Катастрофа на Дальнем Востоке

 

Так завершилась охота за "Бисмарком", в кото­рой в качестве главных участников действовали два новейших линкора, находившиеся в строю не более полугода. Потопление германского колосса поставило точку на океанских действиях линейных кораблей Кригсмарине, а у англичан впервые с начала войны появились хотя бы относительно свободные силы. Между тем обстановка на Дальнем Востоке накаля­лась все больше и война с Японией стала весьма ве­роятной. Оперировавшее понятиями тридцатилетней давности, Адмиралтейство полагало, что включение в состав Восточного флота (состоявшего из устаревших кораблей) современнейшей боевой единицы послужит сдерживающим фактором. В качестве "большой ду­бинки" был избран "Принс оф Уэлс". Быстро и поверх­ностно дооборудованный, он вместе с эсминцами "Электра" и "Экспресс" 25 октября 1941 г. вышел из Клайда. Соединением "G" командовал адмирал Филлипс, любимец Черчилля, имевший репутацию энер­гичного и решительного командующего, но проведший весь начальный период войны на штабной работе. Поход проходил в быстром темпе. 5 ноября отряд прибыл во Фритаун, а 16-го того же месяца линкор бросил якорь в базе флота в Саймонстауне (Южная Африка). 28 ноября он уже находился в Коломбо, где встретился с линейным крейсером "Рипалс", прибыв­шим с Атлантики, и эскадренными миноносцами "Энкаунтер" и "Джупитер", совершившим переход из Средиземного моря. Не задерживаясь на Цейлоне, отряд Филлипса 2 декабря 1941 г. прибыл в место назначения - главную базу британского флота на Вос­токе Сингапур. Переход по маршруту адмирала Рожественского спустя 36 лет спустя похода русской 2-й Тихоокеанской эскадры занял всего чуть больше ме­сяца, хотя совершался в условиях значительной под­водной опасности в Атлантике и Индийском океане.

К тому времени Адмиралтейство, имевшее дос­таточно сведений об угрозе, которой подвергался на­спех созданное соединение, лишенное авиационного прикрытия (выделенный для Восточного флота новый авианосец "Индомитебл" повредил днище при посадке на мель и не достиг Сингапура), тщетно искало воз­можность "сохранить лицо" и одновременно сохранить корабли от возможных последствий поспешно приня­того решения. Филлипс получил разрешение связать­ся с американцами на предмет присылки нескольких эсминцев для эскорта своего отряда, который пред­полагалось увести из Сингапура. 5 декабря "Рипалс" с 2 эсминцами даже вышел в море и взял курс на авст­ралийский порт Дарвин, но на следующий день был возвращен. 6 декабря американская разведыватель­ная служба расшифровала ноту, которую японский посол в Вашингтоне должен был вручить правительст­ву США. Война стала практически неминуемой. Англи­чане также получили сообщение о том, что силы втор­жения уже находятся в море у побережья Индокитая.

К вечеру 9 декабря (по Гринвичу), когда на Даль­нем Востоке фактически уже наступило состояние войны, Адмиралтейство приняло решение о том, что линкоры Филлипса "должны выйти в море и затерять­ся среди бесчисленных островов". Однако в это время соединение "Z" (как теперь назывался отряд) уже на­ходился в море, но вместо того, чтобы скрываться, следовал курсом на северо-запад, пытаясь перехва­тить японские силы вторжения.

В 17-35 8 декабря "Принс оф Уэлс", "Рипалс" и 4 эсминца вышли из Сингапура. В сгущавшихся сумер­ках Филиппе взял курс на север, держа ход 17,5 узлов. Предполагалось, что японцы собираются высадить войска на перешейке Кра, как на территории британ­ской Малайи, так и в портах Сиама (Таиланда). Истре­бители с северных малайских аэродромов должны были обеспечить воздушное прикрытие соединения "Z", однако буквально за несколько минут до полуночи из Сингапура от контр-адмирала Пэллизера поступило неприятнейшее известие о том, что истребительное прикрытие обеспечить не удастся. Так англичане ли­шились первого из необходимых компонентов удачной операции.

Филлипс попал в тяжелое положение, но про­должил движение на северо-восток. В 12-30 он созвал на борту "Принс оф Уэлс" совещание, на котором оз­накомил офицеров со своим планом действий против японского десанта у Сингоры и Кота-Бару. Атака вра­жеских сил, прикрытие которых адмирал оценивал в 2 линейных крейсера типа "Конго", 5 крейсеров и 20 эсминцев, должна была состояться на рассвете 10 декабря. Адмирал предполагал нанести удар по силам десанта на месте высадки и немедленно отойти. Он считал, что пока движение его отряда противником не замечено, и надеялся проскочить зону несомненно имевшейся у японцев разведки ночью.

