"Окончательное решение " на Севере

 

Ситуация в Норвегии к тому времени вновь из­менилась в пользу союзников. Полярная ночь способ­ствовала скрытности действий при проводке конвоев. Германский флот понес очередные потери. 22 сентяб­ря 1943 г. английские мини-подлодки типа "X" сумели сильно повредить "Тирпиц" на его стоянке и вывести его на время из строя. Единственным козырем в руках немцев оставался "Шарнхорст", но и ему оставалось плавать совсем недолго.

Наиболее славная победа "Дьюк оф Йорк" связа­на с возобновлением движения арктических конвоев поздней осенью 1943 г. 1 ноября из Архангельска от­правился первый караван под новым обозначением ("RA-54A"). 12 декабря вышел JW-55A, сопровождав­шийся как и ранее двумя соединениями. Соединение 1, в составе 10-й крейсерской эскадры ("Белфаст" под флагом вице-адмирала Р.Бернетта, "Шеффилд" и "Норфолк") осуществляло ближнее прикрытие, а со­единение 2 в составе "Дьюк оф Йорк" (флаг нового командующего Флотом метрополии адм. Фрэзера), крейсера "Ямайка" и 4 эсминцев следовал, как всегда, на удалении. На этот раз дальнее прикрытие дошло до Кольского залива, куда прибыло 16 декабря, затем вернулось в исландский порт Акурейри для заправки и вновь вышло в море для конвоирования второй поло­вины конвоя - JW-55B.

Корабли Фрэзера должны были сопровождать сначала JW-55B, а дойдя до 38 гр. восточной долготы, повернуть на обратный курс и прикрывать возвра­щающийся из СССР конвой RA-55A.

Конвой JW-55B был обнаружен немецкой авиа­цией еще 22 декабря; 25-го подводная лодка "U-601" уточнила его координаты, и в море вышел последний из находившихся в боевой готовности германских линкоров - "Шарнхорст". Первоначально его сопро­вождали эсминцы 4-й флотилии, но плохая погода и сильный встречный ветер заставил их постепенно снижать скорость, которая в решающий момент, утром 26 декабря, упала до 10 узлов. Командующий отрядом к-адм. Бей получил приказ своего командования вы­делить эскадренные миноносцы для самостоятельного поиска, и тут же выполнил его. Оставшийся в одино­честве "Шарнхорст" около 7 утра повернул на запад, рассчитывая через два-три часа выйти на видимость конвоя.

Однако британцы держали в своих руках все ни­ти будущего сражения. Возможность читать шифрованные радиограммы противника (операция "Ультра") позволила Фрейзеру получать немецкие приказы практически одновременно с Беем. Еще днем 25 де­кабря он узнал о том, что "Шарнхорст" готов к выходу в море, и занял позицию к югу от "JW-55B", планируя отсечь рейдер от пути возвращения в Норвегию и взять его в "клещи" между обоими соединениями при­крытия (1 и 2). Полную информацию о намерениях своего командующего и неприятеля получил и Бернетт. Благодаря успехам своей разведки англичане находились в исключительно благоприятной ситуации, тогда как германский линкор был вынужден действо­вать вслепую.

Рано утром 26 декабря Бернетт перевел 10-ю эс­кадру на 20 миль к югу от конвоя на наиболее вероят­ных для появления рейдера углах. В 8-40 "Белфаст" установил радарный контакт с "Шарнхорстом" (кото­рый не использовал свою электронику, надеясь сохра­нить скрытность) на дистанции 170 каб. Через 40 ми­нут "Шеффилд" обнаружил противника с 60 каб. уже визуально. Оба отряда быстро сближались, и в 9-24 с "Белфаста" последовал первый залп осветительными снарядами с расстояния 45 каб.

