История "COURAGEOUS" и "GLORIOUS"
В январе 1917 года, закончив испытания, "Courageous" и "Glorious" были зачислены в строй британского Гранд-Флита. Активной боевой деятельности на долю этих крейсеров не выпало, и прославить себя они не успели.
В середине октября они оба, совместно с 2-й эскадрой легких крейсеров, участвуют в сопровождении Скандинавского конвоя.
Ночью 17/18 ноября крейсера приняли участие в боевом столкновении в Гельголандской бухте. Британские корабли попытались втянуть в бой германские рейдеры "Brummer" и "Bremse", совершив нападение на германские тралящие силы, обеспечивающие проход вдоль кромки британских заграждений. С 7.30 до 9.32 британские корабли "Repulse", "Courageous" и "Glorious", легкие крейсера и эсминцы провели перестрелку у Каттегата с германскими миноносными и тралящими флотилиями. Вероятнее всего, при этом больший вред был нанесен самим себе, так как на "Courageous" и "Glorious" дульными газами своих крупнокалиберных орудий довольно серьезно была повреждена собственная палуба.
После этих весьма скромных успехов в качестве крейсеров, их деятельность ограничивалась боевой подготовкой и обычными учениями. Во время одного из выходов в ноябре 1918 года у Ферт-оф-Ферта в штормовую погоду "Glories" столкнулся с гидроавиатранспортом "Campania",отправив его на дно вместе с гидросамолетами и экипажем.
21 ноября 1918 года оба крейсера, находясь в составе 1-й эскадры легких крейсеров, приняли участие в церемонии капитуляции кайзеровского Флота Открытого моря.
Вскоре после заключения перемирия с Германией и интернирования немецкого флота в Скапа-Флоу "Courageous" и "Glorious" переводятся в резерв. "Courageous" до марта 1920 года становится флагманом контр-адмирала командующего резервным флотом, затем он переклассифицируется в учебно-артиллерийский корабль. "Glorious" 1 февраля 1919 года перевели в резервную эскадру в Розайте, где он стал тендером дредноута "Hercules". В декабре 1920 года он переклассифицируется в учебно-артиллерийский корабль, а в 1921 году становится флагманом контрадмирала командующего резервным флотом в Девонпорте. в сентябре переводится флагманом резервного флота в Портсмут.
Так как по Вашингтонскому договору оба крейсера подлежали исключению из флота и разделке на металл, было решено сохранить их, воплотив старую идею переделки их в авианосцы. В Адмиралтействе понимали, что это повлечет их полную перестройку, с вытекающим отсюда громадным объемом работ и большими расходами.
14 февраля 1924 года "Glorious" ушел на Королевскую верфь в Розайт для переоборудования, а 29 июля того же года в Девон-порт ушел "Courageous" для той же цели.
Объем работ действительно оказался очень большим. Корабли полностью изменили свой внешний вид. Неизменными остались только энергетическая установка и броневая защита. Однако бортовые противоминные наделки заменили на гораздо более широкие глубина защиты внутрь корпуса достигала 7,6 метра. Помимо этого, легкое бронирование из 25-мм плит получила полетная палуба.
Новоявленные авианосцы могли брать на борт по 48 самолетов в максимальном варианте. Корабли получили по две катапульты. Для транспортировки самолетов из ангаров имелись два самолетоподъемника.
Полностью изменилось артиллерийское вооружение. Теперь оно состояло из двенадцати 120-мм./40-калиберных орудий на одиночных лафетах, установленных в небольших нишах по бортам корабля. Помимо этого, побортно в оконечностях, на специальных спонсонах были размещены четыре 120-мм./40-калиберных зенитных орудия. Имелось еще также четырнадцать одноствольных зенитных пулеметов. Несколько позже были добавлены три восьмиствольные 40-мм.зенитные установки , из которых две были установлены на баке, а третья - позади "острова".
Внешне корабли между собой почти не отличались. "Glorious" имел более высокий ют полетной палубы - примерно на метр. К тому же, полетная палуба "Glorious" продолжалась в корму несколько больше, чем на "Courageous". С 1936 года авианосцы отличались и мачтами; "Courageous" имел треногую мачту, a "Glorious" - более короткую мачту-тычок.
"Courageous" вступил в строй 5 мая 1928 года. Общая стоимость работ составила 2.025.800 фунтов стерлингов.
"Glorious" вступил в строй почти через два года - в январе 1930-го. Задержка произошла из-за закрытия верфи в Розайте, поэтому окончание работ проводилось в Девонпорте. Общая стоимость работ на "Glorious" оказалась несколько больше и составила 2.137.374 фунтов стерлингов.
В конечном счете переделки оправдали себя, и британский флот получил два довольно удачных для того времени авианосца, которые многими специалистами часто признавались лучшими.
Технические характеристики авианосцев "COURAGEOUS" И "GLORIOUS".
Водоизмещение стандартное ..... 22.500 ts
Водоизмещение полное........... 26.500 ts
Длина между перпендикулярами .. 224,03 м.
Ширина ......................... 24,69 м.
Осадка средняя .................. 8,31 м.
Длина полетной палубы ......... 180,14 м.
Ширина полетной палубы......... 30,48 м.
АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ
16 120-мм.орудий универсального огня
3 42-мм (2-фн) зенитных орудий
4 47-мм салютных пушки 20 счетверенных пулеметов
АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
1926 год: 12 "Fairey IIIF", 12 "Blackburn "Ripon", 18 "Flightkitcher";
1933 год: 24 "Fairey IIIF", 12 "Blackburn "Ripon", 9 "Nimrod";
1937 год: 36 "Fairey Swordfish I", 9 "Nimrod", 3 "Hawker "Osprey";
1939 год: 36 "Fairey Swordfish I", 9 "Gladiator".
Оба корабля приняли участие во второй мировой войне, и оба они не пережили ее.
"Courageous" был торпедирован 17 сентября 1939 года у берегов Ирландии немецкой подводной лодкой "U-29". Вместе с кораблем погибло 509 человек. Он стал первым крупным боевым кораблем, погибшим во Второй мировой войне.
"Glorious" был потоплен 8 июня 1940 года немецкими линкорами "Scharnhorst" и "Gneisenau" недалеко от острова Ян-Майен, в ходе боевых действий за Норвегию. Британский флот потерял около 1200 человек убитыми и ранеными.