Но вскоре снялся и вопрос о внезапности. Около двух часов дня японская подводная лодка "I-65" обна­ружила на предельной дистанции 2 больших корабля. Хотя контакт с быстро следующим в условиях низкой облачности и дождевых шквалов британским соедине­нием был вскоре потерян, сообщение о нем было по­лучено в Сайгоне и на кораблях в море. Спустя 3 часа гидросамолеты с японских крейсеров отряда восста­новили контакт и поддерживали его в течение полуто­ра часов. Британцы приготовились к отражению воз­душной атаки.

Филиппе относительно верно оценивал силы противника. Ему противостояли несколько отрядов, входивших в состав Южного соединения под командо­ванием вице-адмирала Н.Кондо. В находившиеся под его непосредственным началом Главные силы входили линейные крейсера "Конго" и "Харуна", тяжелые крей­сера "Атаго", "Такао" и "Майя", и 10 эсминцев. Глав­ные силы осуществляли дальнее прикрытие высадки, а непосредственное эскортирование соединений 25-й и 15-й армий, прикрытие высадки и отражение возмож­ной контратаки англичан возлагалось на Малайское соединение вице-адмирала Д.Одзава, одного из наи­более способных японских командиров. В него входи­ли тяжелый крейсер "Текай" и 1 эсминец, составляв­шие флагманскую группу, главные силы эскорта под водительством неудавшегося героя битвы в заливе Лейте Т.Куриты (тяжелые крейсера "Кумано", "Микума", Могами", "Судзуя" и 3 эсминца), и двух эс­кортных соединений, включавших помимо вспомога­тельных и мелких боевых судов 3-ю флотилию эсмин­цев в составе легкого крейсера "Сендай" и 10 новей­ших эскадренных миноносцев. Кроме того, в море находилось 10 подводных лодок. Флагманы их флоти­лий, легкие крейсера "Йура" и "Кину", патрулировали к северу. Решения на месте принимал Одзава, хотя об­щее оперативное руководство сохранялось за Кондо. В общем, противник выглядел очень солидно, хотя не имел авианосцев и современных линкоров.

Однако главную, хотя еще неизвестную для анг­личан опасность представляла собой морская авиа­ция. Для действий против кораблей был выделен 1-й воздушный флот под командованием контр-адмирала С.Матсунага. Его ядром являлась 22-я воздушная фло­тилия, состоявшая из авиагрупп "Гензан" и "Михоро", имевших на вооружении по 36 бомбардировщиков-торпедоносцев типа "96" ("Нелл"). Обе авиагруппы были переброшены на аэродромы в Сок Транг и Ту Дау Мот поблизости от Сайгона в октябре. До этого они в течение долгого времени участвовали в дейст­виях на суше в Китае, и степень их готовности для действий против кораблей была явно недостаточной. Поэтому 1-й флот был буквально накануне начала во­енных действий усилен половиной авиагруппы "Канойя" - 27-ю бомбардировщиками-торпедоносцами типа "1" (Бетти"). Этот отдельный отряд, получивший обозначение "ударное соединение "Тей") применялся для бомбардировок Китая только эпизодически, и примерно половину каждого года проводил в интен­сивных учениях на море. В 1941 г "Канойя" приступила к совместным тренировкам с Объединенным флотом в торпедометании на мелководье. Как мы вскоре уви­дим эти тренировки не были напрасными.

Интересно, что японцы не знали точно, с какими именно силами им придется иметь дело. Единствен­ным достоверным сведением было присутствие в Син­гапуре "Принс оф Уэлс" и еще одного линкора. Кондо считал, что вторым, скорее всего, был "Кинг Джордж V". Кроме того, по данным авиаразведки там же нахо­дились 2 тяжелых крейсера. Японцы засняли оба больших корабля, но "Рипалс" так и не идентифициро­вали даже в ходе атаки, окончательно удостоверив­шись в его потоплении только после английского офи­циального сообщения.

Днем 9 декабря все японские отряды прикрытия, получившие ложное донесение о том, что британские линейные корабли все еще находятся в Сингапуре, направились в бухту Камрань. На пути туда Одзава около 16-00 получил сообщение от "I-65" об обнару­жении "двух линейных кораблей типа "Рипалс" и тут же отдал приказ Матсунаге атаковать противника. В 16-45 18 самолетов группы "Канойя" взлетели и на­правились к югу, через 50 минут за ними последовали 17 "Нелл" группы "Гензан". Последними вылетели 18 таких же самолетов группы "Михоро", которым вскоре пришлось вернуться из-за плохой погоды. Остальным пришлось возвращаться в темноте и приземляться при лунном свете после 11 вечера. Первый вылет оказался неудачным, но все самолеты благополучно вернулись на базы.