В последующем получасовом бою успех был на стороне англичан. "Шарнхорст" получил три попадания (скорее всего - 8-дюймовыми снарядами с "Норфолка"). Одно из них оказалось весьма сущест­венным: разорвавшийся в КДП снаряд вывел из строя осколками антенну носового радара и весь персонал, обслуживающий этот радиолокатор. Теперь весь но­совой сектор (четверть горизонта, примерно по 40 гр. на каждый борт) не просматривался, поскольку задний локатор экранировался массивной передней над­стройкой линкора. Именно этот фактор оказался ре­шающим в первые минуты боя с "Дьюк оф Йорк".

Не желая вступать в длительный бой с крейсера­ми в плохих погодных условиях, Бей отвернул и попы­тался зайти на конвой с северо-востока, но британ­ские крейсера легко парировали этот выпад, вновь заняв позицию между рейдером и судами. В 12-21 обе стороны вновь открыли огонь, причем на этот раз 10-я эскадра усилилась 36-м дивизионом эсминцев. Вторая стычка оказалась менее удачной для англичан: "Шарнхорст" добился двух попаданий в "Норфолк" и накрыл одним из залпов "Шеффилд". Но Бей вновь приказал отвернуть, не желая продолжать сражение. Выйдя за дистанцию прямой видимости, Бернетт про­должал следить за противником при помощи радиоло­каторов.

Вскоре после 13 часов немецкий адмирал при­нял окончательное решение прервать попытки атаки конвоя и вернуться на базу. Через полчаса он напра­вил домой и свои эсминцы, находившиеся к западу и благополучно избежавшие встречи как с конвоем, так и с Соединением 2. "Шарнхорст" взял курс на юг, практически прямо навстречу кораблям Фрэзера. Еще более облегчая задачу для англичан, на нем выключи­ли задний радар, руководствуясь теми соображения­ми, что противник (отряд Бернетта) остался за кор­мой, и может запеленговать линкор по работающему радиолокатору (пассивные радиолокационные пелен­гаторы, которым в германском флоте придавалось большое значение, позволяли обнаружить противника до того, как он выйдет на эффективную дальность своего радара). Но в данном конкретном случае это решение оказалось серьезнейшей ошибкой. Британские крейсера продолжали преследование, находясь всего в нескольких кабельтовых за пределами визу­ального обнаружения (видимость составляла около 7 миль). В течение трех часов Бернетт поддерживал контакт, хотя "Норфолку" и "Шеффилду" приходилось резко снижать скорость (первому - для тушения пожа­ра от попадания с "Шарнхорста", второму - для ликви­дации аварии на одном из валов). Однако задача Со­единения 1 уже была решена. На поле боя выходил британский линкор.

"Кооперативные действия" Бея и Фрэзера выве­ли последнего в нужную позицию поразительно точно: Соединению 2 практически не пришлось менять курс до самого момента обнаружения. В 16-17 поисковый радиолокатор дал отметку на в северо-восточном сек­торе на дистанции 22,5 мили. Сходившиеся под пря­мым углом линейные корабли быстро сближались. В 16-32 цель появилась и на артиллерийском радаре типа "284" на "Дьюк оф Йорк" на дистанции почти 150 каб. Стрельба стала теоретически возможной, но пом­ня о преимуществе "Шарнхорста" в скорости, Фрэзер продолжал сближение, чтобы решить дело наверняка. В 16-43 он отдал приказание Бернетту открыть огонь осветительными снарядами и тут же изменил курс, приводя в сектор обстрела кормовые башни "Дьюк оф Йорк" и крейсера "Джамайка".

Первый же залп осветительными снарядами с "Белфаста" открыл германский корабль, причем на­блюдатели даже смогли увидеть, что его башни ГК развернуты по диаметральной плоскости. По отноше­нию к английскому линкору залп лег неудачно, цель не была освещена достаточно ясно, и в 16-48 "Дьюк оф Йорк" сам открыл огонь осветительными снарядами из 133-мм орудий левого борта с дистанции 60 каб. Они легли хорошо, и в 16-50 был дан первый залп главным калибром.

