Проектирование и постройка
Идея создания подобных крейсеров восходит еще к 1909 году, когда Фишер предложил свой, так называемый, "Балтийский проект". Суть проекта заключалась в том, что в случае войны с Германией британский флот осуществляет прорыв с мощными силами в Балтийское море и проводит ряд десантных операций на берегу Померании, откуда уже и будет вестись наступление на Берлин. Выполнение плана операции требовало строительства определенного количества специальных кораблей, могущих действовать в мелководье Балтики. Сам по себе проект, как стратегический, принят не был.
Но в конце 1914 года он был вновь подхвачен Фишером (First Sea Lord Admiral of the Fleet Lord Fisher) и благодаря его энергичному влиянию утвержден 23 февраля 1915 года в несколько ином виде. Балтийский удар должен был стать частью обширной операцией, другими целями которой были удары на Дарданеллы и против Фландрии. Задачей британского флота становился прорыв с многочисленными кораблями в Балтийское море и осуществление высадки на побережье Померании русских войск, силами которых Британия и собиралась покончить с Германией. Одновременно должны были проводиться набеговые операции на Фризские острова. На основании плана операции были назначены к постройке 162 корабля, в том числе большие и малые мониторы, легкие крейсеры, эсминцы, минные заградители, тральщики и другие корабли.
Вершиной "Балтийского проекта" были два корабля типа "Courageous", к которым позже добавился третий - будущий "Furious" Концепция проектирования этих кораблей была сформулирована адмиралом Фишером, настоятельно требовавшим постройки минимум двух кораблей для выполнения своего "Балтийского плана". Прежде всего они предназначались для форсирования проливов и для поддержки легких сил. Учитывая мелководье Балтийского моря и, особенно, датских вод, они должны были иметь очень маленькое углубление. С другой стороны, требовалась высокая скорость и мощный калибр. Эти противоречивые требования привели к тому, что пришлось отказаться от нормальной защиты корабля, хотя бы приблизительно соответствующей подобным характеристикам.
В соответствии с инструкциями Фишера Главный строитель британского флота (DNC -Director of Naval Construction) подготовил проект улучшенного легкого крейсера, основными особенностями которого были:
1. Водоизмещение, достаточное для поддержания требуемого высокого хода на волне средней высоты, обычной для условий Северного и Балтийского морей.
2. Ограниченная осадка, позволявшая оперировать в мелководной Балтике. Уменьшение осадки должно быть примерно 1,67 метра относительно осадки линейных кораблей. Это условие считалось очень важным и все остальные качества корабля не должны были вступать в противоречие с ним.
3. Мощное вооружение.
4. Высокая скорость (не менее 32 узлов) превосходящая скорость любого вражеского крейсера. При этом предполагалось, что новые корабли будут действовать главным образом в мелких водах, недосягаемых для тяжелых кораблей.
5. Броневая защита приближалась к стандартам легкого крейсера. Толщина брони бор та на высоте от ватерлинии до полубака не должна быть меньше 76 мм.
6. Ниже ватерлинии, на значительной длине корабля предполагались противоторпедные бортовые наделки (були). Наиболее важные для корабля помещения, включая машинные и котельные отсеки, необходимо было отодвинуть как можно дальше вглубь корпуса, причем от борта их должно отделять не менее трех переборок, выполнявших задачу защиты (см.главу о бронировании).
Продолжая обсуждение предложенного Фишером задания, Главный строитель флота, считал, что новые корабли будут представлять собой меньшую цель для торпедной атаки, а, вследствие их предельно ограниченной осадки, смогут ходить в местах, недоступных для крупных кораблей британского или другого флота, соизмеримых с ними по огневой мощи. В то же время, имея наиболее крупные из существующих на флоте орудия, новые корабли представляли бы собой серьезную угрозу для любых возможных сил противника, включая береговые средства.
По-существу, проект был уменьшенной версией крейсера "Renown", на котором сняли вторую от носа башню и облегчили и без того слабую защиту. Фактически это было воплощением тактической идеи Фишера: комбинации самых тяжелых орудий с очень высокой скоростью и легкой броней. В то время это был, пожалуй, единственный пример попытки установить орудия тяжелого корабля на легкий крейсер.
