Зенитные автоматы
Основу автоматического зенитного вооружения новых линкоров составили многоствольные "пом-помы". Эти 2-фунтовые (40-мм) пушки восходят к старому орудию Виккерса времен первой мировой войны, автоматика и принцип действия которого почти полностью повторяли пулемет Максима. Несомненным достоинством его являлась довольно высокая скорострельность (практическая 100-115 выстр./мин), в свое время превосходившая скорострельность любого легкого орудия. Еще одним существенным фактором для англичан был огромный запас боеприпасов для этих пушек, оставшийся со времен 1916-1918 годов. Разработанная в 1927 г. многоствольная установка превосходила все зарубежные зенитные средства ближнего действия, и за этим успехом как-то отошел на второй план тот факт, что она не имела перспектив. Коренными недостатками являлась малая начальная скорость. При длине ствола в 40,5 калибров они равнялась всего 701 м/сек - достаточно для борьбы с "этажерками" 20-х годов, но слишком мало для скоростных монопланов конца 30-х и тем более 40-х годов. Из-за низкой начальной скорости дальность составляла всего 4500 м, причем прицельная - вдвое меньше. Вторым фатальным недостатком являлась подача боеприпасов. Удачная по идее (непрерывная лента), она была нелепой по осуществлению: снаряды помещались в ячейки брезентовой ленты, которую на практике постоянно заедало. В этом отношении обойменное питание 40-мм "бофорсов" и 37-мм немецких автоматов оказалось значительно более надежным. Кроме того, сам снаряд, имевший контактный взрыватель, был неудовлетворительным, поскольку требовал прямого попадания. При действии по японским торпедоносцам "пом-помы" просто не успевали развить прицельный огонь до момента сброса торпед.
Сама 8-ствольная установка Мк VI имела большой вес - 16 тонн-, что обуславливало наличие механического привода, а, значит, зависимости от источников энергии. Скорость вертикальной и горизонтальной наводки равнялась 25 град./сек - слишком мало для быстро перемещающихся в поле прицеливания пикировщиков. Боезапаса (1800 снарядов на ствол) хватало на 15-20 минут ведения огня, чего при продолжительных операциях в зоне действия авиации противника было недостаточно.
Первоначально предполагалось иметь на линкорах по четыре 8-ствольных установки Мк-VI и столько же 4-ствольных 12,7-мм зенитных пулеметов, однако еще в ходе постройки последние заменили на две дополнительные установки Мк-VI. 48 стволов представлялись проектантам достаточной защитой, однако первые же бои с авиацией показали, что даже такое количество автоматов не дает полной гарантии. Рассматривались различные варианты усиления зенитного вооружения, но выбран был наихудший из них. Англичане отдали предпочтение экстравагантному и совершенно непроверенному средству: зенитным неуправляемым ракетам UP. Пусковые установки представляли собой огромные коробчатые блоки из 20 направляющих, похожие на ПУ противолодочных торпедо-ракет "Асрок", из которых залпами выстреливались невращающиеся (отсюда название UP - Unrelated Projectile) 76-мм ракеты, которые несли 127-мм антенную "воздушную мину". На высоте 300 м мина разрывалась, выпуская 3 парашюта и 120-метровую проволоку, на конце которой находилась небольшая бомба, имевшая возможность свободно скользить по проволоке. Предполагалось, что самолет будет попадать в сеть из проволочных антенн, после чего бомба подтягивалась бы к нему и взрывалась. Излишне говорить, что эта остроумная идея оказалась совершенно непрактичной, как и многие другие полуфантастические "средства ПВО". Невращающиеся ракеты имели слишком нестабильную траекторию, а парашюты были сильно подвержены влиянию ветра. Тем не менее, в 1940 г. головной корабль серии, "Кинг Джордж V", получил 4 блока UP - один на возвышенной носовой башне "В", два на кормовой башне "Y" и еще один вместо расположенного в самой корме "пом-пома", который все равно испытывал сильную тряску на большом ходу. "Принс оф Уэлс" имел на одну установку меньше (на башне "Y" устанавливался только один пакет направляющих). Ни один из линкоров ни разу не применял это сомнительное оружие, весившее несколько десятков тонн и исключительно пожароопасное. (Запасные ракеты хранились в железных ящиках рядом с установками. Практически достоверно, что на линейном крейсере "Худ", также вооруженном этими ракетами, имел место пожар, связанный именно с боезапасом для установки UR, хотя маловероятно, что он стал причиной взрыва корабля.) Сразу после боя с "Бисмарком" ракетные установки с "Принс оф Уэлс" и "Кинг Джордж V" сняли, а на остальных кораблях серии они не монтировались вообще.
