Часовые Атлантики
Боевая история последней серии английских линкоров началась в начале декабря 1940 г. Адмирал Форбс уступил свое место в качестве командующего Флотом метрополии адмиралу Дж.Тови. В этот момент "Home Fleet" включал 3 линкора и 2 линейных крейсера ("Кинг Джордж V", "Нельсон", "Родни", "Худ", "Рипалс") и 11 крейсеров. Только что вошедший в строй "Кинг Джордж V" (официально зачисленный в списки действующего флота 11 декабря) прошел ходовые испытания в море у Оркнейских островов. Линкор еще совершенно не был готов к боевым действиям. Его первым заданием был представительский рейс в США, куда он должен был доставить нового посла Великобритании, лорда Галифакса. 15 января 1941 г. "Кинг" был послан в дальний поход из Скапа-Флоу в зал. Чезапик на другой стороне Атлантики. 24 января он прибыл на место и на следующий же день вышел обратно в Англию, охраняя конвой, состоявший из 24 нефтеналивных судов.
Поскольку "Кинг Джордж V" был занят конвоированием, первый серьезный выход Флота метрополии в конце января 1941 г. на перехват "Шарнхорста" и "Гнейзенау" состоялся без нового линейного корабля. Этот выход немцев (операция "Берлин") окончился безрезультатно. Между тем головному кораблю серии удалось опробовать свои пушки. В начале марта 1941 г. состоялся рейд британского флота на занятые немцами Лофотенские острова. "Кинг Джордж V" находился в прикрытии и открыл огонь с большой дистанции по германскому разведывательному самолету.
В конце марта оба боеспособных германских линейных корабля - "Шарнхорст" и "Гнейзенау" - вновь вышли в Атлантику. Угрожаемое положение важных атлантических конвоев заставило задействовать все еще не вполне боеготовый "Кинг Джордж V". Он был послан через океан в район о.Ньюфаундленд прикрывать конвой "НХ-115". По данным разведки Адмиралтейство предполагало, что "Шарнхорст" и "Гнейзенау" сделают попытку вернуться в Германию через северные проливы, поэтому южнее Исландии с 17 по 20 марта находился ЛК "Нельсон", крейсер "Нигерия" и 2 эсминца. Явная слабость этого отряда заставила отозвать со своих позиций другие линкоры, в том числе "Кинг Джордж V", который проделал обратный путь через Атлантику на большой скорости. Механическая установка линкора работала вполне нормально, однако недостаточный запас топлива постоянно напоминал о себе: необходимо было все время пересчитывать остающийся запас и менять режимы хода. Впрочем, усилия оказались напрасными, поскольку немецкие корабли вернулись в Брест 28 марта, и британские силы вернулись на свои базы.
До наиболее серьезного испытания в судьбе новых британских линкоров оставалось всего 2 месяца. Хотя "Шарнхорст" и "Гнейзенау" находились в ремонте во Франции, новейший германский линейный корабль "Бисмарк" был готов выйти в море уже к 1 мая. Линейные силы Флота метрополии располагались следующим образом. В Скапа-Флоу сосредоточились "Кинг Джордж" и только что вошедший в строй "Принс оф Уэлс", а также малоскоростной "Родни". "Худ" базировался на Исландию, обеспечивая конвои южнее этого острова. Командовал Home Fleet адмирал Тови, флаг которого развевался на "Кинг Джордж V".