Электрооборудование

 

Электроэнергия для всех корабельных нужд в походе вырабатывалась 6 турбогенераторами посто­янного тока мощностью по 330 кВт. В аварийных усло­виях питание осуществлялось двумя дизель-генераторами той же мощности. Рабочее напряжение в сети составляло 220 В.

Поскольку отказ энергооборудования в решаю­щий момент воздушной атаки внес очень весомый вклад в гибель "Принс оф Уэлс", стоит более детально рассмотреть это, в общем вполне традиционное тех­ническое решение. Немало помучившись с дизель-генераторами на "Нельсоне", англичане твердо отка­зались от их применения в качестве основного источ­ника электроэнергии. Отсюда первый результат: при выходе из строя турбинной установки (или прекраще­ния подачи в нее пара) корабль лишался энергии на время, необходимое для запуска аварийных генерато­ров. После восстановления аварийного питания выра­батываемая мощность падала в 3 раза, что не обеспе­чивало даже самых необходимых нужд, в частности функционирования силовых приводов зенитной артил­лерии. Неминуемые перегрузки могли привести к от­казу и резервной системы.

Кроме того, электросеть линкоров разделялась на две кольцевых магистрали вместо обычно приме­няемой единственной. С одной стороны, это увеличи­вало живучесть (при коротком замыкании выходила из строя половина устройств, носовая или кормовая). С другой - появлялось слабое место: распределитель­ный щит с переключателями, позволявшими подклю­чать те или иные генераторы к любой из двух подсис­тем. Переключение производилось только по отда­ваемым по голосовой связи распоряжениям из цен­трального поста. Предназначенное для этого доста­точно сложное оборудование плохо показало себя в экстремальных условиях.

Уязвимость электросистемы отчасти компенси­ровалось тем, что англичане по-прежнему ориентиро­вались в основном на паровые приводы вспомога­тельных механизмов. Электромоторы в большинстве случаев рассматривались в качестве дублирующих приводов; единственным важным вспомогательным механизмом, приводимым в действие электричеством, являлась рулевая машина, которая, впрочем, также имела дублирующий паровой привод (использовав­шийся как аварийный). Артиллерия главного калибра имела гидравлический привод, традиционный для Королевского флота и отлично отработанный, Он счи­тался более точным и надежным и менее подвержен­ным ударным воздействиям при своей стрельбе и неприятельских попаданиях. Но универсальный вспомо­гательный калибр функционировал от электрогидрав­лики, и, следовательно, зависел от корабельной сети.