ПРИМЕЧАНИЯ

1 Налетов М. П. Подводный минный заградитель 1904 г. Рукопись, б/д.

2 Здесь и далее до февраля 1918 г. даты приведены по старому стилю.

3 Быков П. Д. Русско-японская война 1904 — 1905 гг.: Конспект. Л., 1938. (ВВМУ им. М. В. Фрунзе). С. 10, 11, 17—19.

4 „Хатцузе" и „Яшима".

5 Налетов М. П. Указ. соч.

6 Глинка С. Подводная лодка г. Налетова//Новое время. Иллюстрир; прилож. 1905. 10 авг. № 574.

7 Дудоров Б. П. Крепость сдана/Сб. Порт-Артур: Воспоминания участников. [Изд. им. Чехова.] Нью-Йорк, 1955. С. 391.

8 Во время русско-японской войны Россия заказала заводу Шварцкопфа в Берлине 75 торпед для подводных лодок. Эти торпеды имели диаметр 45 см. а длину — только 3550 мм (против 5100—5200 мм тогдашних торпед). Небольшой заряд взрывчатого вещества, излишняя сложность приборов и прочее ставили их ниже торпед других марок.

9 Глинка С. Подводная лодка г. Налетова //Новое время. Иллюстрир. прилож. 1905. 10 авг. № 574.

10 Налетов М. П. Указ. соч.

11 Федяевский К. К. Изобретатель и строитель первого в мире подводного минного заградителя — М. П. Налетов. Рукопись, 1948.

12 Талиенванская бухта находится в 45 км от Порт-Артура. На ее западном берегу русскими был построен торговый порт Дальний. Острова Эллиота расположены в 60 милях к северо-востоку от Порт-Артура.

13 Налетов М. П. Указ. соч.

14 О подводном плавании. Лекции, читанные лейтенантом Ризничем. СПб, 1908. С. 78.

15 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 82—84.

16 Федяевский К. К. Изобретатель и строитель первого в мире подводного минного заградителя — М. П. Налетов. Рукопись, 1948.

17 В. В. Золотницкий — адвокат (г. Горький). Его воспоминания относятся к январю 1962 г.

18 Военные флоты и морская справочная книга на 1906 год. СПб., 1906. С. 36. (В то время торпеды назывались самодвижущимися минами, или минами Уайтхеда).

19 Налетов М. П. Указ. соч.

20 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 4, 5.

21 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 8.

22 Быдзыво — город на восточном побережье Ляодунского полуострова, в 150 км к северу от Порт-Артура, в окрестностях которого в конце апреля 1904 г. была высажена 2-я японская армия.

23 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 8.

24 О подводном плавании. Лекции, читанные лейтенантом Ризничем. СПб, 1908. С. 84.

25 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 8—12.

26 Военные флоты 1909 г. СПб., 1909. С. 41.

27 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 9—12.

28 Здесь и далее автор применяет систему единиц и термины, принятые в начале XX столетия.

29 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 9—12.

30 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 9—12.

31 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 12—19.

32 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 56.

33 Там же, л. 17.

34 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 39.

35 ЦГАВМФ, ф. 407, оп. 1, д. 5743, л. 39.

36 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 44.

37 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 39, 42.

38 Лобеф Л., Стро Г. Подводные лодки/Пер, с фр. Л.—М., 1934. С. 269, 270.

39 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 25.

40 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. I, д. 27, л. 28.

41 Щеглов А. Н. Проектирование подводных лодок. М.— Л.: Военмориздат, 1940. С. 56.

42 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 42.

43 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 6, д. 94, л. 8, 9.

44 Там же. Речь идет о строившейся в то время на Балтийском заводе подводной лодке «Акула» в 360 т по проекту И. Г. Бубнова.

45 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 6, д. 94, л. 8, 9.

46 ЦГАВМФ, ф. 421, он. 6, д. 94, л. 12.

47 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 95.

48 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 27, л. 98.

49 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 6, д. 94, л. 142, 143.

50 Там же, л. 79.

51 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 6, д. 94, л. 97, 98.

52 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 6, д. 94, л. 105.

53 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 6, д. 94, л. 109.

54 Там же, л. 133.

55 ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 419, л. 1—4.

56 ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 419, л. 15.

57 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 4763 л 69; ф. 421, оп. 6, д. 170, л. 82.

58 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 6, д. 170, л. 101.

59 ЦГАВМФ, ф. 407, оп. 1, д. 5743, л. 183.

60 ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 6, д. 131, л. 100, 101.

61 ЦГАВМФ, ф. 407, оп. 1, д. 5743, л. 184.

62 Там же, л. 28.

63 ЦГАВМФ, ф. 102, оп. 1, д. 486, л. 62, 67, 68 об, 69.

