия сама предложила в Женеве остановиться на единицах в 25000 т, вооруженных 12-дюймовыми ору­диями, или даже всего в 22000 т с 11-дюймовками. Япония готова была согласиться на 25000 т и 14 дюй­мов. Франция строила в это время "Дюнкерк" (формально 26 500 т), вооруженный 13-дюймовыми (330-мм } пушками, и также не была против того, что­бы он оставался одним из самых больших новых ко­раблей. Только Соединенные Штаты настаивали на сохранении прежних пределов (35000 т и 406-мм), но англичане считали, что их удастся "дожать" до 28000-тонного линкора с 12-дюймовыми орудиями. Поэтому результатом совещания было решение разрабатывать корабль именно с такими параметрами.

5 апреля 1935 г руководитель отдела корабле­строения представил на рассмотрение 4 проекта, со­ставленные в соответствии с выдвинутыми требова­ниями. Водоизмещение колебалось от 28130 т до 28500 т, скорость у первых двух (12-N и 12-О) состав­ляла 23 узла, у двух других (12-Р и 12-Q) была всего на четверть узла больше. Зато первая пара имела на полдюйма более толстый пояс (318 мм вместо 305 мм в районе погребов и 293 мм вместо 280 мм на протяжении энергетической установки (ЭУ) и палубу (140 мм вместо 127 мм над погребами и 88 мм вместо 76 мм над машинами, котлами и рулевым управлени­ем). Башни и барбеты на всех проектах серии "12й имели одинаковую толщину - 293 мм (11,5 дюйма). Наиболее сильно разнилось вооружение: на 12-О и 12-Q девять 305-мм орудий размещались в трехорудийных башнях, на 12-N применялось стандартное расположение (8 орудий в четырех башнях), а на 12-Р десять пушек того же 305-мм калибра помещались в пяти двухорудийных установках. Все проекты преду­сматривали 12 пушек вспомогательного калибра (152 мм) с ретроградным казематным расположением на­ряду с таким же количеством 120-мм зениток в спа­ренных "межпалубных" установках, которые предпола­галось разработать для вооружения линкоров и авиа­носцев. Дополняли вооружение четыре 8-ствольных "пом-пома" и 10 торпедных аппаратов, перекочевав­ших из задания 1933 г. Проекты по-прежнему включа­ли ряд нелепостей (сохранение двух вспомогательных калибров на столь небольшом корабле, казематное расположение, торпедные аппараты и др.)- Вместе с тем в них появились технические решения, сохранив­шиеся в дальнейшем; в частности, внешнее и верти­кальное расположение брони вместо внутреннего на­клонного пояса на "Нельсоне". В целом же английский вариант линкора ограниченного водоизмещения значительно уступал примерно равному по размеру "Дюнкерку" практически по всем параметрам.

Несомненно, неудача именно этих разработок сыграла свою роль в том, что Британия более не на­стаивала на радикальном ограничении размеров лин­коров. Специалисты убедились сами и убедили Адми­ралтейство в невозможности создать полноценный боевой корабль в пределах 25-28 тыс. т. Между тем все яснее становилось, что основные морские держа­вы-соперники планируют создание быстроходных и сильно защищенных единиц предельного водоизме­щения - 35 тыс. тонн.

Поэтому в 1935 г требования Адмиралтейства резко изменились в направлении создания именно такого корабля. В управлении военного кораблестрое­ния был разработан ряд эскизных проработок с самы­ми различными комбинациями вооружения, скорости и защиты.

 

Основные характеристики проектов британских линейных кораблей, 1935 г.

Проект

16А

16В

16С

15А

15В

14А

14Q

14С

14D

14Е

14F

Длина макс., м

234,9

 

 

 

 

 

 

234,9

234.9

234.9

225,7

Ширина, м

31,7

 

 

 

 

 

 

31,7

31,7

31,7

31,7

Средняя осадка, м

8,54

 

 

 

 

 

 

8,54

8,54

8,54

8,54

Мощность,   тыс. л. с.

