История авианосца "FURIOUS"
Вступившие в 1917 году в строй британского флота "Courageous" и "Glorious" оказались плохой заменой для других, даже более слабых кораблей - им просто не смогли найти применения. С "Furious" же, имевшем в носовой части взлетную палубу, дело обстояло по другому. Этот крейсер-гибрид имел явно выраженные задачи, хотя, по-существу, являлся кораблем-недоделкой. Именно так он расценивался специалистами, так же он и воспринимался и моряками, и морскими пилотами. Тем не менее, "Furious" зарекомендовал себя как авианосец с гораздо лучшей стороны, чем старые гидроавиатранспорты "Campania", "Engadine", "Riveria". Эти и другие подобные им корабли имели ангар на 4-5 гидропланов, но на них не имелось взлетной палубы, что существенно снижало возможности их боевого использования, так как взлет самолетов был возможен только с воды и в хорошую погоду.
"Furious" был предназначен исправить это положение, но проводить обширные испытания на нем в то время не предполагалось.
Переделка крейсера в авианосец началась еще до вступления его в строй, в марте 1917 года, а 4 июля 1917 года "Furious" зачислен в состав Гранд-Флита, став флагманом вице-адмирала командующего флотской авиацией. Вместо носовой башни и ее барбета на корабле устроили ангар на восемь-десять самолетов, но обычно на корабль базировались шесть "Sopwith Pups" и четыре самолета типа "Short". При длине 27 метров и ширине 15,5 метров ангар имел высоту около 4,3 метров и простирался от рубки на относительно короткое расстояние к носу. В кормовой части ангара, непосредственно перед надстройкой был размещен самолетоподъемник размером 9x5 метров. Для защиты стоящих на палубе самолетов от непогоды по бортам в носовой части палубы, а также поперек ее, имелись специальные ограждения, которые при необходимости можно было опустить. Для старта гидросамолетов по полетной палубе были проложены рельсовые пути, по которым перемещалась специальная тележка с установленным на ней поплавковым гидросамолетом. Возможен был также старт колесного самолета, но посадка его на палубу в то время не предусматривалась.
После вступления в строй на "Furious" был проведен ряд взлетно-посадочных экспериментов. С носовой взлетной палубы, в то время имевшей длину 69,57 метра и ширину 15,24 метра, постоянно и довольно успешно взлетали самолеты типов "Short" и "Sopwith Pups". С посадкой самолетов на корабль дело обстояло хуже. Методика посадки самолета на "Furious", разработанная командиром эскадрильи Е.Х.Даннингом (Е.Н.Dunning) заслуживает того, чтобы о ней было упомянуто. Самолет для посадки должен был летать в узком пространстве вокруг надстроек корабля, ожидая пока авианосец наберет максимальный ход, уменьшая разницу в скорости между ним и самолетом. В момент, когда их скорости сравнивались и самолет как бы зависал над диаметральной плоскостью корабля, он должен быть схвачен посредством канатов, свисающих с плоскостей самолета, и притянут к палубе. Первая попытка посадки Даннинга на самолете, произведенная 2 августа 1917 года, была успешной, но 7 августа при повторной попытке этот летчик не смог остановить машину я рухнул под форштевень крейсера. Самолет был разбит, а отважный пилот погиб.
Дальнейшие опыты этого рода были запрещены, но всем было ясно, что необходимо найти хоть какой-то метод посадки самолетов на палубу. В конце концов это привело к новой модернизации на "Furious", начавшейся в ноябре 1917 года. Несмотря на противодействие некоторых консервативных адмиралов, было решено снять кормовую орудийную башню, а вместе с ней грот-мачту и рубку управления торпедной стрельбой - то есть освобождалось все пространство в корму от дымовой трубы. На их месте смонтировали новую полетную палубу длиной 86,4 метра и шириной 21,3 метра. Под палубой был устроен ангар для колесных самолетов с соответствующим оборудованием и мастерской. Подъем самолетов осуществлялся посредством специального подъемника, аналогичного носовому. В этом варианте "Furious" мог нести 16 самолетов, но временами он имел на борту до 26 самолетов. Обе полетные палубы, носовая и кормовая, соединялись узкими (шириной 3,35 метра) открытыми участками, проходящими вдоль бортов по бокам от надстройки. На этих рампах были проложены рельсовые пути, по которым на специальных тележках можно было перевезти самолет с одной палубы на другую. Для торможения самолетов было сделано специальное устройство - натянутый поперек палубы канат, за который специальным крюком цеплялся самолет, однако устройство это было далеко от совершенства, поэтому для аварийной посадки имелся специальный барьер из манильских полотен, натянутых поперек палубы с наклоном примерно 50 градусов. Он подхватывал аварийный самолет и препятствовал его наскоку на дымовую трубу. Помимо авиационного, на корабле сохранялось и артиллерийское вооружение - десять 140-мм.орудий.