64 ЦГАВМФ, ф. 102, оп. 1,д. 486, л. 60,61.

65 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 120, л. 2, 3.

66 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 120, л. 2, 3.

67 ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 419, л. 63.

68 ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 419, л. 17.

69 ЦГАВМФ, ф. 401, on. 1, д. 120, л. 60.

70 ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 419, л. 68.

71 ЦГАВМФ, ф. 418, on. 1, д. 419, л. 1.

72 Там же, л. 1.

73 ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 419, л. 31.

74 ЦГАВМФ, ф. 102, оп. 1. д. 486, л. 143.

75 Там же, л. 144.

76 Там же, л. 146.

77 ЦГАВМФ, ф. 609, он. 2, д. 1061, л. 15—17.

78 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 2, д. 1061, л. 15—17.

79 Там же, л. 3.

80 ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 419, л. 73.

81 ЦГАВМФ ф. 410, оп. 5, д. 170, л. 13—14.

82 Разрядка моя — Н. 3.

83 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 2306, л. 22.

84 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 357, л. 14 об.

85 Свое предложение об этом изменении завод в письме в МТК обосновал так: "Принимая во внимание, что минный заградитель имеет очень большой запас керосина для района действия в 1500 миль полного хода и 4000 миль экономического хода (в Черном море совершенно не необходимого), и стремясь к возможному увеличению положительных качеств заградителя, мы считаем обязанностью предложить МТК увеличить аккумуляторную батарею с 80 до 91 тонны за счет уменьшения запаса керосина на 11 тонн" (ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 6, д. 221, л. 89).

86 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 357, л. 22.

87 ЦГАВМФ, ф. 102, оп. 1, д. 486, л. 120, 125.

88 Налетов М. П. Краткая историческая справка о первом в мире подводном минном заградителе "Краб" системы М. Налетова. Рукопись, подписана автором 23 авг. 1935 г.

89 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 120, л. 59.

90 ЦГАВМФ, ф. 407, д. 5743, л. 28.

91 Из личного архива Т. Н. Бековой.

92 Там же.

93 Из личного архива Т. Н. Бековой.

94 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 4713, л. 92—95.

95 Там же, д. 268, л. 51.

96 Там же, д. 4713, л. 96.

97 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 4713, л. 99.

98 Николаевск, гос. обл. архив, ф. 297, оп. 1,:д. 854, л. 2.

99 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 4713, л. 124.

100 ЦГАВМФ, ф. 876, оп. 134, д. 925, л. 1—5.

101 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 4713, л. 122.

102 Там же, л. 123.

103 ЦГАВМФ, ф. 512, оп. 1, д. 668, л. 44.

104 Там же.

105 ЦГАВМФ, ф. 512. оп. 1, д. 668, л. 44.

106 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 449, л. 85.

107 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 4713, л. 65.

108 Николаевск, гос. обл. архив, ф. 297 оп. 1, д. 854, л. 8.

109 ЦГАВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 348, л. 153, 154.

110 ЦГАВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 348, л. 107.

111 Там же, л. 143.

112 Это мнение Лебеданского было неосновательным. Для сохранения способности лодки погружаться в этом случае с нее пришлось бы снять какой-либо равновеликий груз, и потому осадка не увеличилась бы.

113 ЦГАВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 348, л. 132, 133.

114 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 449, л. 28, 43.

115 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 6576, л. 1.

116 Николаевск, гос. обл. архив, ф. 297, оп. 1, д. 854, л. 12.

117 ЦГАВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 348, л. 107.

118 ЦГАВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 348, л. 122.

119 ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 1868, л. 52.

120 Там же.

121 ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, а. 1868, л. 52 об, 53, 54.

122 Там же, л. 54 об, 55.

123 ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 1868,.л. 56.

124 ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 1868, л. 58 об, 59.

125 Там же, л. 57.

126 Там же, л. 58.

127 Там же, л. 50.

128 Монастырев Н. Подводный заградитель «Краб» как корабль самобытного русского типа. Мор. сб. Бизерта. 1922. № 2.

129 При описании минного устройства подводного заградителя "Краб" использованы его официальная спецификация и статья Н. Монастырева «Подводный минный заградитель "Краб" как корабль самобытного русского типа» (Мор. сб. Бизерта. 1922. № 2 3)

130 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 636, л. 140.

131 Во время войны царская Россия испытывала большую нужду в орудиях, особенно для тех кораблей, которые вступали в строй в это время. Поэтому неудивительно, что на многих таких кораблях стояли орудия самых различных калибров и иностранных фирм.

132 ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 2781, л. 184. Описание подводного минного заградителя "Краб" дано по его официальной спецификации (ЦГАВМФ, ф. 512, оп. 1, д. 950, л. 1о — 1к).