В это время сам Одзава решительно повернул на обратный курс. Еще не все японские транспорты по­кинули места высадки, и он счел своей обязанностью дать противнику бой, хотя не слишком надеялся на вечерние действия своей авиации и имел в своем распоряжении только 5 тяжелых и 2 легких крейсера и 4 эсминца, входившие в состав временного соедине­ния и не тренировавшиеся вместе для ночных атак. Но более осторожный Кондо решил собрать все силы вокруг двух линейных крейсеров примерно в 40 милях к юго-востоку от о-ва Пуло-Кондор, и войти в контакт с англичанами утром 10-го, заманив их на север от­крытым использованием радио. Около 19-30 отряды Одзавы и Куриты, по японской традиции действовав­шие отдельно и даже не находившиеся в зрительной связи, сблизились с отрядом "Z" почти на 20 миль. Если бы Филлипс не изменил направление движения на северо-западное около 7 часов вечера и продер­жался на первоначальном северном курсе еще хотя бы четверть часа, он мог бы войти в контакт с противни­ком. Остается гадать, что произошло бы в этом слу­чае. С одной стороны, англичане имели достаточно хорошие радиолокаторы и теоретически могли повто­рить свой успех при Матапане. С другой стороны, японские тяжелые крейсера и эсминцы в соответствии с морской доктриной несколько лет специально гото­вились к ночным действиям, и в стычках с американ­цами часто обнаруживали противника первыми, не­смотря на наличие у него РЛС. Так что не менее веро­ятно, что вместо Матапана англичане получили бы Саво или Тассафаронгу.

Так или иначе, британским кораблям была пред­начертана другая судьба. Вечером 9 декабря Филиппсу предстояло принять окончательное решение о дальнейшем ходе операции. На старом эсминце "Тенедос" постройки времен 1-й войны обнаружился недостаток топлива, и его пришлось отправить в Син­гапур. Командующий отрядом вначале предполагал послать линкор и линейный крейсер к Кота-Бару под прикрытием темноты, но около 8 вечера неохотно от­менил операцию и приказал лечь на обратный курс. Около часа ночи 10 декабря он получил из Сингапура сообщение о высадке японцев в Куантане, глубоко в тылу у британских войск. Поскольку этот порт лежал почти на пути отхода соединения "Z", он приказал из­менить курс и увеличить скорость до 25 узлов. В ноч­ной темноте подводная лодка "I-58" вновь обнаружила англичан, и даже произвела безуспешную (и даже не обнаруженную) атаку по "Рипалсу", а, главное, донес­ла о контакте. Японцы получили полную и крайне важ­ную информацию о действиях противника, решившую судьбу британских кораблей.

На рассвете 10 декабря "Принс оф Уэлс" выпус­тил гидросамолет, обследовавший гавань Куантана. К полному удивлению Филиппса и его штаба порт был пуст. Около 8-00 его дополнительно обследовал эсминец "Экспресс", сообщивши сигналом: "Все спокойно". Было решено обсле­довать район к востоку от Куантана, где скрылся буксир с тремя баржами, обнаруженные еще в 5 утра. Для экономия топлива на эсминцев ско­рость сбросили до 20 уз.

Получив сообщение от "I-58", Кондо понял, что его корабли уже не смогут перехватить англичан. Но японская морская авиация с 4-45 утра уже находилась в воздухе, прав­да, пока только разведчики (9 само­летов из группы "Гензан"). Обнару­жение с подводной лодки оказалось роковым. Между 6-25 и 8-00 утра стартовали все остальные самолеты всех трех групп. Хотя боевой дух экипажей, поздно вечером вернув­шихся из полета и всю ночь готовив­шихся к новому вылету, был высок, ожидались большие потери. Коман­дование предполагало, что после атаки не вернется на базы около трети всех самолетов. Японцы очень высоко оценивали новые британские линкоры как в отношении мощи зенитной артиллерии, так и в отношении непотопляе­мости.