112

 

 

112

 

 

 

112

112

112

80

Скорость, уз.

30

27

27

30

27

23

23

30

30

30

27

Вооружение ГК

9-406

8-406

9-406

9-381

9-381

12-356

12-356

12-356

8-356

10-356

12-356

Толщина   брони, мм

Пояс (погреба)

305

356

317

317

356

343

343

305

356

317

343

Пояс (ЭУ)

280

343

317

317

343

317

317

280

343

317

305

Палуба (погреба)

127

152

133

133

152

127

127

127

159

133

152

Палуба (ЭУ)

76

133

121

121

140

89

89

89

127

133

102

Барбеты (макс.)

305

 

 

 

 

 

 

305

343

305

343

Башни (лоб)

406

 

 

 

 

 

 

305

305

305

305

Башни (крыша)

229

 

 

 

 

 

 

190

190

190

190

Вес механизмов, т

2875

2375

2375

2375

2375

1950

1900

2875

2875

2375

2375

Вес вооружения, т

7160

6450

7160

6270

6270

7150

6860

7160

5770

6060

6860

Вес брони, т

10075

11725

11015

11155

11955

11325

10525

10075

11955

11395

11365

 

Постоянными для всех проектов оставалось стандартное водоизмещение в 35000 т, а также нормальный запас топлива 4000 т.

Первоначально лорды склонялись к принятию наименее удачных 14-дюймовых вариантов с 23-узловой скоростью - "14А" или "14-Q". Однако сведе­ния о 30-узловых линкорах, проектировавшихся в Ита­лии, Франции, Германии и США, выдвинули на первый план гораздо более разумные варианты ("14-D" - "14-Е"). Оказалось, что можно сохранить практически то же вооружение и бронирование, повысив ход до 27 узлов. После определенных сомнений было решено остановиться именно на такой скорости, поскольку более высокая (например, 30 уз.) значительно более заметно влияла на остальные характеристики. При­выкшие мыслить стратегически, англичане справедли­во считали, что в операции разница между такими су­дами будет небольшой, а на тактику гораздо сильнее влияют всевозможные непредсказуемые заранее фак­торы, чем лишние 10 % хода.

Значительно большие колебания вызвал выбор калибра артиллерии и толщины бронирования. Здесь требовалось предсказать, на каких дистанциях будут проходить будущие сражения. В середине 30-х годов штабные рекомендации предполагали, что для реши­тельного боя линкорам потребуется сблизиться на 60-80 каб. Не отрицалось, что они смогут достичь замет­ного процента попаданий и на 90-100 каб., но пото­пить друг друга на таком расстоянии не сумеют. Близ­кие дистанции требовали более толстой брони, тогда как калибр орудий приобретал скорее второстепенное значение. Пушки меньшего калибра в теории могли развивать несколько большую скорострельность (примерно 2 залпа в минуту у 14-дюймовых против 1,5-1,7 у 16-дюймовых); именно на меньших дистан­циях, где время полета снаряда до цели не превышало 20-30 сек., можно было пытаться это преимущество реализовать.

Проекты "14-С" и "16-А" оказались отвергнутыми из-за слишком слабой горизонтальной защиты, оставлявших их беззащитными против огня 381-406-мм орудий на дальних дистанциях. "14-D" выпал из рас­смотрения, как недостаточно вооруженный. Хотя при сравнении варианта "14-F" с "16-А" и "15-А" указыва­лось, что 14-дюймовый линкор столь же мощен, как и более крупнокалиберные варианты, но вот среди 27-узловых наиболее предпочтительным представлялся "16-С"; примерно эквивалентным ему оказывался и "15-В". В окончательном решении совещания в Адми­ралтействе от 20 сентября 1935 г говорилось о том, что следующие линейные корабли будут иметь девять 381-мм орудий и скорость "не менее 29 узлов". Пред­полагалось, что они составят основу флота Велико­британии в северо-европейских водах (Флот метропо­лии - "Home Fleet"), а для борьбы с вооруженными 406-мм пушками американскими и японскими кораб­лями будет построена следующая серия. Так что 14-дюймовый проект отнюдь не был в числе фаворитов.