Помехой планам Фишера стало противостояние министра финансов, поскольку для нового судостроения в 1915 году не предусматривалось ничего крупнее легких крейсеров. Однако, поскольку министр не сказал, какими размерами ограничен этот легкий крейсер, а Фишер был исключительно упорен в проведении всего проекта, он обошел это условие и успел заложить на стапеле два корабля-"обманщика", каждый из которых вооружался 381-мм.орудиями, способными легко уничтожить практически любой из существующих легких крейсеров. При этом, если бы постройка дальнейших броненосных судов была санкционирована, то новые корабли, по замыслам Фишера, скорее всего, стали бы улучшенной версией "Renown".
После этого, в Харслере была изготовлена и испытана модель, получившая литерное обозначение "VY", а буквально спустя несколько недель на верфи Армстронга был заложен первый крейсер. Закладка второго последовала два месяца спустя. Лорд Фишер добивался для этих кораблей очень короткого срока постройка, желая получить их буквально через 12 месяцев. Естественно, это не могло быть выполнено, но даже 20-месячный срок строительства двух первых кораблей, учитывая военное время, является несомненным успехом.
Из-за секретности, окружавшей их постройку и необычных особенностей проекта, корабли в среде моряков получили экстравагантное прозвище "Outrageous" (Неистовые). В период строительства они были больше известны как "Hush-hush cruisers" ("Tccc !")
Первоначальные технические характеристики "COURAGEOUS"
Водоизмещение ................. 17.400 ts
Длина между перпендикулярами .. 224,18 м.
Ширина .......................... 24,4 м.
Осадка: средняя ................ 6,41 м.
Высота борта: в носу ........... 9,30 м.
в корме........... 5,64 м.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСОВЫХ НАГРУЗОК
Корпус .................... 8500 ts
Броня ..................... 2800 ts
Вооружение ................ 2250 ts
Механизмы ................. 2350 ts
Топливо .................... 750 ts
Общее оборудование......... 650 ts
Запас водоизмещения ........ 100 ts
ИТОГО …………….. 17 . 400 ts
МЕХАНИЗМЫ
Мощность механизмов .......... 90.000 SHP
Скорость ......................... 32 уз.
ВООРУЖЕНИЕ
Главный калибр:
4 381-мм орудия в двух башнях
Высота огня главной артиллерии над нормальной ватерлинией:
носовая башня .............. 10,07 м.
кормовая башня .............. 7,02 м.
Противоминный и зенитный калибр:
16 102-мм.орудий
2 76-ммзенитных орудия
Минное вооружение:
2 533-мм.торпедных трубы
БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА
Главный пояс ..................... 76 мм.
Пояс в носовой части ............. 51 мм.
Носовая переборка ................ 51 мм.
Кормовая переборка ............... 51 мм.
Барбеты ..................... 178-152 мм.
Боевая рубка .................... 178 мм.
Дымоходы ......................... 19 мм.
Далее, в соответствии с той же "Балтийской идеей", весной 1915 года был подготовлен проект еще одного корабля, получивший обозначение "WE". Контролер флота (Controller), Третий Морской Лорд, адмирал Бриджмен, в письме Главному строителю утверждал, что единственным его возражением по проекту была противоминная артиллерия. По его словам, 102-мм.пушки, предназначенные для двух первых новых крейсеров, были совершенно неэффективны. Однако из-за жестких ограничений в весе увеличение противоминного калибра до 152-мм. решили не делать.
Тем не менее, Бриджмен продолжал настаивать, напоминая, что для кораблей, сооружаемых в Британии для Греции и реквизированных с началом войны, имелось в наличии около шестнадцати 140-мм.орудий. Таким образом, представлялась замечательная возможность усилить противоминную артиллерию новых кораблей без существенного уменьшения их запаса водоизмещения.
Готовый проект третьего корабля в основном повторял все основные решения двух предыдущих кораблей, за исключением следующих отличий:
1. Главная артиллерия должна была состоять из двух 457-мм. орудий - по одному в носу и корме, предусматривая возможность их замены на четыре 381-мм.орудия в случае неудачи с более крупным калибром. Эти орудия первоначально разрабатывались для установки на суше, в системе береговой обороны.
2. Водоизмещение и ширина были увеличены, а осадка чуть уменьшена.
Окончательный проект был утвержден 23 мая 1915 года, а уже 8 июня на верфи Армстронга заложили корабль, получивший наименование "Furious".