133 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 636, л. 140.

134 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 636, л. 134 об.

135 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 636, л. 145.

136 Loreн H. Der Krieg in den turkischen Gewassern. Berlin: Zweiter Band. Т 1 1938 S. 172—173. T. 2. S. 128-130.

137 Флот в первой мировой войне. Т. 1. М.: Воениздат, 1964. С. 353—355.

138 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 584, л. 77.

139 Новиков Н. В. Операции на Черном море. Л., 1927. (ВМА). С. 219—220.

140 Флот в первой мировой войне. Т. 1. С. 411, 412.

141 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 926 л. 30, 32.

142 Гончаров Л. Г., Денисов Б. А. Использование мин в мировую империалистическую войну 1914—1918 гг. М.—Л.: Военмор-издат, 1940. С. 42.

143 Флот в первой мировой войне. Т. 1. С. 466.

144 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 965, л. 23, 24.

145 Из приказа командующего Черноморским флотом № 1530 от 6 октября 1916 г.

146 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 965, л. 25.

147 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 844, л. 36.

148 Гончаров Л. Г., Денисов Б. А. Указ, соч. С. 45.

149 Гончаров Л. Г., Денисов Б. А. Указ. соч. С. 46.

150 Лукин А. П. Флот. Париж, 1931. С. 64. А. П. Лукин ошибочно налет на Констанцу приписывает немецким самолетам. В действительности налет был произведен болгарскими самолетами (см. Гончаров Л. Г., Денисов Б, А. Указ. соч. С. 46).

151 Флот в первой мировой войне. Т. 1. С. 495.

152 ЦГАВМФ, ф. (509, оп. 1, д. 904, л. 293.

153 Гончаров Л. Г., Денисов Б. А. Указ, соч. С. 46—48. Лукин А. П. Указ. соч. С. 166--169.

154 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 844, л. 58—59.

155 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 844, л. 58, 59.

156 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д 962 л. 25—27, 35.

157 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1 д 962 л. 83, 84.

158 ЦГАВМФ, ф. 360, оп. 1. д. 2324, л. 1, 2.

159 Там же, л. 8.

160 ЦГАВМФ, ф. 401,;оп. 1; д. 6584, л. 18.

161 ЦГАВМФ, ф. 360, оп. 1, д. 2324, л. 17.

162 Гражданская война, Т. II. Ч. 1. Л.: Редиздат Морведа. 1926. С. 5.

163 Лукин В. Уничтожение части судов Черноморского флота в Новороссийске в июне 1918 г.//Красный флот. 1923. № 3, С. 151.

164 Гражданская война. Т. III. Ч. 1. С. 51.

165 ЦГАВМФ, ф. р-1495, оп. 2, д. 145, л. 42—45.

166 Федяевский К. К. Изобретатель и строитель первого в мире подводного заградителя — М. П. Налетов. Рукопись.

167 Налетов М. П. Краткая историческая справка о первом в мире подводном минном заградителе "Краб" системы М. Налетова. Рукопись. 1935.

168 Монастырев Н. А. Подводный минный заградитель "Краб" как корабль самобытного русского типа. Мор. сб. Бизерта. 1922. № 2. С. 38.

169 Gibson R. Н., Prendergast M. The German submarine war 1914—1918. London, 1931. P. 351.

170 Mishelsen A. Der U-Bootkrieg 1914— 1918. Leipzig. 1925. S. 180.

171 Следует учесть, что из трех торпедных аппаратов два были надводными и лишь один — подводный трубчатый.

172 Лобеф Л., Стро Г. Подводные лодки/Пер, с франц. Л,—М., 1934. С. 263.

173 Gibson R. H., Prendergast M. The German submarine war 1914—1918. London 1931. P. 371—373.

174 Лобеф Л., Стро Г. Указ. соч. С. 266, 267.

175 ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 1891, л. 208.

176 Гончаров Л. Г. Боевые средства флота. Пг., 1923. С. 188.

177 ЦГАВМФ, ф. 1271, оп. 1, д. 20, л. 25.

178 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д, 120, л. 60.

179 ЦГАВМФ, ф. 407, оп. 1, д. 5743, л. 69.

180 Налетов М. П. Краткая историческая справка о первом в мире подводном минном заградителе "Краб" системы М. Налетова Рукопись, 1935.

181 Монастырев Н. А. Подводный минный заградитель "Краб". Мор. сб. Бизерта. 1922. № 3. С. 72.

182 Николаевский гос. обл. архив, ф. р-297, оп. 1, д. 318, л. 20, 21.

183 Данные о каждом лице, упоминаемом в указателе, относятся главным образом к периоду, который освещен в книге.