Тем не менее, именно он в конце концов стал основным. Тому нашлось несколько причин, основной из которых являлись политические соображения. Осенью 1935 г в Адмиралтейство поступили данные дипломатического зондирования, говорящие о веро­ятном согласии Соединенных Штатов на ограничение будущих линкоров теми же 35000 т, но с вооружением калибра не более 356 мм. Предполагалось, что к та­кому соглашению примкнет и Япония. Находившейся в не слишком хорошем финансовом положении Велико­британии приходилось срочно сделать свой выбор, поскольку для ввода в строй кораблей в 1940 г на разработку и производства нового орудия оставалось менее трех лет. Не имея твердой уверенности в наме­рениях своих заокеанских соперников, англичане все же не могли игнорировать возможность договориться на выгодных для себя условиях. Правильнее всего было бы разрабатывать сразу два образца (например, 356- и 406-мм калибра), но нехватка средств не по­зволила этого сделать. Поэтому 10 октября 1935 г окончательно решили строить 35-тысячетонные ли­нейные корабли с вооружением из 12 356-мм орудий и скоростью 28 уз. В конце ноября проект прошел ут­верждение в кабинете министров и стал руководством к действию.

Решение Адмиралтейства оказалось неудачным. Англичане "не угадали" с калибром, поскольку давно ожидаемая конференция об ограничении морских вооружений, состоявшаяся в Лондоне в конце 1935 - начале 1936 г, не дала ожидаемых результатов. Хотя Англия, США и Франция подписали в марте 1936 г соглашение, включавшее, в частности, пределы для линкоров в 35 тыс. т и 14 дюймов для артиллерии, но в нем оставалась огромная "дыра". Одна из статей гласила, что если в течение года к договору не при­соединится Япония, то страны-участники могут повы­сить калибр до 16 дюймов. Более того, указывалось, что если какое-либо государство, не подписавшее соглашение, превысит оговоренные размеры, то "подписанты" также могут увеличить параметры своих линкоров до аналогичных значений. По сути дела, вто­рое Лондонское соглашение оказалось мертворож­денным, что история только подтвердила. Англичане оказались единственными, придерживавшимися пра­вил игры, что, конечно же, сказалось на боевых свой­ствах последней серии их "капитальных судов". Впро­чем, главные неприятности с вооружением еще были впереди.

Тем временем проектирование шло своим чере­дом. 12 ноября 1935 г, через месяц после принятия принципиального решения контроллеру флота был представлен проект "14-L", имевший все основные характеристики будущего "Кинг Джордж V".

Поскольку на корабле предусматривалась новая для Британии схема ЭУ с шахматным чередованием машинных и котельных отделений, консервативным специалистам Королевского флота показалось опас­ным иметь характерные для этой схемы длинные валы. К управлению военного кораблестроения было выдви­нуто требование подготовить другой вариант, с не­сколько более короткими валопроводами. Альтерна­тивный проект, "14-N", по основным характеристикам совпадал с "14-L", а по внешнему виду отличался од­ной дымовой трубой вместо двух, что по соображени­ям проектировщиков могло затруднить противнику определение направления движения корабля на боль­ших дистанциях. Более существенные изменения таи­лись внутри корпуса. Чтобы укоротить валы на при­мерно 10 м, пришлось сдвинуть турбины в корму, а 114-мм установки и их погреба сконцентрировать пе­ред машинным отделением.

