Броневая защита

 

Схема бронирования "Вэнгарда" практически повторяла примененную на типе "Кинг Джордж V" и непостроенных "лайонах". Опасность увеличения сро­ков разработки проекта исключала возможность суще­ственного изменения расположения брони, преду­смотренного техническим заданием еще 1939 года. Впрочем, англичане не высказывали никаких сомнений относительно выбранного варианта, не испытанного однако вражескими снарядами.

По-прежнему главный пояс длиной 140 м рас­полагался на внешней обшивке корпуса, однако был утоньшен на 1 дюйм. Он имел толщину 356 мм в рай­оне погребов (вместо 381 мм на "Кинг Джордж V) и 343 мм в центральной части (вместо 356 мм) и состо­ял из трех рядов броневых плит, расположенных гори­зонтально ' (длинной стороной параллельно ватерли-нии). Британцы продолжали применять этот архаичный вариант из-за невозможности изготовления плит вы­сокого качества длиной 7,3 м (полная высота пояса на "Вэнгарде"), но при соблюдении всех мер предосто­рожности в соединении плит между собой и крепле­нии их к корпусу. Плиты всех трех слоев располага­лись в шахматном порядке, причем они крепились к своим соседям по всем четырем сторонам шпонками, и, кроме того, болтами к подкладке. Два верхних слоя состояли из плит однородной толщины, тогда как нижний скашивался в виде клина к нижней кромке до толщины 114 мм. В нос и в корму от передней и зад­ней башни имелись короткие (примерно 12 м) про­должения с постепенным уменьшением толщины плит 343 мм до 305 - 260 мм, защищавшие погреба от по­паданий на острых курсовых углах. Они имели мень­шую высоту и также утоньшались к нижней кромке до 114 мм. Цитадель замыкалась траверзами толщиной 305 мм. В целом пояс защищал от 15-дюймовых сна­рядов погреба от 75-80 и машины от 85-90 каб. при наиболее невыгодных для корабля углах встречи.

Броневая палуба в пределах цитадели сохрани­лась в том же виде, что и на типе "Кинг Джордж V" и непостроенных "лайонах". Она по-прежнему перекры­вала пояс по верхней кромке и имела толщину 150 мм над погребами и 125 мм над энергетической установ­кой. Изменения здесь не производились по весьма простым причинам: во-первых, горизонтальная защита британских линкоров так и не подверглась существен­ной проверке в боевых условиях, а во-вторых, сколь-нибудь кардинальные изменения потребовали бы зна­чительных затрат и дополнительного веса, чего созда­тели "Вэнгарда" как раз и старались избежать. Впро­чем, защиту погребов в очередной раз немного усили­ли, установив дополнительные горизонтальные плиты мягкой стали толщиной 37 мм по их верхней кромке. В сумме это обеспечивало 7,5-дюймовое горизонталь­ное прикрытие наиболее уязвимого объекта на кораб­ле - значение, сравнимое с лучшими зарубежными кораблями. Палубное бронирование ЭУ вряд ли можно считать достаточным по меркам конца войны, однако основной расчет здесь был на тщательное разделение на отсеки, так что в результате одиночного попадания бомбы или снаряда с пробитием потеря скорости (теоретически!) была бы умеренной (3 - 5 узлов).