Рассмотрев подробности проекта крейсера "Furious", предыдущий Главный Строитель британского флота Филип Уаттс (Philip Watts), составил довольно пространный доклад, объясняя, отчего ему не понравился этот проект. Он даже пошел дальше, предложив свой собственный, больше приближенный к реальности и относительно лучший проект, который совершено не соответствовал требованиям Фишера и потому прият не был. Главное изменение, на котором особенно настаивал Уаттс, заключалось в конструкции корпуса, который он предлагал сделать более упрощенным и плоским вместо искривленного булями и бульбами (как в проекте Главного Строителя). Однако Бриджмен в письме Уаттсу, отстаивая достоинства существующего решения, заявил, что о проекте Уаттса не может быть и речи.
Технические характеристики окончательного проекта "FURIOUS".
Водоизмещение ................. 19.000 ts
Длина между перпендикулярами .. 224,03 м.
Ширина......................... 26,82 м.
Осадка: носом .................. 6,25 м.
кормой ................. 6,86 м.
Высота борта: в носу ........... 9,14 м.
на миделе ........ 4,88 м.
в корме........... 4,27 м.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСОВЫХ НАГРУЗОК
Корпус .................... 8345 ts
Броня ..................... 3780 ts
Вооружение ................ 2420 ts
Механизмы................. 3030 ts
Топливо .................... 750 ts
Общее оборудование ......... 775 ts
Запас водоизмещения ........ 100 ts
ИТОГО ................... 19.200 ts
МЕХАНИЗМЫ
Мощность механизмов .......... 90.000 SHP
Скорость ....................... 31,5 уз.
ВООРУЖЕНИЕ
Главный калибр:
2 457-мм.орудия в двух башнях (в документах обозначались как 381-мм.)
Высота огня главной артиллерии над нормальной ватерлинией:
носовая башня .............. 10,67 м.
кормовая башня .............. 8,53м.
Противоминный и зенитный калибр:
8 140-мм орудий
2 76-мм.зенитных орудия
4 47-мм.салютных пушки
5 пулеметов
Минное вооружение:
2 533-мм подводные торпедных трубы
БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА
Высота верхней кромки броневого пояса над нормальной ватерлинией .... 7,01 м.
Плиты пояса опускались ниже ватерлинии ............ на 1,37 м.
Главный пояс ..................... 76 мм.
Пояс в носовой части ............. 51 мм.
Носовая и кормовая переборки ..... 76 мм.
Барбеты ..................... 178-152 мм.
Боевая рубка .................... 254 мм.
Пост управления торп. стрельбой ... 76 мм.
Дымоходы ......................... 19 мм.
Высокая скорость и небольшая осадка, особенно у последнего корабля, были обеспечены полностью, причем, это достигалось даже если бы корабли сильно раскачивались на волне в штормовую погоду. Подобное решение отбросило идею квадратных скул, сильно увеличивающих осадку при кренах. Чтобы обеспечить требующееся небольшое углубление, проектантам предстояло решить сложную задачу по сведению нагрузки к минимуму, поэтому поперечное сечение, предложенное Уаттсом, с добавлением брони и крупных, заполненных водой отсеков, означало добавочный вес и, соответственно, уменьшение скорости.
Помимо этого, были проведены срочные эксперименты, предпринятые для поиска иного варианта конструкции корпуса, позволяющего отказаться и от квадратных скул Уаттса, и от булевого сечения Главного Строителя флота. Эксперименты показали, что гораздо более действенной преградой подвод-ному взрыву торпеды будет "внесение" булей внутрь корпуса. Это была основная особенность конструкции, предложенной Д'Эйнкортом (D'Euncourt).
Не мешает отметить, что проект Уаттса также допускал возможность взрыва внутри очертания корпуса корабля. В его предложениях подразумевалось, что легкие палубы, перекрывающие пространство от борта до борта, в случае взрыва вспучатся вверх, сработав как демпферы.
Редкое несоответствие между средствами нападения и защиты, получившееся на этих кораблях, было достаточно быстро осознано морским командованием, поэтому не удивительно, что уже в июне 1916 года, еще во время постройки кораблей, было выдвинуто предложение о переделке "Glorious" и "Courageous" в гидроавианосцы. Следуя этим пожеланиям, проектировщиков запросили относительно стоимости, времени и сложности подобных работ. В ответ конструкторы просто перечислили все основные предполагаемые работы: необходимо было срезать существующую навесную палубу в носу, поднять носовые 102-мм орудия, устроить новую навесную палубу и установить водонепроницаемые двери в проемах поперечных переборок, необходимые для перемещения гидросамолетов внутри корпуса.