"Смотрины" обоих вариантов состоялись на за­седании коллегии Адмиралтейства сразу после насту­пления нового, 1936 г. Заместитель начальника Мор­ского штаба и контроллер флота высказались в пользу проекта "14-N". Наиболее существенным результатом этого совещания стало изменение вспомогательной артиллерии. Вместо 10 установок 114-мм калибра решили оборудовать линкор 8 башнями с 133-мм уни­версальными пушками, составлявшими основное воо­ружение новых крейсеров ПВО типа "Дидо", тем са­мым усилив как зенитный огонь, так и, в особенности, способность отражать атаки эсминцев. "Изюминка" решения заключалась в том, что проектирование но­вой установки еще даже не начиналось, и срочно вы­званный директор отдела морской артиллерии обещал представить дополнительную информацию только в конце года!

В итоге родился очередной вариант, уже "14-О", отличавшийся увеличенной на пол-узла скоростью (28,5 уз. при стандартном водоизмещении) и заплани­рованной форсировкой турбин на 10% мощности (до 110 тыс.л.с.), что позволило бы сохранить скорость более 28 узлов при полном водоизмещении. Пояс те­перь варьировался не только по длине, но и по высо­те, составляя в районе погребов главного калибра (ГК) 152 мм по нижней кромке, 356 мм по ватерлинии и 330 мм по верхней кромке, а в районе ЭУ соответст­венно 127, 330 и 305 мм. Несколько пострадало по сравнению с вариантом "L" и горизонтальное брони­рование (палуба над погребами 140 мм, над машина­ми 114 мм). На чертеже также впервые появились 133-мм универсальные установки среднего калибра, разрабатываемые в это время для новых крейсеров ПВО.

Проект приобретал законченные очертания. И тут сказались последствия поспешного выбора 14-дюймового главного калибра. Защита корабля плани­ровалась именно против аналогичных снарядов, по­этому известия о возможном появлении 15-дюймовок у линкоров европейских держав и 16-дюймовых ору­дий у американцев и японцев заставляли срочно пе­ресмотреть схему бронирования в сторону его усиле­ния. Между тем "размазанная" по большой высоте броня и так поглощала чуть более трети водоизмеще­ния, и резервов для ее усиления было немного. В чис­ле предложений фигурировали: уменьшение высоты пояса на 1 палубу (т.е. примерно на 1/3), уменьшение скорости на 2 узла, и ослабление вооружения до 9 орудий того же калибра в трехорудийных башнях. Все предложенные варианты представлялись крайне не­желательными, поскольку значительно ослабляли об­щую мощь линкора. Уменьшение высоты пояса резко уменьшало боевой запас плавучести, снижение Скоро­сти автоматически приводило к укорачиванию корпуса, что просто не оставляло места для корабельных само­летов (не говоря уже о тактических неудобствах), а девять четырнадцатидюймовок ставили новый корабль в невыгодные условия по отношению к зарубежным новым линкорам, среди которых "британцы" станови­лись самыми слабыми в артиллерийском отношении. Неплохим выходом казалась замена ГК на восемь 381 -мм (как в варианте "15-С", сочтенным в свое время наилучшим). Это позволяло сэкономить нужные 800 т, не ослабляя огонь и применив излюбленное симмет­ричное расположение четырех двухорудийных башен, но Англия хотела честно придерживаться Лондонского соглашения. Итогом явился компромисс - из числа тех, который нельзя назвать счастливым. На линкоре сохранили обе нижние 4-орудийные башни, а верхнюю носовую ("В") заменили двухорудийной. Таким обра­зом, линейный корабль потерял 2 орудия, при этом сроки готовности его вооружения отодвинулись еще на несколько месяцев, поскольку требовалось создать и запустить в производство две артиллерийские уста­новки вместо одной. До предполагаемого вступления первой единицы серии в строй оставалось 4 года, а разработка двухорудийной башни даже не была вклю­чена в планы. В ряде источников отмечается, что 10-орудийное расположение выбрано из соображений сохранения остойчивости, однако основной причиной являлась необходимость усиления бронирования и защиты. Более того, из-за изменения распределения весов по длине корпуса пришлось произвести пере­счет продольной нагрузки и перенести всю цитадель примерно на 2 м к носу. Между тем специалистам не понравилось сосредоточение вспомогательной артил­лерии, возникшее в результате попытки уменьшения длины валов. Теперь более опасной показалась воз­можность затопления всех 133-мм погребов одним подводным взрывом, и универсальную артиллерию вновь разнесли в виде двух групп, как в проекте "L". Естественно, что длина валов при этом снова увели­чилась. Все изменения были зафиксированы новым вариантом "14-?", в котором от варианта "N" остался только высокий пояс. Единственным позитивным ито­гом оказалась экономия примерно 850 т, из которых 770 т дала замена 4-орудийной башни на 2-орудийную.