Удача в этот день не покидала англичан. Первый же залп дал накрытие, а один из снарядов второго попал в правый борт "Шарнхорста" против башни "А". Очевидно, 356-мм бронебойный снаряд пробил бар­бет под палубой, поскольку полностью вышли из строя механизмы вертикальной и горизонтальной наводки, а осколки проникли в погреб, вызвав там пожар. Более того, пламя проникло через поврежденную осколками противопожарную дверь в погреб возвышенной башни "В". Такие последствия могли быть вызваны только пробитием кольцевой брони барбета, поскольку про­ницание броневой палубы "Шарнхорста" на столь не­большой дистанции маловероятно как самим снаря­дом, так и тем более его осколками. Оба погреба пришлось затопить, и в решающие моменты боя гер­манский корабль лишился 2/3 своей артиллерии. Правда, погреб башни "В" осушили настолько быстро, что это вначале почти не сказалось на стрельбе не­мецкого линкора. Однако буквально через несколько минут еще одно попадание в носовую часть повредило вентиляционную систему возвышенной носовой баш­ни, которая после каждого залпа наполнялась дымом и орудийными газами из открываемого затвора.

Этими удачными попаданиями во многом опре­делился итог боя, общий результат которого хотя и не вызывал сомнений, но как бы предполагал получение более или менее серьёзных повреждений английским линкором. Находившийся в начале боя на практически прямом угле по отношению к линии огня "Шарнхорста" на дистанции 5-6 миль, "Дьюк оф Йорк" подвергался некоторой опасности. Теоретически 283-мм орудия могли пробивать на таком расстоянии крупповскую броню среднего качества в 14-15 дюймов. С учетом повышенной сопротивляемости плит британского про­изводства могло иметь место разве лишь пробитие бортового пояса в районе ЭУ, да и то только с некото­рой вероятностью. Однако прямые попадания в над­стройки и небронированные части корпуса и даже ос­колки могли вывести из строя радиоэлектронику (на "Шарнхорсте" для этого оказалось достаточно снаряда гораздо менее крупного калибра). Последствия по­добных повреждений весьма вероятно сказались бы на ходе сражения и даже на окончательной судьбе немецкого линкора.

Первоначально огонь "Шарнхорста" был весьма точен: несмотря на неожиданное появление на сцене нового врага, германский линкор открыл по нему стрельбу всего двумя минутами позже и добился на­крытия третьим или четвертым залпом. Однако непри­ятность с носовыми башнями сделала дуэль настолько неравной, что Бей немедленно отвернул на север, рассчитывая оторваться от опасного противника. Сра­зу после поворота "Дьюк оф Йорк" добился попадания в район кормовой башни "Шарнхорста". Еще один снаряд разорвался в средней части корпуса, уничто­жив осколками оба гидросамолета и выведя из строя прислугу нескольких зенитных установок. На севере немецкий корабль поджидало соединение Бернетта, состоящее теперь из "Белфаста" и "Норфолка" ("Шеффилд" отстал и более не участвовал в бою). Попав под их огонь и обнаружив себя между двумя отрядами неприятеля, Бей вновь повернул, на сей раз прямо на восток, дав 30-узловый ход. Обе стороны ввели в дело вспомогательную артиллерию (133-мм у англичан и 150-мм у немцев). После 17-20 дистанция между линкорами начала постепенно возрастать, сна­чала до 70, а затем до 90 каб. Оба больших корабля шли параллельными курсами, "Дьюк оф Йорк" слева и позади от "Шарнхорста". Попадания в последний про­должались: около 17-30 прямым попаданием 14-дюймового снаряда была полностью уничтожена пра­вая носовая 150-мм башня со всем персоналом, а спустя немного времени осколок заклинил левую но­совую башню того же калибра.