После фиаско "проволочной минной сетки" англичане перешли к более разумным путям усиления зенитной мощи своих новейших линкоров. Хорошо зарекомендовавшие себя лицензионные шведские 40-мм автоматы "Бофорс" и швейцарские 20-мм "Эрликон" в одинарных установках не требовали силового привода и могли устанавливаться практически в любом удобном месте большого корабля. (Впоследствии одноствольные "эрликоны" были почти полностью вытеснены спаркой на установке, аналогичной установке для одноствольного "бофорса"). Кроме того, эффективная дальность "бофорсов" вдвое превышала показатели для 2-фунтовок, а "эрликоны" имели вчетверо большую скорострельность при примерно той же досягаемости по высоте. Здесь уместно отметить, что "импортные" автоматы оказались единственным видом зенитного вооружения, способным участвовать в отражении последней атаки японских самолетов на тяжело поврежденный "Принс оф Уэлс" (см. ниже историю службы). Их использование ограничивалось только острым дефицитом самих орудий, поэтому наряду с ними продолжали усиливать ПВО при помощи дополнительных "пом-помов". В ходе войны линкоры типа "Кинг Джордж V" неоднократно проходили мелкие модернизации с установкой дополнительных зенитных стволов. Сводные данные по их зенитному вооружению в различные периоды приведены ниже.
"Кинг Джордж V":
При вступлении в строй в декабре 1940 г.: 4 8-ствольных "пом-пома" и 4 установки "UP".
В декабре 1941 г.: Установлены дополнительные "пом-помы" Мк VII на задней башне и Мк VI на возвышенной передней башне, а также 18 20-мм автоматов. Ракетные установки сняты. К концу 1943 г. добавлено еще 20 "эрликонов".
После модернизации в Ливерпуле в первой половине 1944 г. к июлю произошли следующие изменения: 4-ствольный "пом-пом" Мк VII на задней башне заменен на 8-ствольный Мк VI. Еще два "пом-пома" Мк VI установлены на задней надстройке. Два 4-ствольных 40-мм лицензионных "бофорса" американского производства (Мк II) размещены на той же задней надстройке. Сняты 12 одноствольных "эрликонов"; вместо них появилось 6 двухствольных установок Мк V, так что общее количество 20-мм стволов не изменилось. К концу войны вместо двух одноствольных "эрликонов" было установлено два одноствольных "бофорса" с ручным приводом.
"Принс оф Уэлс":
При вступлении в строй в марте 1941 г.: 4 8-ствольных "пом-пома" и 3 установки "UP", а также одна установка "Бофорс" Мк III на квартердеке.
В ходе переоборудования в Розайте в июне-июле 1941 г. перед отправкой на Дальний Восток добавлены два 8-ствольных "пом-пома" на задней и возвышенной передней башнях вместо снятых установок "UP".
"Дьюк оф Йорк":
При вступлении в строй в ноябре 1941 г.: шесть 8-ствольных "пом-помов" Мк VI и 6 одноствольных "эрликонов". В апреле 1942 г. добавлено еще 8 таких же 20-мм установок.
При переоборудовании в Розайте в конце 1942 - начале 1943 г. добавлено 14 "эрликонов" (всего стало 28 20-мм автоматов). К середине 1944 г. два одноствольных "эрликона" заменены на двухствольные установки Мк V.