Правда, первая атака оказалась обескураживаю­щей. Эскадрилья группы "Гензан" в 10-13 заметила южнее о-вов Анамбас одинокий корабль, принятый за линкор. Самолеты, вооруженные 500-кг бомбами, со­вершили три захода на энергично уклоняющуюся цель, потратив на это 20 минут, а сбросив бомбы, убеди­лись, что атакуют небольшой корабль. Это был отде­ленный вечером 9 декабря эсминец "Тенедос", благо­получно избегший попаданий и сообщивший о атаке Филиппсу. К счастью для японцев, остальные две эс­кадрильи "Нелл", вооруженные торпедами, не отвлек­лись на эсминец и продолжили полет к югу.

Японские самолеты уже израсходовали почти половину горючего и отчаялись найти английские ко­рабли, когда один из разведчиков группы "Гензан", вылетевших ранним утром, в 10-15 обнаружил соеди­нение "Z" у Куантана. На удивление быстро ему уда­лось связаться с Сайгоном, но что еще важнее, доне­сение было принято непосредственно самолетами групп "Гензан" и "Михоро". Они и атаковали первыми.

Оповещенным "Тенедосом" англичанам не при­шлось даже прибегнуть к помощи радаров. Стало яс­но, что атака неминуема и произойдет скоро. Коман­дир "Рипалса" Теннант связался с Филиппсом и сооб­щил, что предпочел бы в момент атаки поддерживать скорость около 25 узлов, поскольку при максимальном ходе вибрация корпуса старого линейного крейсера резко снижала эффективность его 102-мм зениток.

Первые ударные самолеты заметили соединение "Z" в 11 часов. Японцы планировали координирован­ную атаку силами всех эскадрилий, но это оказалось невозможным, поскольку вылет производился по схе­ме "ищи и атакуй", и атаки происходили последова­тельно и независимо друг от друга.

"Принс оф Уэлс" и "Рипалс" открыли огонь, как только самолеты оказались на дистанции стрельбы. В 11-158 бомбардировщиков из состава 5-й эскадрильи группы "Михоро", действуя в плотном строю фронта, одновременно сбросили бомбы с высоты 3000 м на "Рипалс". Им пришлось испытать мощь зенитного огня 133-мм и 102-мм пушек: 5 самолетов получили по­вреждения. Самолеты этой эскадрильи были вооруже­ны 250-кг бомбами, одна из которых попала в ангар левого борта "Рипалса" - без особых последствий для боеспособности линейного крейсера.

Вторую атаку около 11 -45 произвели сразу две торпедоносные эскадрильи из состава группы Тензан", 1-я и 2-я. Самолеты последовательно, груп­пами по 2-3, сбрасывали торпеды с дистанции 600-1500 м и высоты 10-60 м. Небольшая задержка 2-й эскадрильи, командир которой, лейтенант Такай, не был уверен относительно того, кого он атакует - про­тивника или свои линейные крейсера типа "Конго", сорвала захват в "клещи". 1-я эскадрилья (кроме од­ного самолета) выпустила торпеды в "Принс оф Уэлс", 2-я и один из самолетов 1 -и - в "Рипалс". Оставшиеся 6 самолетов группы "Михоро" произвели безрезуль­татную бомбардировку "Рипалса" 250-кг бомбами. Высотные бомбардировщики плохо различали цели, и, выполняя приказ атаковать самый большой корабль, раз за разом выбирали более длинный "Рипалс". Од­нако главной силой являлись торпедоносцы. По сооб­щениям очевидцев, адмирал Филлипс, наблюдая за снижающимися для атаки самолетами, в ответ на за­мечание сигнальщика, что они перестраиваются для торпедной атаки, воскликнул: "Торпедоносцы? Нет, нет, У них здесь не может быть торпедоносцев!". Он глубоко ошибался. Японские самолеты один за другим сбрасывали свои "рыбки" и выполняли крутой вираж, причем проходя над мачтами атакованного корабля, поливали палубы пулеметными очередями. Англича­нам такое поведение показалось "жестоким и проти­воречащим кодексу самураев", хотя в ходе войны авиация всех сторон вела огонь из бортового оружия, причем в некоторых случаях задние стрелки открыва­ли стрельбу чисто инстинктивно, как только вражеский корабль оказывался в поле зрения.

По донесениям пилотов, 3 торпеды попали в "Принс оф Уэлс" и 4 в "Рипалс". На деле линейный крейсер попаданий не получил. Новый линкор, изме­нивший курс влево, чтобы пройти между следами тор­пед, сделал это слишком поздно.

Избежав 6 торпед, он получил 2 или 3 попадания в левый борт. Последствия оказались для англичан неожиданными и катастрофическими. Японские тор­педы "Тип 91" в принципе не должны были пробивать противоторпедную защиту "Принс оф Уэлс", рассчи­танную на взрыв 454 кг тротила, поскольку их заряд составлял всего 150 кг смеси тринитротолуола и гексила - почти втрое меньше расчетного. Однако повре­ждения всех конструкций корпуса линкора оказались чрезвычайно тяжелыми.