Однако решающее попадание "Шарнхорст" полу­чил на 70-й минуте боя. 356-мм бронебойный снаряд пробил легко бронированную (45 мм) верхнюю часть борта в середине корпуса, отразился от 80-мм нижней броневой палубы, и попал в узкую полоску уязвимой брони той же толщины, представлявшей собой гласис над отверстием дымохода КО N1. Суммарное препят­ствие соответствовало примерно 120-130 мм верти­кальной брони, что пробивалось английским снарядом даже под довольно острым углом. Взрыв в котельном отделении оказался настолько сильным, что был при­нят за торпедное попадание. Перебитые паропроводы привели к резкому падению давления пара, и скорость упала до 8 уз. Осколки пробили обе обшивки двойного дна, и вода быстро заполнила котельное отделение. Правда, отличная организация борьбы за живучесть позволила вскоре дать 22-узловый ход, но "Дьюк оф Йорк" решил свою задачу, не дав "Шарнхорсту" уйти. Данное попадание также является исключительно сча­стливым для англичан, поскольку на тех углах и дис­танциях, на которых шел бой, 14-дюймовые снаряды не имели других "щелей", через которые могли поразить энергетическую установку исключительно сильно бронированного для средних и ближних дистанций германского линкора.

"Шарнхорст" все еще отвечал из кормовой баш­ни ГК (иногда вводя в дело возвышенную носовую) и уцелевших 150-мм установок. До 18-00 он добился единственного за бой весьма незначительного успеха. Близкие разрывы нанесли осколочные повреждения по левому борту "Дьюк оф Йорк", а один из 283-мм снарядов пробил опору треногой передней мачты. Мизерность повреждений отчасти компенсировалась тем, что перебитой оказалась проводка к антенне ар­тиллерийского радара типа "284". Лейтенант Бейтс на ледяном ветру взобрался на мачту и срастил кабель, после чего стрельба главного калибра возобновилась. По странному совпадению в другую опору той же мач­ты попал 150-мм снаряд, разрушивший 1/3 сечения опоры. Эти попадания практически в одно и то же ме­сто оказались единственными за весь бой.

В 18-52 "Дьюк оф Йорк" прекратил стрельбу. Из 52 выпущенных залпов 31 накрыл цель, причем бри­танский линкор добился не менее 13 зарегистриро­ванных прямых попаданий (на деле очевидно больше, скорее около 20). Британский линкор достиг примерно 3-4% попаданий. Его противник был практически пол­ностью лишен артиллерии, хотя и сохранил ход около 20 уз., что свидетельствует о том, что полное проби­тие всей броневой защиты "Шарнхорста" (борт 350 мм + скос палубы 105 мм) скорее всего не могло дости­гаться на дистанциях боя. Тем не менее, германский корабль оказался совершенно беззащитным перед торпедной атакой эсминцев, которые добились не­скольких попаданий. В 19-45 "Шарнхорст" пошел ко дну. Хотя его потопление формально нельзя отнести только на счет "Дьюк оф Йорк", но фактически британ­ский линкор сделал все, и в других обстоятельствах мог бы сблизиться на минимальную дистанцию и до­бить противника сам, просто в данном случае в этом не было необходимости. Эта победа многое говорит о высоких характеристиках как системы управления ог­нем, так и 14-дюймовых снарядов англичан. Если ар­тиллерийское вооружение "Шарнхорста" нельзя счи­тать очень сильным, то в отношении защиты он, яв­лялся одним из наиболее сильных кораблей в мире, практически не уступая "Бисмарку" и "Тирпицу".