В ходе модернизации в Ливерпуле с сентября 1944 г. по апрель 1945 г. добавлены две 8-ствольные 40-мм установки Мк VI (на задней надстройке), два 4-ствольных 40-мм лицензионных "бофорса" американского производства (Мк II) (там же), и шесть 4-ствольных "пом-пома" Мк VII (2 на сигнальном мостике, 2 по бокам от возвышенной башни и 2 на квартердеке. Кроме того, дополнительно установлено шесть спаренных "эрликонов" Мк V и 15 одноствольных "эрликонов".
После войны, в 1946 г. зенитное вооружение уменьшено - сняты все 4 установки "пом-помов" Мк VII и 27 одноствольных "эрликонов". Установлены четыре 47-мм салютные пушки.
"Энсон"
При вступлении в строй в июне 1942 г.: шесть 8-ствольных "пом-помов" Мк VI и 18 одноствольных "эрликонов". В середине 1943 г. добавлено еще 22 одноствольные 20-мм установки.
В ходе модернизации в Девонпорте с июля 1944 г. по март 1945 г. добавлены две 8-ствольные 40-мм установки Мк VI (на задней надстройке), два 4-ствольных 40-мм лицензионных "бофорса" американского производства (Мк II) (на той же надстройке), четыре 4-ствольных "пом-пома" Мк VII (2 по бокам от возвышенной башни и 2 на квартердеке). Кроме того, дополнительно установлено два спаренных "эрликона" Мк V на спонсонах по обоим сторонам сигнального мостика (впоследствии заменены на две установки "пом-помов" Мк VII) и еще 6 таких же установок, а также 13 дополнительных одноствольных "эрликонов".
В 1946 г. зенитное вооружение уменьшено на 4 установки "пом-помов" Мк VII и 2 установки "пом-помов" Мк VI.
"Хау"
При вступлении в строй в августе 1942 г.: шесть 8-ствольных "пом-помов" Мк VI и 18 одноствольных "эрликонов". В середине 1943 г. добавлено еще 22 одноствольные 20-мм установки.
В ходе модернизации в Девонпорте с декабря 1943 г. по май 1944 г. добавлены две 8-ствольные 40-мм установки Мк VI (на задней надстройке) и два 4-ствольных 40-мм лицензионных "бофорса" американского производства (Мк II) (на той же надстройке). Кроме того, дополнительно установлено четыре спаренных "эрликона" Мк V, а число одноствольных "эрликонов" уменьшено до 32.
При ремонте и модернизации в Дурбане с 29 июня по конец сентября 1945 г дополнительно установлены шесть 4-ствольных "пом-помов" Мк VII и 18 одноствольных "бофорсов" Mk III, а все оставшиеся одноствольные "эрликоны" сняты.
Уже после войны, при ремонте в Портсмуте с 21 января по 14 марта 1946 года, началось сокращение легкого зенитного вооружения. Все шесть 4-ствольных "пом-помов" были сняты, также как все одноствольные "бофорсы". Дополнительно установлены 4 салютных пушки.
Наконец в ходе большой послевоенной модернизации и капитального ремонта в Девонпорте с 24 мая 1948 г. по 21 июня следующего, 1949 г., сняты два 4-ствольных американских "бофорса".
В ряде случаев установка дополнительных легких зенитных орудий в конце войны не документировалась. Возможно, что остальные линкоры, находившиеся на тихоокеанском театре, прошли модернизацию по типу "Хау" (ремонт в Дурбане).
Легкое зенитное вооружение также имело свои системы управления, хотя и довольно примитивные. Каждому из 6 многоствольных "пом-помов" соответствовал свой директор Mk IV. Правда, один из них, неудобно расположенный между двумя передними КДП HACS, впоследствии сняли со всех кораблей. В 1944-1945 годах, при установке дополнительных "пом-помов" на задней надстройке, одновременно оборудовались и 2 дополнительных директора. С появлением на линкорах американских четырехствольных "бофорсов" связана установка их систем наведения Мк 51 (также производства США). В общем, в отличие от самих 2-фунтовых зенитных установок, системы их управления соответствовали своему времени, хотя и не были лучшими представителями в своем классе.