Радиолокационное оборудование

 

Линкоры типа "Кинг Джордж V" стали первыми британскими линкорами, на которых с самого начала предусматривалась установка радиолокационного оборудования. Это новшество сыграло заметную роль в боях "Принс оф Уэлс" и "Кинг Джордж V" с "Бисмарком" и, в особенности, в сражении "Дьюк оф Йорк" с "Шарнхорстом".

Хотя в большинстве своем радиолокаторы вре­мен второй мировой войны уже в достаточной степени обладали универсальными свойствами, они разраба­тывались каждый для своей цели. Уже первый образец радара для обнаружения самолетов, "Тип 97Y", уста­новленный в августе 1938 г на крейсере "Шеффилд", позволял засекать воздушные цели, летящие на высо­те 5 км, с расстояния почти 100 км, управление зенит­ным огнем практически не позволяло использовать получаемые от него данные для стрельбы. Более мощная версия этого радара под обозначением "Тип 279" вошла в состав вооружения линкоров типа "Кинг Джордж V", служа в качестве средства раннего опо­вещения о наличии воздушных или крупных морских целей. Значительным шагом вперед явился универ­сальный радар "Тип 281", впервые установленный на крейсере ПВО "Дидо" в конце 1940 г. Он работал в метровом диапазоне волн и предназначался для при­борной стрельбы 133-мм калибром как по морским, так и по воздушным целям, позволяя обнаруживать соединение самолетов на дистанции почти 150 км. Один из приборов этого типа был установлен на "Принс оф Уэлс" в январе 1941 г. Поисковый радио­локатор "Тип 271" мог обнаруживать даже малораз­мерные цели: подводная лодка в надводном положе­нии детектировалась на расстоянии 2-3 миль, а выпу­щенный на 2 м над поверхностью воды перископ - на расстоянии 5-7 кабельтовых. Более совершенные ва­рианты этого главного поискового локатора британ­ских ВМС получили обозначения "272" и "273". Лока­тор "Тип 271" был установлен в начале 1941 г. на "Кинг Джордж V" "Дьюк оф Йорк" и "Принс оф Уэлс", а последний перед отплытием на Дальний Восток полу­чил поисковую РЛС "Тип 273" для обнаружения над­водных целей и станцию "Тип 285" для управления 133-мм орудиями (при этом локатор "Тип 271" остался на корабле в качестве резервного). К середине 1942 года все 4 оставшихся единицы серии имели поиско­вые локаторы "Тип 273" и артиллерийские радары "Тип 281" (кроме "Кинг Джордж V", который вместо "281-го" нес "Тип 279").

Для управления огнем главного калибра служили радиолокационные станции типов 284 и 274. Они рас­полагались непосредственно на обоих КДП (главном и кормовом) и имели схожие характеристики. Более ранний радар "Тип 284" отличался меньшей по разме­рам антенной; его замену на "Тип 274" легко заметить по характерному обтекателю антенны, почему-то на­поминавшему англичанам "головку сыра". Эта антенна стабилизировалась в вертикальной плоскости при по­мощи гироскопа, что позволяло не терять цель при качке и использовать более узкий луч.

Первоначально радары "281" и "279" имели от­дельные приемные и передающие антенны и даже отдельные помещения для персонала передатчика и приемника. Надежность систем была довольно низкой, поскольку требовалось обеспечить синхронное вра­щение обоих антенн, и выход из строя любого эле­мента приемной или передающей станции означал неработоспособность системы в целом. Только со второй половины 1943 года появились комбинирован­ные приемно-передающие антенны, сразу освободив необходимое место на верхушках мачт (становившее­ся все более дефицитным) и одно из помещений для оборудования. Соответствующие радары получили обозначение "В" после номера. Новые модификации впервые появились на единицах серии "Кинг Джордж V" в конце 1943 г. и постепенно устанавливались на остальных в течение 1944 года. Приемно-передающие антенны радаров "281" или "279" обычно устанавлива­лись на задней мачте. Параллельно с усовершенство­ванием устройства антенн увеличивалась мощность радаров; так, "Тип 271" первоначально имел мощность всего 5 кВт, которая затем возросла в 20 раз.