Потопление "Шарнхорста" в значительной мере развязало руки англичанам, которые стали комбини­ровать дальнейшие проводки конвоев с более актив­ными операциями, осуществляемыми силами прикры­тия. "Проба пера" состоялась при проводке пары JW-57/RA-57 (конец февраля - начало марта 1944 г.), ко­гда самолеты с авианосца "Фьюриес" нанесли удар по норвежскому побережью (операция "Бейлиф"). Авиа­носец прикрывали линкоры "Энсон" и французский "Ришелье", а также 2 крейсера и 7 эсминцев. Этот удар был только репетицией, поскольку главной целью Флота метрополии оставался "Тирпиц". 30 марта 1944 г. Фрэзер вновь вывел флот из Скапа-Флоу для при­крытия конвоев JW-58/RA-58 и проведения операции "Тангстен". В состав сил вошли линкоры "Энсон" и "Дьюк оф Йорк", "флотские" авианосцы "Викториес" и "Фьюриес" и 4 эскортных авианосца, а также 4 крей­сера и 11 эсминцев. 3 апреля отряд контр-адмирала Мура (флаг на линкоре "Энсон"), включавшего также авианосцы, 3 крейсера и 5 эсминцев, отделился от сил прикрытия и приблизился к норвежскому побережью. 41 бомбардировщик "Барракуда" и такое же чис­ло истребителей нанесли удар по месту стоянки "Тирпица" в Альта-Фьорде. Операция "Тангстен" име­ла некоторый, хотя и ограниченный успех: самолеты достигли нескольких попаданий, которые однако не нанесли германскому линкору большого ущерба.

Фотографии попаданий в "Тирпиц" вдохновили Адмиралтейство на повторение рейда. При проводке RA-59 отряд Мура практически в том же составе попы­тался вновь нанести удар. Однако в течение 24 и 25 апреля - дней, выделенных для действий авиации, стояла настолько плохая погода, что англичане не ре­шились без пользы рисковать своими самолетами. И на следующий день главная цель в Альта-Фьорде ос­тавалась скрытой туманом. Пришлось нанести не­сколько небольших ударов авианосной авиацией по прибрежному судоходству и уйти восвояси.

Следующая попытка была сделана 12 мая 1944 г. В этом походе ударный отряд Мура, по-прежнему державшего флаг на "Энсон", включал только 2 быст­роходных авианосца. Авианалет 27 "барракуд" оказал­ся неудачным - снова из-за плохой погоды.

Немцы перевели "Тирпиц" в более безопасный Каа-фиорд, но Флот метрополии не оставил своих попыток его уничтожить. 17 июля 1944 г. Мур, ставший новым командующим Home Fleet вместо отбывшего на Дальний Восток Фрэзера, вывел свой флагман "Дьюк оф Йорк" с авианосцами "Формидебл", "Индефатигебл" и "Фьюриес" и 4 крейсерами для уда­ра по германскому линкору. 95 английских самолетов (половина из них - истребители) совершили беспо­лезный вылет. Немцы, счастливо избежавшие не­скольких воздушных атак из-за плохой погоды, реши­ли делать ее сами. Линкор был успешно скрыт дымо­вой завесой и избежал попаданий.

Немногим более продуктивным был и следующий рейд Флота метрополии в конце августа. Прикрывая конвои JW-59 и RA-59A, Мур выделил для атаки Каа-фьорда группу контр-адмирала Мак-Грегора практи­чески в том же составе , что и в июле. Вновь погодные условия не благоприятствовали действиям авианосной авиации. Намеченную на 20 августа атаку пришлось отменить, а когда спустя 2 дня ее все же удалось про­вести, то полностью готовые немцы сумели вовремя задымить "Тирпиц". Результат - 11 потерянных само­летов. 24 августа последовал следующий авианалет, в ходе которого германский линкор получил 2 малозна­чительных попадания. Еще 5 дней спустя британские самолеты вновь вылетели в Каа-фиорд, и снова не имели успеха. В течение всех 10 дней операции "Дьюк оф Йорк" оставался безучастным свидетелем усилий авиации - противников для него не было. К концу длительного рейда британский линейный ко­рабль испытывал проблемы с топливом: опять сказал­ся его недостаточный запас.

Между тем война на Севере для британских лин­коров подходила к концу. Теперь им предстояло пройти ремонт и подготовку к действиям против ново­го противника - "бывших друзей" Англии на Дальнем Востоке, отправивших в 1941 году на дно "Принс оф Уэлс".