ОТ АВТОРА

Создание первого в мире подводного минного заградителя "Краб" -одна из замечательных страниц в истории русского военного кораблестроения. Техническая отсталость царской России и совершенно новый тип подводной лодки, каким был "Краб", привели к тому, что заградитель вступил в строй лишь в 1915г. Но даже у такой технически развитой страны, какой была кайзеровская Германия, первые подводные заградители появились лишь в том же году, причем по своим тактико-техническим данным они значительно уступали "Крабу".

К сожалению, это событие в отечественном кораблестроении было очень слабо освещено в советской литературе, не говоря уже о дореволюционной печати. Это и побудило автора свыше 25 лет тому назад заняться исследованием истории создания первого в мире подводного минного заградителя, пользуясь преимущественно архивными документами и в значительно меньшей степени — литературными источниками. Книга о "Крабе" была издана в 1967 г. относительно небольшим тиражом — 14 000 экземпляров и к настоящему моменту стала своего рода библиографической редкостью. Поэтому издательство предприняло второе издание книги:

Как первая попытка изложения истории "Краба" книга, разумеется, не была лишена недостатков, и хотя за прошедшие двадцать лет со времени издания книги в адрес автора от читателей не поступило никаких замечаний или предложений по улучшению ее содержания, автор счел себя обязанным уточнить, исправить и дополнить текст первого издания.

Автор приносит свою благодарность товарищам, которые способствовали успеху создания книги. Так, при выявлении документов по подводному заградителю "Краб" в Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота (ЦГАВМФ) систематическую помощь автору оказывали как его директор И. Н. Соловьев, так и сотрудники архива Л. Н. Гусарова, И. А. Лившиц, В. Е. Надводский, Е. И. Зугман и др. Откликнулись на просьбу автора и предоставили в его распоряжение рукописи, воспоминания и фотографии родственники М. П. Налетова— проф. К. К. Федяевский, Е. А. Налетова, Н. М. Бовина и В. В. Золотницкий. Предоставили также различные материалы или фотографии М. И. Божаткин (г. Николаев), Н. А. Быкова (г. Ленинград), Т. Н. Бекова (г. Москва), Г. П. Коленов (г. Нальчик), С. С. Каменский (г. Одесса) и Г. В. Степанов (г. Лениград).

Автор также выражает свою признательность зарубежным историкам флота Р. Э. Грегору (г. Прага), П. А. Варнеку (г. Брюссель) и Е. Пертеку (г. Познань) за нужные для книги фотографии, которые не были найдены в СССР.

Для иллюстрации книги были использованы документы и чертежи ЦГАВМФ и фотографии Центрального военно-морского музея. Кроме того, некоторые рисунки заимствованы из статей С. Глинки "Подводная лодка г. Налетова" (иллюстрированное приложение к газете "Новое время" от 10 августа 1905 г.) и Н. А. Монастырева «Подводный заградитель "Краб" как корабль самобытного русского типа» (Морской сборник, Бизерта, 1922, № 2), а также из справочника Henry Le Masson "Les Flottes de Combat" (Paris, 1947).