В 1944 году на вооружение поступил новый ра­диолокатор "Тип 293", работающий на длине волны 10 см. Он также был универсальным и мог обнаруживать цели на дистанции до 25 миль и высотах от 100 м до 6 км. Пиковая мощность 500 кВт обеспечивала четкий сигнал. Радар имел небольшую округлую антенну, так­же получившую жаргонное название "головка сыра". Обычно она располагалась на топе передней мачты.

На основе "Типа 293" вскоре был разработан но­вый универсальный 10-см локатор "Тип 277", имевший принципиально новую антенну непрерывного сканиро­вания. Он мог обнаруживать как надводные, так и воз­душные цели, и достаточно точно определять высоту полета. В середине 1944 года все 4 линкора типа "Кинг Джордж V" имели радары "293" и "277" в допол­нение к "281В" (опять-таки, кроме самого "Кинг Джордж V", который продолжал нести "Тип 279В").

Многочисленные перестановки и изменения ан­тенн радарного оборудования неоднократно меняли внешний вид кораблей в ходе службы. Из общих зако­номерностей можно отметить, что с 1943 г. РЛС обна­ружения воздушных целей устанавливалась на задней мачте, а на обоих директорах ГК размещались РЛС управления огнем.

Радиолокационное управление имела и зенитная артиллерия. С конца 1941 года линкоры оборудова­лись также специализированными локаторами для управления зенитным огнем, как 133-мм универсаль­ных орудий, так и автоматов. В частности, на каждом из четырех директоров для 8-ствольных "пом-помов" размещались РЛС управления огнем "Тип 282". Одна­ко это совершенное оборудование мало помогло лин­кору в бою с японскими торпедоносцами. Автоматиче­ское управление зенитным огнем применить не уда­лось, а 3 сбитых самолета на два сильных в зенитном отношении корабля свидетельствовали о совершенно неудовлетворительном состоянии дел.

После потери "Принс оф Уэлс" на "Дьюк оф Йорк" установили прибор для автоматической поста­новки противосамолетной завесы "ABU Mk-l" с ис­пользованием всех крупных орудий, включая главный калибр. Дистанционные взрыватели снарядов уста­навливались на предварительно определенное рас­стояние. Когда по данным радиолокатора самолеты достигали этого "оборонительного рубежа", автомати­чески производился единственный залп. Обычно ус­тановка производилась на расстояние около 1400 м, однако система позволяла использовать любую дис­танцию от нулевой до примерно 5,5 км при времени полета снарядов от 0 до 6 секунд.

Важным элементом электронного оборудования являлись опознаватели типа "свой-чужой" (IFF - Identificator Friend-Foe). Опыт боев американского флота в районе Гуадалканала в ноябре 1942 г. пока­зал, что в случае сложной обстановки прокладка на экране локатора не обеспечивает надежной иденти­фикации целей. В известной схватке с японским линейным крейсером "Кирисима" линкор "Саут Дакота" был внезапно обстрелян и поврежден, а второй аме­риканский линкор "Вашингтон" смог опознать против­ника только после того, как тот открыл огонь по "Саут Дакоте". После этого боя было решено оборудовать корабли союзников специальным устройством, антен­на которого наводилась вместе с основным поиско­вым радаром. При контакте со "своим" кораблем на приемнике возникал второй сигнал в дополнение к основному, испускаемому собственным устройством IFF. На экране основного радара такой сигнал имел вид двойной отметки в отличие от одинарной отметки от корабля противника. Установка опознавателей "свой-чужой" на все линкоры началась с начала 1943 г. и продолжалась в течение всего года. Совместно с локаторами типов "279" и "281" использовались IFF типов "240" и "243". На артиллерийские локаторы опознаватели не устанавливались, поскольку считалось, что если дело дошло до открытия огня, то необходима твердая уверенность в том, что перед вами именно противник.