Вооружение

 

Главным новшеством в вооружении "лайонов" стал переход к 16-дюймовому калибру. Этот калибр оказался несчастливым для Британии: его планировалось установить еще ни "супер-худах" - линейных крейсерах "1921 года", причем предусматривались орудия с весьма высокими баллистическими характе­ристиками. Реально 16-дюймовки появились на "усеченных" линкорах типа "Нельсон", но уже с легким снарядом (929 кг) и малой начальной скоростью, кото­рая в ходе испытаний орудия и его дальнейшей экс­плуатации уменьшилась сначала до 770 м/сек, а затем еще больше. Проволочное орудие явно не годилось для вооружения новых линкоров, поэтому одновре­менно с проектированием "Лайона" начались работы по созданию новой 16-дюймовой пушки. Разрабаты­вались две модели, Мк II и МК III, практически иден­тичные, за исключением некоторых деталей механиз­ма затвора. Вновь англичане предпочли очень уме­ренные баллистические характеристики, хотя совре­менная технология радиального литья позволяла полу­чать более легкие, прочные и не "провисающие" ство­лы. Начальная скорость (747 м/сек) соответствовала значению, принятому для весьма удачного 381-мм орудия, лежавшему также близко от величины, из­бранной для своих новых 16-дюймовок американцами. Артиллерийские специалисты Адмиралтейства счита­ли, что только в этом случае возможно достичь высо­кой точности и малого износа ствола. Если второе верно почти безусловно, то вопрос о меткости в связи с баллистикой более сложен. В значительной степени рассеяние снарядов в залпе зависит от качества изго­товления ствола и снарядов, точности соблюдения веса и качества метательного заряда и прочих факто­ров. Конечно, при высокой начальной скорости выго­рание ствола с изменением баллистических характе­ристик (и, значит, точности) может происходить в слу­чае длительной стрельбы даже в течение одного боя. С другой стороны, весьма важно поразить жизненные части противника в начале боевого столкновения, так что вопрос о баллистике не имеет единственного наи­лучшего решения. Все же англичане пошли по пути "самоограничения" дальше других, приняв не только малую начальную скорость, но и снаряд относительно небольшого веса (1080 кг - на 13% меньше, чем в США). Это решение являлось отчасти вынужденным, поскольку, желая как можно больше использовать го­товый проект 14-дюймовых башен типа "Кинг Джордж V", конструкторы ограничили длину снаряда (185,4 см), что в свою очередь требовало ограничения веса при сохранении сильно заостренной формы, принятой с 20-х годов. Эта форма обеспечивала большую даль­ность даже при умеренной начальной скорости (почти 22 мили - больше, чем реально могло быть нужно).

Увеличение веса снаряда позволило заметно улучшить пробиваемость как вертикальной (на 23 -33%) так и горизонтальной (на 10 - 12%) брони по сравнению с пушкой "Нельсона". Все же значения пробиваемости уступали зарубежным 16-дюймовкам (даже старым американским и японским), поэтому в ходе перепроектирования "лайонов" в 1942 году Ад­миралтейство пошло на переделку чертежей башен, так чтобы стало возможным иметь в боезапасе снаря­ды длиной почти 2 м (198,1 см) весом по 1153 кг. Под эти снаряды предполагалось разработать и новое орудие, также с длиной ствола 45 калибров (Mk IV) с начальной скоростью свыше 750 м/сек. Однако разра­ботка не пошла дальше стадии составления чертежей, и орудие МК IV так и не было воплощено в металле, в отличие от пушек Mk II и Mk III, которые заказали в количестве 28 штук, из которых 5 (три Mk II и две Mk III} успели даже поставить флоту до реального пре­кращения работ по "лайонам". Если бы англичанам удалось реализовать разработку 50-калиберного ору­дия, то они качественно практически "догнали" бы своих заокеанских союзников по баллистике главного калибра.

Что касается проекта башенных установок главного калибра, то он был очень близок к 14-дюймовым башням "Кинг Джордж V" как по внешнему виду, так и по устройству. Исключением являлась не­которая переделка механизмов подачи, связанная со столь нелюбимым англичанам несимметричным рас­положением орудий. Остается только гадать, как ска­зались бы изменения на конструкции башен, с исход­ным вариантом которых британским артиллеристам пришлось немало помучиться на типе "Кинг Джордж V". Возможно, недочеты, из-за которых линейным ко­раблям приходилось в разгар боя пропускать свыше трети выстрелов, удалось бы устранить, но столь же вероятно, что они усугубились бы из-за трехорудийного варианта, с которым были проблемы на " нельсонах".

В остальном вооружение "лайонов" - 133-мм универсальный калибр и 40-мм многоствольные (2-фунтовые) автоматы полностью соответствовали типу "Кинг Джордж V" и первоначальному варианту проекта "Вэнгарда", где и приведено их описание. В различ­ных проектах менялось только число 8-ствольных ус­тановок "пом-помов", размещение которых с учетом больших зон действия орудийных газов 406-мм ору­дий встретилось с затруднениями. Адмиралтейство хотело иметь не менее 8 таких установок (64 ствола), но в первых проектах нашлось место только для 6. Лишь после удаления из проекта авиавооружения (в 1942 году) удалось добавить еще 3, плюс 4-ствольный автомат Mk VII. В начале разработки дебатировались оригинальные, но совершенно неудачные зенитные НУРСы в многоствольных установках UP (подробно описанные в книге "Линейные корабли типа "Кинг Джордж V"), однако после гибели "Худа" они исчезли и с построенных кораблей, и из чертежей "лайонов". Почти несомненно, что если бы постройка серии ре­ально продолжалась, то "лайоны" получили бы вместо совершенно неудовлетворительных "пом-помов" 6-ствольные "бофорсы", как это на деле произошло с "Вэнгардом". Специалисты полагают, что ввиду до­вольно удачной конфигурации надстроек эти линкоры могли иметь 8 - 9 таких установок, что сделало бы их наиболее мощными в зенитном отношениями кораб­лями в британском флоте.

Довольно интересен тот факт, что в первона­чальном проекте вновь появились торпедные аппара­ты. Как только на будущих линкорах снимались жест­кие ограничения водоизмещения, возникала тема возможности вооружения их торпедами, которые яко­бы могли оказаться полезными в ночном бою. Гибель "Худа" и здесь (как и в случае с "проволочными мон­страми" UP) сослужила хотя и печальную, но явно по­ложительную роль, поскольку в качестве одной из возможных причин взрыва рассматривалась детона­ция торпед. Однако аппараты оставались в чертежах 1942 г. и только в последних проработках их уже не было.

Примерно аналогичную эволюцию проделало авиационное вооружение. Вначале предполагалось иметь на кораблях по 4 гидросамолета, однако в ко­нечном довоенном варианте декабря 1938 г. их число уменьшилось до двух. В окончательном военном про­екте 1942 г. самолеты и катапульта исчезли оконча­тельно, поскольку задачи корабельной гидроавиации полностью передоверили радиолокации.