Компания Аколит Логисти осуществляет грузоперевозки Санкт-Петербург Екатеринбург низкие тарифы. | Лучшие подружки для ребенка. лучший подарок для девочки, лучшие цены.

"Вэнгард" – Последний британский линкор

 

Главным препятствием, сорвавшим постройку "лайонов", являлись большие сроки разработки и вне­дрения в производство новых артиллерийских орудий и их установок. В 1939 году положение с 356-мм баш­нями для типа "Кинг Джордж V" оставалось близким к критическому, не говоря уже о том, что 14-дюймовки не удовлетворяли английских адмиралов по мощи. Новое 406-мм орудие имелось только в чертежах. Ме­жду тем предполагаемый баланс сил с главными по­тенциальными противниками в будущем еще до нача­ла мировой войны выглядел для Англии не слишком перспективным. Адмиралтейство находилось почти в полном неведении относительно нового японского строительства, не имея достоверных данных о супер­линкорах типа "Ямато". Но даже искаженная отсутст­вием разведданных картина выглядела неутешитель­но. На конец 1943 г. предполагалось, что на европей­ском театре Британия сможет противопоставить не­мецким "Шарнхорсту" и "Гнейзенау" и 5 последующим немецким кораблям Флот метрополии в составе 2 "лайонов", 5 "кингов", "Худа" и слабых "Рипалса" и "Ринауна". Английские специалисты считали, что в это же время на Дальнем Востоке к 10 старым японским линкорам присоединятся 4 новых с 16-дюймовым вооружением и 2 линейных крейсера с 320-мм пушка­ми. Им могли бы противостоять только 2 "лайона", 2 "нельсона", 5 модернизированных "Куин Элизабет" и примерно 3 безнадежно устаревших на этот срок ти­хоходных "FT. Хотя картина выглядит сильно искажен­ной, она качественно отражала возможную раскладку сил. Особенно неблагоприятными выглядели перспек­тивы на Тихом океане. Британский флот там значи­тельно уступал противнику по части скоростных судов. Линейные крейсера предполагалось держать против немцев, поэтому появление еще одного быстроходно­го линкора было бы очень кстати.

Сложившаяся ситуация заставила обратить внимание на лежавшие на складе 381-мм башни Мк I производства 1916 г. Простейшее решение состояло в создании нового корпуса для старых башен, которые предполагалось модернизировать для последующей службы в течение 25 лет! Снятие 35000-тонного лими­та позволяло создать неплохой корабль водоизмеще­нием около 40000 т со скоростью 30 узлов и хорошей защитой. Предполагалось, что хотя он и не будет пол­ноценным участником "линии баталии", зато окажется очень полезным в качестве хорошо бронированного линейного крейсера, своего рода современного ана­лога "Худа". Адмиралтейство считало, что он сможет стать охотником за гипотетическими японскими ли­нейными крейсерами с 320-мм пушками и вполне ре­альными тяжелыми крейсерами, которым англичане не могли противопоставить свои ни по качеству, ни по количеству. При необходимости "нео-Худ" был в со­стоянии вести бой и с 16-дюймовыми противниками. Перспективные планы шли еще дальше. Стратеги считали, что зоной действия такого "гибрида" могли бы стать Индийский океан и воды Австралии, которой и предполагалось "сплавить" не вполне полноценную единицу при удачном развитии событий. Далее, после вывода из состава флота линкоров типа "Ройял Соверен" освобождались дополнительные 381-мм установ­ки, которые можно было бы установить на "систершипы", если бы головной корабль оказался удачным.

После положительного отзыва со стороны Мор­ского штаба отдел военно-морского проектирования получил задание разработать предварительный проект нового линкора с ТЗ, соответствующим 40000 т, 30 узлам и восьми 381-мм орудиям. Были составлены расчеты по 3 вариантам, из которых первый, "'ISA", являлся как бы "инициативной разработкой", посколь­ку был начат еще до официального запроса (отсюда его водоизмещение около З8000 т). Вариант И15С" отличался от "15В" только тем, что на нем предусмат­ривалось использование блока машин и котлов для "лайонов", что могло бы сократить время и деньги, поскольку все чертежи уже имелись в наличии. Одна­ко главные специалисты по кораблестроению наилуч­шим признали "15В". Тем не менее, строить решили все же "15С", в основном из соображений всевозмож­ного сокращения сроков. Отдел военно-морского про­ектирования получил задание подготовить рабочие чертежи и активно приступил к его выполнению.

Ход проектных работ прервала вторая мировая война. Спустя 8 дней после ее начала, 11 сентября 1939  г. разработка была приостановлена на неопре­деленной время. Проект извлекли из-под сукна в де­кабре, когда к нему проявил интерес Уинстон Чер­чилль. Известному своей чрезвычайной активностью руководителю  флота   он   понравился   возможностью быстро получить новый и вполне боеспособный ко­рабль.  Черчилль отдал распоряжение,  и  в феврале 1940  г. работы над проектом возобновились. На оче­редном заседании Совета Адмиралтейства, состояв­шемся  27  февраля,   в техническое  задание  внесли коррективы, относящиеся в основном к усилению за­щиты.   В   частности,   предусматривалось   установить тонкий пояс в оконечностях, увеличить толщину брони казематов (подбашенных отделений) вспомогательной артиллерии и оборудовать бронированный вспомога­тельный рулевой пост в корме. К этим полезным ме­рам "прицепили" требование размещения 4 установок противовоздушных неуправляемых ракет UP, тяжелых, абсолютно бесполезных, но популярных в то время среди специалистов Адмиралтейства.  Единственным положительным моментом такого решения являлось резервирование места, которое впоследствии можно было бы использовать для многоствольных зенитных автоматов.