Работы продолжались до марта 1918 года. И в таком виде авианосец успел принять участие в боевых действиях - семь его самолетов произвели достаточно известную атаку на германскую базу дирижаблей в Тондерне 19 июля 1918 года, уничтожив два дирижабля "L.54" и "L.6.6". Правда, по уже названным причинам ни один самолет на палубу не сел - при посадке пять самолетов разбились, а два улетели в нейтральную Данию. Всего же за время войны на "Furious" не смог сесть ни один самолет.
Но и эта переделка не решила проблемы. В конце концов выяснилось, что садящиеся на палубу самолеты попадали в зону завихрения воздуха, образующегося позади дымовой трубы. Очень часто это делало посадку опасной на любой скорости корабля свыше 8 узлов, а это означало, что терялись все преимущества высокоскоростных кораблей. До следующей перестройки посадочные операции на палубу "Furious" были ограничены, а корабль использован для опытов с небольшими аэростатами с привязной гондолой. Аэростаты служили для обнаружения в море подводных лодок. Лишь в конце 1918 года, после обобщения результатов опытов с авианосцем "Argus", Адмиралтейство решилось на следующую перестройку. Но теперь, в условиях мирного времени, решили не торопиться.
Только в 1922 году началась третья модернизация проводившаяся на казенной верфи в Девонпорте. Надстройка и дымовая труба были убраны, а обе полетные палубы соединены. Соединились также и самолетные ангары, которые теперь вмещали 33 самолета. Для транспортировки самолетов на палубу имелось два подъемника. Работы были закончены только в 1925 году. 1 сентября 1925 года авианосец был полностью укомплектован в Портсмуте и стал одним из самых удачных переоборудованных авианосцев, Однако имелись и серьезные недостатки, одним из которых считалось неудачное расположение постов управления кораблем и полетами. Оно осуществлялось из расположенных в передней части "ласточкиных гнезд", которые позже были сняты - из-за неудобства и громоздкости. Примерно в 1930 году на "Furious" установили специальную платформу, которую при отсутствии полетов можно было опустить ниже палубы. Но и это не удовлетворило моряков и морских пилотов, поэтому в 1938/39 году на корабле, на правом борту установили островную надстройку с небольшой мачтой.
За все время перестроек никогда не менялась энергетическая установка корабля, хотя система отвода дымовых газов оказалась явно неудовлетворительной. Газы поступали от котлов к большим дымовым отверстиям в полетной палубе" или, если проводились летные операции,- к отверстиям в бортах нижнего ангара. В любом случае, дымы сильно мешали садящимся самолетам. К тому же из-за громадных дымоотводов уменьшалось место в ангаре - самолетоемкость "Furious" была на 25 % меньше, чем у "Courageous".
Вместе с авиационным вооружением менялось и артиллерийское. При перестройке 1922-1925 года к имевшимся десяти 140-км. пушкам добавили три 102-мм.зенитки. В 1931 году на "Furious" установили две восьмиствольные зенитные установки типа "Pom-Pom".
При перестройке 1938/1939 годов артиллерию полностью заменили. Все 140-мм. орудия были сняты, а вместо них установили двенадцать 102-мм.орудий в шести спаренных установках. Позже, во время войны, были добавлены одна восьмиствольная 40-мм. зенитка и двадцать два одиночных 20-мм.автомата.
Броневая защита за время службы авианосца изменений не претерпела, но полетная палуба была усилена 25-мм.броней.
Идеи, возникшие в результате множества проведенных на "Furious" испытаний, можно видеть в архитектуре всех будущих авианосцев. Сам же "Furious", в отличие от своих собратьев, удачно отвоевал во Второй мировой, а после ее окончания, 26 мая 1945 года, был переведен в резерв с базированием на Портсмут. 15 марта 1948 года корабль был продан на металл судоразделочной компании "Т.W.World Shipbrickers" в Далмуире (Dalmuir), a вскоре корабль был разобран на металл в Труне (Troon).
Технические характеристики авианосца "FURIOUS" (проект перестройки 1922)
Водоизмещение стандартное ..... 23.130 ts
водоизмещение полное................ 26.800 ts
Длина между перпендикулярами .. 224,09 м.
Ширина ......................... 24,69 м.
Ширина у " острова" ............32,61 м.
Осадка средняя.................. 8,31м.
Метацентрическая высота:
при стандартном водоизмещении.. 0,91 м.
при полном водоизмещении ...... 1,10 м.
Длина носовой полетной палубы .. 45,72 м.
Ширина полетной палубы ......... 30,48 м.
Длина посадочной палубы....... 175,56 м.
Длина верхнего ангара......... 161,54 м.
Ширина верхнего ангара ......... 15,24 м.
Площадь верхнего ангара .... 2415,5 кв.м.
Длина нижнего ангара........... 167,64 м.
Экипаж ....................... 1132 чел. (позже увеличен до 1194 чел.)