Стадия проектирования завершилась. 21 апреля 1936 г британский парламент санкционировал по­стройку двух единиц, включенных в программу 1936 г. 29 июля был выдан официальный заказ на новые лин­коры, хотя окончательный проект их все еще не был утвержден советом Адмиралтейства. Хотя 24 мая про­ект "14-Р" стал единственным вариантом, окончатель­ные чертежи, несмотря на весьма интенсивную рабо­ту, удалось завершить только к началу октября. 15 октября совет Адмиралтейства окончательно принял проект к исполнению.

 

Данные окончательного варианта проекта "Кинг Джордж V (проект 14Р) по состоянию на сентябрь 1936 г.

Стандартное водоизмещение, т

35000

Бронирование, мм:

 

Длина между ПП, м

213,5

Пояс по ВЛ в р-не погребов

381

Длина по ВЛ, м

225,7

Пояс по ВЛ в р-не машин и котлов

356

Длина макс., м

227,2

Траверзы

254 и 305

Ширина макс., м

31,4

Барбеты

356

Осадка средн. при станд.водоизм.,м

8,54

Башни, лоб

343

Осадка средн. при полн.водоизм..м

9,61

Башни, бок

229

Мощность, л. с.

100000

Башни, крыша

152

Скорость при станд.водоизм., уз

28,5

Башни, задн. плита

178

Скорость при полн.водоизм., уз

27,5

Главн., палуба над погребами

152

Запас топлива, т

3700

Главн. палуба над машинами и кот­лами

127

Дальность 10-уз. ходом, миль

14000

Нижняя палуба в носу

127-64

Экипаж, чел.

1645

Нижняя палуба в корме

127-114

Вооружение: ГК

10-356 мм

Вспом. артиллерия, бок

51-25

Универсальный калибр

16-133 мм

Вспом. артиллерия, крыша

25

Зенитные автоматы

32(4x8)-40 мм

16(4x4)-12,7 мм

Рубка бока Крыша и пол

114-76 51

Самолеты

4

Противоторпедная переборка

44

Примечания:

1) Боезапас главного калибра при стандартном водоизмещении должен был составлять 80 снарядов на орудие, вспомогательного калибра - 200 снарядов на орудие, зенитных автоматов - 500 патронов на ствол, 12,7-мм пулеметов - 2500 патронов на ствол.

2) Приведенная скорость соответствует проектной мощности 100000 л.с. Предполагалось возможность 10%-ной форсировки турбин и котлов в бою (до мощности 110000 л.с.), что должно было соответство­вать увеличению скорости на 0,75 узла как при стандартном, так и при полном водоизмещении.

 

В том же месяце лордам Адмиралтейства пред­стояло принять еще одно важнейшее решение. Пред­стояло утвердить проект, по которому будут строиться следующие 3 единицы, включенные в кораблестрои­тельную программу 1937 г. И, как это неоднократно имело место во многих странах, срочность сказалась на качестве. Теоретическая возможность исправить ситуацию с вооружением осталась нереализованной. Хотя Лондонское соглашение совершенно очевидно дышало на ладан, Япония еще не высказалась офици­ально, и Контроллер флота предложил, чтобы единицы программы 1937 г полностью повторяли своих пред­шественников. Впрочем, любой другой вариант, даже в отсутствии договорных ограничений, привел бы к значительным задержкам. Новые орудия и их установ­ки отложили бы срок вступления кораблей в строй не менее чем на год-полтора. Возвращение на место 4-орудийной башни "В" с сохранением усиленной защи­ты требовало увеличения водоизмещения примерно на 1000 т, но главное - значительного изменения про­екта с перепланировкой внутреннего расположения погребов. Артиллерия и так оставалась критическим моментом, поскольку первые 3 башни ожидалось по­лучить только к маю 1940 г, что окончательно ставило крест на первоначальном плане вступления в строй первого корабля серии в июле того же года.

