К ЧИТАТЕЛЯМ
В последние годы заметно повысился интерес широких кругов общественности к отечественной истории. Выводы и положении, еще недавно привлекавшие внимание только специалистов, конкретный исторический материал, считавшийся предметом только специального историко-научного анализа, сегодня изучаются и обсуждаются людьми, казалось бы, весьма далекими от исторической науки. Неуклонно возрастающий интерес к историческим исследованиям вполне понятен, если учесть, что только на почве твердых, научно установленных исторических фактов может быть осмыслено прошлое, что только на основе такого осмысления можно понять механизмы процессов, протекающих в современном обществе, и наметить определенные пути движения вперед. Нет необходимости особо доказывать важность этого положения в условиях коренной перестройки социально-экономической жизни советского общества.
В русле всеобщего интереса к конкретным историческим материалам и их анализу обнаруживается и относительно самостоятельное течение — быстрое развитие специальных областей истории общества, в числе которых находится история науки и техники. За последние годы существенное развитие получили и исследования в области истории отечественного кораблестроения. Предлагаемая читателю книга является заключительной частью трилогии автора 1 из серии «Замечательные корабли». Книга посвящена строительству надводных кораблей русского флота накануне и в период первой мировой войны, а также их достройке и модернизации в советское время. В ней повествуется о создании легкого крейсера «Красный Кавказ» (бывший «Адмирал Лазарев») и других крейсеров этого типа. Наряду с историей создания конкретного корабля автор попытался раскрыть целый комплекс вопросов, неразрывно связанных со строительством любого судна и особенно военного корабля: это военно-морские доктрины и программы, экономика и состояние судостроительной базы, уровень развитии корабельной науки и техники. В принципе такой подход можно рассматривать как одну из концепций, позволяющих вскрыть исторические закономерности в области развития судостроения. Краткий исторический экскурс в историю развития класса крейсеров в период русско-японской войны помогает читателю увидеть ту обратную связь, которая существует между накопленным опытом эксплуатации и формированием социального и научно-технического заказов на проектирование и строительство кораблей новых типов.
В книге имеется ряд исторических находок и фактов, ранее неизвестных широкому кругу читателей. Это относится прежде всего к разработке теоретического чертежа крейсера, созданию энергетической установки и башен, а также обстоятельствам спуска на воду.
Боевая деятельность крейсера «Красный Кавказ» и других однотипных крейсеров в Великой Отечественной войне показана на фоне событий, развернувшихся в тот период на юге пашей страны, что помогает читателю более четко представить себе роль и значение этих кораблей в общем ходе боевых действий.
В целом книги автора об истории создания эскадренных миноносцев, легких крейсеров и линейных кораблей отечественного флота в период 1908-1928 гг. позволяют наметить оригинальный подход к проблемам периодизации истории судостроения, а именно: рассматривать развитие судостроения как ряд дискретных скачков, выраженных в форме реализации отдельных судостроительных программ, проецирующихся на фоне научно-технических революций и общественно-экономических формаций. Книга «Гвардейский крейсер „Красный Кавказ”» помогает восполнить еще одно, может быть небольшое, «белое» пятно в истории отечественного судостроения.
Академик контр-адмирал Н. С. Соломенко
Январь 1988 г.