Однако Бриджмен отверг идею переделки ввиду ее трудности и считая, что у проектировщиков отсутствует полная ясность по поводу того, что же конкретно следует предпринять по данному вопросу. Однако идея не затормозилась и вскоре, в марте 1917 года, появились первые намеки о принятии решения по переделке теперь уже одного из кораблей в гидроавианосец. Имелось в виду "Судно N.896" ("Furious"), которое к этому времени находилось уже на воде. Требования Совета Адмиралтейства заключались в производстве ряда работ, включающих:
- возможность несения новообращенным авианосцем четырех двухместных разведчиков и четырех-шести одноместных истребителей;
- устройство мастерских для самолетов;
- удаление с корабля сетевой защиты.
- увеличения числа экипажа на 14 офицеров и 70 матросов для работы с вновь устанавливаемым оборудованием;
Ввиду новизны дела опытные проектировщики Королевского флота сочли нелишним при этом запросить мнение специалистов фирмы Армстронга, которые прислали ответ, подкрепленный соответствующими расчетами. Его содержание сводилось к следующему:
1. Отказ от носового орудия и его башни ,включая кольцо брони барбета выше уровня полубака, и установка в этом месте нового большого ангара для гидросамолетов с мастерскими и соответствующим оборудованием рядом с ним, а также оборудование посадочной площадки на открытой палубе.
2. Установка в корме оборудования для постановки мин, если, конечно, это требовалось (данное оборудование первоначально предусматривалось техническими условиями на проектирование, но ко времени составления проекта от этого условия успели отказаться) .
3. Прекратить все работы по установке противоминных сетей и снять то, что уже было смонтировано.
Фирма бралась произвести все модификации без какой-либо существенной задержки со сдачей корабля флоту, которая планировалась в июне 1917 года.
Посетив строительство корабля в Белфасте 22-23 сентября 1917 года, помощник Главного строителя, Стэнли Гудолл, писал своему шефу, что нашел необходимым установку дополнительных пиллерсов в носу для восприятия добавочной нагрузки от взлетной площадки, но сомнительно, чтобы это решение, согласованное в принципе, было тогда выполнено на самом деле. Известно, что одно из условий, сделанных первым командиром корабля было то, что он считал обязательным не приводить корабль на полном ходу прямо против волны из-за опасений повреждения носовой надстройки.
Неудачи в ходе Дарданелльской операции показали трудность выполнения "Балтийского проекта", от которого вскоре пришлось отказаться. Сам же Лорд Фишер немного позже, когда стало совершенно ясно, что Дарданелльская десантная операция потерпела полный провал, был вынужден уйти в отставку. Тем не менее, строительство его "больших легких крейсеров" продолжалось, так как Адмиралтейство считало их необходимыми для усиления эскадр линейных крейсеров. К тому времени это оставалось единственной областью их деятельности, так как для того, чтобы выполнять обязанности легких крейсеров они были слишком тяжело вооружены, обладали недостаточной скоростью и не могли вести бой с легкими крейсерами противника, ибо имели очень сомнительные шансы добиться попаданий в такие небольшие и быстроходные цели, какими являлись легкие крейсера. Не следует забывать, что от этих крейсеров в бою ожидали именно того единственного точного залпа, который стал бы для вражеского корабля роковым. Тем не менее, их все же пытались использовать в качестве "истребителей легких крейсеров". Использование же их в качестве сил прикрытия было бы слишком дорогим удовольствием.
Помимо недостатков, заложенных в проект крейсеров еще при разработке, эти корабли, как показало время, подвергали себя значительной опасности из-за слабой конструкции и защиты. Так, например, в крейсерском сражении 17 ноября 1917 года 150-мм. снаряд, попавший в "Courageous", нанес ему весьма чувствительные повреждения. Недостаточной оказалась и прочность корабля - с одной стороны из-за слабых конструктивных связей, а с другой стороны - из-за тяжелых орудийных башен в оконечностях корабля. "Courageous", попав в шторм во время испытаний на полной мощности, получил ряд деформаций корпуса, настолько серьезных, что некоторые листы пришлось изготавливать заново.
Британскому морскому командованию становилось ясно, что особенной ценности как крейсера эти корабли не представляли, и не случайно, поэтому, в морских кругах стали возникать идеи переоборудования их в авианосцы.
Памятуя об ограничениях, сдерживающих развитие конструкции этого типа крейсеров, его вряд ли можно назвать хорошо продуманным кораблем, предназначенным для выполнения определенных задач. Скорее его можно охарактеризовать как "замечательную проработку нездравой идеи", и, соответственно, говорить о проекте и оценивать его следует лишь с этой точки зрения.