Первый взрыв произошел в районе опоры левого винта у шпангоута 289. Подводная часть корпуса в этом месте имела значительный прогиб внутрь и вниз, и вся сила взрыва оказалась направленной в глубину корпуса. Но более важным оказалось следующее об­стоятельство: кронштейн вала был сорван, а погнутый вал продолжал вращаться без опоры. Сильнейшее биение тяжелой оси буквально за секунды привело к полной разгерметизации всех водонепроницаемых переборок, через которые проходил валопровод, включая кормовую переборку машинного отделения "В". Старший механик турбинного отделения лейте­нант Уайлдиш остановил сильно вибрировавшую тур­бину без специального приказа, однако затем совер­шил большую, а может быть и роковую ошибку. После осмотра турбины, оказавшейся исправной, ее подклю­чили вновь и постепенно довели число оборотов до 150. В турбинном отделении ощущалась лишь незна­чительная вибрация, но свободно болтающийся вал быстро сделал свое дело. Через быстро разрушаю­щийся сальник в задней переборке стала поступать вода, вначале медленно, и ее попытались откачивать через трюмную осушительную магистраль. Однако вскоре хлынул настоящий фонтан, и Уайлдиш прика­зал оставить отсек, предварительно подготовив тур­бину к работе в воде. Через 18 минут отделение ока­залось полностью затопленным, и турбина (которая в принципе могла работать в воде) осталась неуправ­ляемой. Искривленный вал продолжал вращаться, биение усиливалось, и во всех отсеках после 200-го шпангоута слышался грохот и удары металла о ме­талл. Как выяснилось при осмотре затонувшего "Принс оф Уэлс" в 1966 г, вырванный кронштейн про­бил в обшивке большую дыру диаметром 3,6 м и вы­звал дополнительное затопление в шахте внутреннего вала левого борта.

Другой взрыв, центр которого находился немно­го в корму от водонепроницаемой переборки на шпан­гоуте 206, был особенно сильным. Некоторые специа­листы полагают, что имел место либо одновременный взрыв двух торпед, либо детонация заряда второй торпеды от взрыва первой, шедшей впереди на рас­стоянии до 50 м. Такое событие можно считать мало­вероятным, хотя японские торпедоносцы действитель­но атаковали тройками "в кильватере" друг у друга с небольшими интервалами, и в теоретически могли сбросить торпеды по одному курсу с разницей в се­кунду. Однако повреждения и затопления оказались настолько сильными, что их вполне можно приписы­вать двум торпедам. Обследование корпуса показало сплошные разрушения в зоне взрыва.

Очень прочная конструкция, состоявшая из по­перечной и продольной (противоторпедной) перебо­рок, при взрыве не разрушилась, но, сработав как единое целое, вогнулась внутрь корпуса, нарушив герметичность сразу многих отсеков. Помещение тур­богенераторов "Y" и находящийся над ним отсек были затоплены практически мгновенно. Лопнувшие маги­страли подачи перегретого пара в турбогенератор и к гидравлическому насосу обожгли нескольких человек, пытавшихся спастись через верхние люки. За отсеком генераторов последовало машинное отделение "Y". Его персоналу показалось, что торпеда взорвалась именно под этим помещением. Вышло из строя осве­щение, в паропроводах сел пар. Пришлось остановить и саму турбину, поскольку из ступени высокого давле­ния слышался громкий шум. После осмотра турбину запустили вновь, но в циркуляционном насосе оказа­лось недостаточно смазочного масла. После некото­рых колебаний командир отделения лейтенант Уотсон приказал вновь остановить турбину, и персонал начал покидать отсек, пребывание в котором стало невыно­симым из-за высокой температуры.

Неприятности по механической части на этом не кончились. Хотя турбинное отделение "А" (внешний гребной вал левого борта) не было затронуто взры­вом, вентиляция и освещение отказали, поскольку турбогенератор, снабжавший энергией это помеще­ние, оказался сильно перегруженным из-за выхода из строя генератора турбины "X". Температура быстро поднялась до 50 с лишним градусов при очень высо­кой влажности. Команде пришлось выйти из отсека, в котором просто стало невозможным находиться. Тур­бина продолжала работать в бесконтрольном режиме. Но что самое неприятное - пришлось остановить тур­богенератор в условиях сильной перегрузки сети.