Единственным утешением являлось практическое слияние обоих программ, 1936 и 1937 г: Разница в сроках закладки первого и последнего корабля соста­вила всего полгода. 1 января 1937 г на верфях самых известных британских "линкорных" фирм "Виккерс-Армстронг" и "Кэммел Лэйрд" были заложены кили "Кинг Джордж V и "Принс оф Узле". 5 мая - дата официального начала постройки "Дьюк оф Йорк" (первоначально названного "Энсон") на заводе "Джон Браун и К° в Клайдбанке. 1 июня и 20 июля на стапе­лях фирм "Фэйрфилд" в Глазго и "Суон Хантер" в Уолсэнде были заложены две последние единицы серии, первоначально названные в честь руководителей Гранд Флита в первой мировой войне, адмиралов Джеллико и Битти. Однако увековечивание столь близких по времени персон (оба флотоводца ушли из жизни в 1935 и 1936 г.) не отвечало британским тра­дициям, и в качестве окончательных названий избрали имена более "проверенных временем" адмиралов Энсона и Хау.

Постройка новых линкоров проходила в условиях военного времени, что сказалось на сроках. Если для головного корабля более или менее удалось выдер­жать запланированный темп постройки, то задержки с остальными составляли несколько месяцев. (В осо­бенности это относится к двум последним единицам серии). Также обращает на себя внимание значитель­ный промежуток времени между формальным вводом в строй (принятие комиссией) и реальной боеготовно­стью кораблей. Даже в условиях военного времени и острой необходимости в новейших линкорах он со­ставлял 4-6 месяцев. В итоге флот получил свои пер­вые "капитальные суда" нового поколения только на втором году войны, а две последних единицы вошли в его состав уже тогда, когда наиболее острая нужда в них миновала. Впрочем, подобная ситуация оказалась характерной для всех основных морских держав, кро­ме Японии, приступившей к боевым действиям в кон­це 1941 г. с практически завершенной кораблестрои­тельной программой.

 

Данные по постройке линейных кораблей типа "Кинг Джордж V"

Название

"King George V"

"Prince of Wales"

"Duke of York"

"Anson"

"Howe"

Фирма-строитель, место постройки

"Виккерс-Армстронг" (Уокер-он-Тайн)

"Кэммел Лэйрд" (Биркенхед)

"Джон Браун & К" (Клайдбэнк)

"Суон Хантер" (Уоллсэнд)

"Фэйрфилд" (Гоуэн)

Заложен

1 января 1937

1 января 1937

5 мая 1937

20 июля 1937

1 июня 1937

Спущен

21 февраля 1939

3 мая 1939

28 февраля 1940

24 февраля 1940

9 апреля 1940

Принят комиссией

30 сентября 1940

19 января 1941

20 августа 1941

14 апреля 1942

2 июня 1942

Укомплектован

11 декабря 1940

3 марта 1941

4 ноября 1941

22 июня 1942

28 августа 1942

Готов к действиям

19 января 1941

22 мая 1941

22 декабря 1941

Сентябрь 1942

Декабрь 1942

Водоизмещение, т

 

 

 

 

 

на испытаниях

41630

42100

42550

42530

42600

полное

42327

43786

 

43337

 

Полное в 1944-45 гг

44460 (1944 г)

 

44790 (1944 г)

45360 (1945 г)

45226 (1945 г)