С учетом изложенных выше требований был со­ставлен проект "15D", соответствовавший водоизме­щению 41200т. Корабль постепенно "разбухал", не приобретая принципиально новых боевых качеств. Это изменение не было последним, поскольку первые же сражения с участием линкоров типа "Кинг Джордж V" дали богатую пищу для модификаций и улучшений. Их воплощение требовало дополнительного веса, для размещения которого пришлось увеличить ширину корпуса на 1 м. Кроме того, проектанты потеряли поч­ти полгода (с июня по октябрь 1940 г.), когда более насущные потребности флота заставили вновь отло­жить чертежи линейного корабля в сторону. Только 17 апреля 1941 года Совет Адмиралтейства принял нако­нец вариант "15Е", который можно было счесть окон­чательным.

 

Проекты "Вэнгарда", 1936 -1941 гг.

Проект

15А

15В

15С

15D

15Е

Стандартное   водоизмещение, т

38050

40400

40000

41200

41600

Длина макс., м

236,4

245,5

245,5

246.7

246,7

Ширина, м

31,7

32,0

32,0

32,2

32.9

Осадка, средн. м

8,8

9,1

9,1

9.0

8,9

Мощн.(норм.), л. с.

100000

130000

120000

120000

120000

Мощи. (Форс,), л.с.

110000

143000

130000

130000

130000

Скорость полн., уз

28,5

30.25

29,25

29,5

29,5

Скорость (Форс.),уз

29,2

31

30

30,25

30,25

Запас топлива, т

3800

3800

3800

3800

4100

Распределение весов:

 

 

 

 

 

Корпус

14300

15500

15500

15600

16100

Броня

14000

14450

14300

15500

15200

Машины

2750

3450

3200

3250

3250

Вооружение

5900

5900

5900

5750

5950

Оборудование

1100

1100

1100

1100

1100

*В полном грузу

 

14 марта 1941 г. фирме "Джон Браун и Ко" был выдан заказ на постройку, а спустя 10 дней на завод поступил полный комплект чертежей. 2 октября со­стоялась официальная закладка линкора, который спустя месяц, 3 ноября, получил название "Вэнгард". Срок этот можно счесть символическим, поскольку корабль, предназначавшийся для действий на Даль­нем Востоке, заложили всего за 2 месяца до нападе­ния Японии на владения союзников. Как всегда, нуж­ные суда не удавалось получить в нужное время!

Пирл-Харбор и потопление "Принс оф Уэллс" и "Рипалса" поставили работы над "Вэнгардом" на пер­вое место по срочности. Фирме "Джон Браун" при­шлось даже приостановить работы над строившимся крейсером "Беллерофон" и несколькими торговыми судами. Адмиралтейство лелеяло надежду ввести "Вэнгард" в строй до конца 1944 г. Число занятых на постройке рабочих довели до 3,5 тысяч, однако коли­чество не могло заменить качество. Верфь испытыва­ла недостаток именно в квалифицированной рабочей силе. Постепенно становилось очевидным заметное отставание от графика.

Между тем проектировщики не сидели без ра­боты. В середине 1942 г. последовало предложение перестроить линейный корабль в авианосец. Началь­ник отдела военно-морского проектирования ответил согласием и сообщил, что дополнительная работа займет не более полугода. Принципиальная возмож­ность создания на основе уже полуготоаого корпуса эскадренного авианосца по схеме "Илластриеса" имелась. Однако здравый смысл восторжествовал: доро­гостоящее переоборудование отменили уже в июле того же года. Несомненно, если бы "Вэнгард" был бы все же построен как авианосец , он вряд ли оказался бы удачным. Даже специализированные английские корабли этого класса, имевшие солидную броневую защиту, страдали от малочисленности авиагрупп и трудности их размещения в ангарах. Несомненно, пе­рестроенный линкор стал бы еще более уязвимым и менее вместительным.

Зато модификаций, вызванных гибелью "Принс оф Уэллс", избежать не удалось. Главными из них стали дополнительное увеличение высоты борта в носу, увеличение запаса топлива и усиление зенитно­го вооружения, не считая многих мелких конструктор­ских решений. Стандартное водоизмещение возросло до 42300 т (став как раз таким же, как у "Худа"), а за­пас топлива - до 4850 т. Число стволов автоматов уве­личилось до 76 40-мм и 12 20-мм, 30 ноября 1944 года принцесса Елизавета раз­била о борт спускаемого на воду корабля традицион­ную бутылку шампанского, и последний из британских линкоров сошел на воду. Достройка наплаву продол­жалась, хотя шансы "Вэнгарда" принять участие в бое­вых действиях таяли день ото дня. Окончательно их похоронили взрывы атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки и последовавшая капитуляция Японии. По­сле завершения второй мировой войны темп работ упал, и на приемные испытания корабль вышел только через полтора года после спуска, в апреле 1946 г.