Медленно заполнялось водой и помещение вспомогательных механизмов, предназначенных для подачи энергии при нахождении корабля в гавани. Хотя водонепроницаемая перегородка между этим отсеком и турбинным отделением "В" выглядела со­вершенно целой, вода поступала через разрушенную вентиляционную шахту. Так "Принс оф Узле" лишился еще двух электрогенераторов.

Главным итогом первой торпедной атаки для линкора стало отсутствие электроэнергии. Из 8 его генераторов (6 по 330 кВт и 2 аварийных дизель-генератора по 300 кВт) в строю осталось только 3. Вся кормовая часть корабля оказалось полностью небое­способной, а многие помещения в носовой части ос­тались без света и вентиляции и связи. Из строя вы­шла большая часть 133-мм орудий и рулевое управле­ние. Не могла стрелять и кормовая башня ГК (хотя она и не была нужна в сложившейся ситуации). Аварийные партии немедленно начали проводку временных кабе­лей к рулевой машине и орудийным установкам, одна­ко эту работу не удалось закончить к началу следую­щей атаки.

Тяжелые повреждения механической части со­провождались значительными затоплениями по лево­му борту. К 11 -50 крен на этот борт достиг 12 граду­сов. Корма медленно оседала в воду - дифферент увеличился с 1 м до примерно 1,5 м. Отсутствие элек­троэнергии парализовало действие сложной системы контрзатоплений и откачки воды, поскольку свыше половины из 14 главных насосов производительно­стью по 350 т/час и 4 аварийных, способных откачи­вать по 1000 т воды в час, оказались "вне игры". К многим из основных насосов, предназначенных для работы в погруженном состоянии, просто нельзя было добраться, чтобы их запустить. В результате вместо теоретически идеальных средств, способных удалять в час почти 9000 т воды, пришлось пользоваться пере­носными аварийными помпами. В удушающей жаре и полной темноте работы велись вяло, поскольку просто нахождение в нижних отсеках было тяжелой работой. Несколько лучше обстояло дело с ходом: два остав­шихся в действии вала правого борта обеспечивали скорость около 15 узлов, но линкор практически не мог управляться. Обе рулевых машины не действовали из-за отсутствия электроэнергии, причем левый мотор вышел из строя окончательно и бесповоротно.

В сущности, "Принс оф Уэлс" был полностью вы­веден из строя двумя торпедными попаданиями не­больших авиационных торпед. Трудно оценить, был бы он спасен, или нет, но положение линкора через пол­часа после атаки оставалось угрожающим, хотя к 12-10 крен удалось почти полностью устранить. Однако затопление все новых помещений через системы при­точной и вытяжной вентиляции продолжалось, и крен вновь стал увеличиваться. К 12-20 корма по левому борту находилась вровень с водой. От крена и отсут­ствия управления корабль беспомощно рыскал на кур­се и в 12-10 был поднят сигнал "Не могу управляться".

Но время "Принс оф Уэлс" еще не настало. Тре­тья атака, произошедшая почти ровно в полдень, при­шлась на "Рипалс". 8 самолетов 8-й эскадрильи груп­пы "Михеро" атаковали его торпедами, но кэптен Теннант спокойно маневрировал на скорости 25 узлов, полностью перекладывая руль последовательно лево и право на борт. Стандартная методика уклонения от торпед сработала против недостаточно тренирован­ных летчиков, и "Рипалс" избежал попаданий.

Гибельной для обоих британских кораблей стала последняя, четвертая атака наиболее подготовленной группы "Канойя". 26 "Бетти" не получили сообщений о позиции противника, и в четверть первого, после 6-часового полета, готовились уже повернуть домой, но тут заметили цели. В этой атаке все было на стороне японцев. Даже распределение сил оказалось удачным: 8 самолетов зашли на малоподвижный и практически небоеспособный "Принс оф Уэлс", а остальные заня­лись "Рипалсом". Счастливо избежавший по меньшей мере 15 торпед, линейный крейсер был атакован с двух направлений и просто не мог уклониться от попа­даний. В течение трех минут, с 12-22 до 12-25, он по­лучил 5 торпед. Несмотря на то, что старый корабль тонул очень быстро и скрылся под водой менее чем за 8 минут после первого попадания, вовремя отданная Теннантом команда: "Покинуть корабль" спасла боль­шинство экипажа.

Судьба людей с "Принс оф Уэлс" оказалась бо­лее тяжелой. Новейший линкор остался практически беззащитным. 133-мм зенитные орудия обоих бортов не могли стрелять из-за отсутствия энергии и затоп­ления погребов. Кроме того, носовую установку пра­вого борта намертво заклинило, как и аналогичную башню левого борта, которую, правда, удалось быстро ввести в строй. Подача электропитания к носовой группе теоретически была восстановлена, и к моменту второй атаки две носовые установки левого борта могли вести огонь. Также в строю находилась возвы­шенная башня правого борта, однако 10-градусный крен сделал стрельбу по торпедоносцам невозмож­ной. Японские самолеты заходили со стороны право­го, задравшегося вверх борта на малой высоте, и зе­ниткам просто нельзя было придать нужный угол сни­жения. Реальное сопротивление могли оказать авто­маты, поскольку хотя многоствольные 2-фунтовки, имевшие чисто силовой привод, также оказались без питания, но из-за небольшой потребляемой мощности их частично удалось переключить на вспомогательные источники. Однако старая болезнь "пом-помов", свя­занная с заеданием брезентовых лент подачи боепри­пасов, вывела большинство их из строя. Во время последней атаки сколь-нибудь эффективный огонь вели только "эрликоны" и одинарные "бофорсы" с ручным приводом, не требовавшие для стрельбы ни­какой энергии, но в силу той же их автономности ог­нем никто централизованно не управлял. Излишне говорить, что от сотрясения вышли из строя практиче­ски все РЛС. Хотя две из установок типа "285" (управление огнем 133-мм зениток) удалось ввести в строй вновь, они уже не понадобились ввиду отсутст­вия орудий.

В ходе второй для него (и четвертой по общему счету) торпедной атаки "Принс оф Уэлс" получил 4 попадания. В 12-23 одна торпеда взорвалась в самом носу, у 9-го шпангоута, а вторая - у шпангоута 236, обе по правому борту. Через полторы минуты в тот же борт последовали еще 2 торпеды: одна у второй баш­ни ГК (шпангоут 109), другая - в район задней башни "Y", около 280-го шпангоута.

"Мягкая" носовая оконечность не была способна противостоять взрыву. Оба борта у форштевня оказа­лись разрушенными. В носу зияла огромная дыра с зазубренными краями диаметром свыше 6 м. Сам форштевень также был полностью разрушен. Однако наибольшие повреждения в этой атаке корабль полу­чил от попадания в корму от задней башни. Как пока­зало обследование водолазами останков линкора, торпеда попала либо во внешний вал правого борта, либо в его опору. Вал оказался загнутым внутрь, по направлению к корпусу, и пересекся с внутренним валом. Естественно, турбины отделения "А" полностью остановились. Единственным действующим машинным отделением осталось отделение "X", которое хотя и было покинуто командой еще в ходе первой атаки, но все же обслуживалось периодически спускавшимися в него людьми, производившими нужные операции при тусклом аварийном освещении. Скорость упала до 5-8 узлов, что, впрочем, не имело особого значения ввиду того, что линкор не мог управляться.

Попадание спереди от той же башни вызвало от­носительно небольшие повреждения. Очевидно, в данном случае сработала противоторпедная защита, хотя вода проникла в баню для кочегаров. Но взрыв торпеды у второй башни "В" (шпангоут 109) оказался очень действенным. Отсеки внешнего слоя ПТЗ в этом районе были затоплены для ликвидации крена (на ле­вый борт в корме). Поскольку внутренние отсеки за­полнялись нефтью, эффективность защиты оказалась сведенной к нулю. Вся сила удара оказалась направ­ленной внутрь корпуса, а около башни в воздух взмет­нулся огромный фонтан из смеси нефти и воды. Вы­шли из строя все вспомогательные механизмы в зоне взрыва, включая подачу башни "В", а слетевший со станины генератор размагничивания пробил в средней палубе дыру диаметром полтора метра. Вода быстро заполнила бани и жилые помещения и стала распро­страняться по отсекам правого борта. В результате линкор практически спрямился, и крен упал до 1 гра­дуса. "Принс оф Уэлс" медленно тонул на ровном киле - достаточно редкий случай, свидетельствующий о исчерпании резерва плавучести. В этот момент по нему был нанесен последний удар.

Пятая группа японской авиации (7-я эскадрилья из состава "Михоро") появилась над полем боя в мо­мент торпедной атаки. 9 самолетов сбросили по 500-кг бомбе на то, что им показалось линкором. На самом деле они разрядились по эсминцам, которые легко избежали попаданий.

Завершающая, шестая атака, также произведен­ная группой "Михоро" (6-я эскадрилья) в 12-43 с вы­соты 3 км, поставила точку в судьбе "Принс оф Уэлс". 7 самолетов (еще один не смог сбросить бомбы) из­брали мишенью единственную оставшуюся на плаву крупную цель. В 12-44 бомба пробила верхнюю палубу в центре корпуса через катапульту и взорвалась над главной броневой палубой. Корабль к этому моменту глубоко осел в воду, и осколки, пробившие обшивку открыли дополнительные пути для затоплений. Взрыв вызвал тяжелые потери в людях, поскольку произошел рядом со вспомогательным перевязочным пунктом, где скопилось не менее 200 человек. Кроме того, им были разрушены дымоходы и вентиляционные шахты котельного отделения "X". Дым и газы проникли в котельное отделение, которое пришлось немедленно оставить.

Впрочем, тяжесть повреждений оборудования уже не имела никакого значения. В 12-50 скорость погружения "Принс оф Уэлс" резко увеличилась. По оценке специалистов, к этому моменту линкор принял не менее 18000 т воды. Корабль быстро оседал, все более кренясь на левый борт. В 13-05 эсминец "Экспресс" (капитан-лейтенант Картрайт) подошел к его правому борту и начал принимать людей прямо с осевшего до уровня палубы эсминца борта линкора. Приказ покинуть корабль был отдан между 13-10 и 13-15, но ввиду того, что корабельная трансляция к этому моменту уже не работала, многие члены команды так никогда о нем и не узнали. В 13-20 "Принс оф Уэлс" внезапно повалился на левый борт и опрокинулся на­столько быстро, что чуть не перевернул скуловым ки­лем находившийся у его борта эсминец "Электра". Линкор немного продержался на воде вверх дном, прежде чем окончательно исчезнуть под водой. Боль­шинство офицеров корабля и штаба Филлипса остава­лись вместе с адмиралом и командиром на капитан­ском мостике, имевшем лучший обзор, и погибли вме­сте с кораблем. Те же, кто находился на адмираль­ском мостике, спустились на верхнюю палубу и многие из них спаслись.

В этот момент над полем боя объявилась бри­танская авиация. Еще в момент первой атаки Теннант понял, что адмирал не сообщил о ней командованию, и сам отправил радиограмму с адресатом "любому английскому военному кораблю": "Бомбит вражеская авиация" с указанием координат. Цепочка связи на этот раз сработала удивительно быстро. Спустя всего 6 минут сообщение было получено в Сингапуре, а еще через 20 минут 453-я эскадрилья истребителей "Буффало" на аэродроме Сембаванг уже выруливала на взлет. Хотя австралийские пилоты не имели ника­кого боевого опыта (эскадрилья была сформирована только в конце лета 1941 г.), 11 самолетов из 12 на­шли нужный район. Но поздно - японцы уже удали­лись. Впоследствии участвовавшие в атаке командиры эскадрилий утверждали, что все равно потопили бы оба корабля, хотя потери могли быть выше. Малома­невренные и не быстрые "Буффало" вряд ли смогли бы произвести больше одного захода.

Японцы по традиции завысили свои успехи: в официальной статистике Императорского флота ука­зываются 14 попаданий в "Рипалс" и 7 - в "Принс оф Уэлс" (из 48 сброшенных), что соответствует почти 43 %. Пилоты бомбардировщиков показали себя более объективными, заявив о 3 попаданиях из 21 сброшен­ной бомбы. По британским данным процент попада­ний торпед составляет 20-22 (5 или 6 попаданий в "Принс оф Уэлс" и 4 в "Рипалс"), а для бомб - 5 % (2 из 39, включая 18 бомб, сброшенных на "Тенедос").

Эффективность зенитного огня, на который столь сильно надеялись создатели новейших линкоров, оказалась в общем невысокой. Было сбито только 3 са­молета, все торпедоносцы. Лишь один из них можно занести на счет "Принс оф Уэлс". Во многом англичан обманула высота сброса торпед, которая значительно превышала принятую в британском флоте. Повреждения получили 27 самолетов, в том числе многие вы­сотные бомбардировщики. Стрельба по ним оказалась довольно чувствительной: даже в атаковавшей по­следней 6-й эскадрилье группы "Михоро" 5 самолетов получили попадания с уже тонувшего "Принс оф Уэлс". Однако, несмотря на многочасовой путь домой, только один из поврежденных самолетов разбился при выну­жденной посадке, и еще 4 потребовали ремонта в специальных мастерских. Остальные удалось отре­монтировать непосредственно в частях, так что потери от зениток можно расценить как совершенно незначи­тельные.

С гибелью "Принс оф Уэлс" английские усилия на Дальнем Востоке надолго прервались. Наученное столь горьким опытом, Адмиралтейство и не промыш­ляло о посылке туда новых кораблей, тем более, что ситуация в европейских водах вновь обострилась.