Важным новшеством стал броневой пояс в око­нечностях, отчасти возвращавший "Вэнгард" от схемы "все или ничего" к традиционной англо-германской схеме бронирования. Правда, большая длина и плот­ная весовая нагрузка не позволили обеспечить боль­шую толщину защиты оконечностей. Она официально называлась "противоосколочной" и состояла из листов нецементированной брони толщиной 51 - 64 мм, при­крывавших пространство по внешнему борту между нижней и средней палубами. Пояс в носу имел высоту 2,45 м и заканчивался на расстоянии 3,5 м от фор­штевня; в корме он был шире - 3,4 м и прикрывал ру­левые отсеки, причем форма корпуса позволила при­дать ему в корме сильный наклон верхней кромкой наружу, что обеспечивало невыгодные для снарядов углы встречи на средних и больших дистанциях. До­полнением являлись 25-мм переборки. В целом при­крытие оконечностей обеспечивало защиту от оскол­ков снарядов и бомб, взрывающихся у борта и локали­зовало повреждения от попаданий в носовую или кор­мовую часть корпуса. Опыт войны показал, что "мягкие" оконечности могут быть превращены бук­вально в решето даже без прямого попадания, причем поперечные водонепроницаемые перегородки не ог­раничивают затопления, поскольку сами могут быть легко пробиты осколками. Кроме того, даже тонкие листы на "Вэнгарде" обеспечивали некоторую защиту от легких орудий. При угле встречи 90 гр. 64-мм нецементироаанная броня защищала от 6-дюймоаых пушек с 100 - 110 каб., а от 120 мм - с 35 - 64 каб (в зависимости от конкретной модели орудий). На пер­вый взгляд бронирование кажется недействительным, поскольку не предохраняет от попаданий на боевых дистанциях с крейсеров и эсминцев соответственно, однако следует учитывать, что, во-первых, речь идет о бронебойных снарядах с замедлением, составляющих малую часть боекомплекта легких судов, а, во-вторых, реальный угол встречи снаряда с бортом в оконеч­ностях, имеющим сложную форму, крайне редко бы­вает близок к прямому. Так что приведенные выше дистанции следует сократить как минимум на треть, а при острых курсовых углах резко возрастает вероят­ность рикошетов. Но, главное, даже 51 - 63 мм броня надежно прикрывает от фугасных снарядов средних калибров с головным взрывателем - наиболее непри­ятного для надстроек и других небронированных час­тей кораблей любого размера вида боеприпасов, если он попадает в достаточном количестве.

Горизонтальная защита оконечностей состояла из броневых палуб по уровню верхней кромки носово­го и кормового поясов. Толщина ее передней части в пределах продолжения главного пояса (от носового траверза до конца 280 мм брони) составляла 125 мм, а далее палуба утоньшалась до 64 мм на всем протя­жении переднего пояса, т.е. до 3,5 м от форштевня. Она была выполнена максимально водонепроницае­мой, с очень ограниченным числом люков; единствен­ным большим вырезом являлась якорная шахта. В корме палуба выглядела более мощной, поскольку здесь она прикрывала такие уязвимые места, как ру­левое управление, валопроводы и отчасти винты. Толщина ее составляла 114 мм - лишь немного мень­ше, чем над машинами и котлами. Заканчивалась па­луба броневым траверзом толщиной 100 мм, пред­ставлявшим собой заднюю стенку рулевого отделе­ния. Суммируя сказанное, можно отметить, что защи­та оконечностей "Вэнгарда", в особенности горизонтальная, являлась наиболее продуманной и мощной среди всех современных линкоров, имевших весьма "мягкие" нос и корму. В сущности, практически весь дополнительный вес защиты пришелся на усиление бронирования оконечностей и местную защиту, зато у линкора значительно увеличился запас плавучести за счет хорошо прикрытых броней отсеков на уровне ватерлинии в носу и корме.

Еще одним важным улучшением стало дополни­тельное местное бронирование погребов боезапаса при помощи продольных переборок из 37-мм неце­ментированной стали. Оно стало следствием попада­ния, полученного "Принс оф Уэллс" в бою С "Бисмарком" в 1940 г., когда 380-мм снаряд с послед­него прошел под водой и попал ниже главного боево­го пояса. Снаряд пробил обшивку борта и все легкие переборки ПТЗ, уткнувшись в главную 44-мм броне­вую противоторпедную переборку. По счастью для англичан, он не взорвался, но специалисты ясно пред­ставили себе те последствия, к которым могли при­вести раскаленные осколки в районе погребов. По­этому на 3 кораблях серии "Кинг Джордж V" (кроме потопленного в конце 1941 г. "Ирине оф Уэллс" и го­ловного корабля серии) были дополнительно смонти­рованы 37-мм переборки в зоне хранилищ зарядов главного и вспомогательного калибров. Аналогичные переборки были включены в проект "Вэнгарда" еще в ходе его постройки.

Принятая ранее на типах "Кинг Джордж V" и "Лайон" сложная схема бронирования барбетов со­хранилась и на "Вэнгарде". Барбеты всех башен, кро­ме носовой, на протяжении по 30 градусов в обе сто­роны от диаметральной плоскости имели толщину 280 мм (в направлении центра корабля). Так же брониро­валась и дуга в 33 градуса с прямо противоположной (ближайшей к оконечностям) стороны. Следующие 25 градусов с оконечностей прикрывались 305-мм изо­гнутыми плитами. Наконец, боковые части, в которые с наибольшей вероятностью могли приходиться попа­дания под невыгодными (для брони) углами, близкими к нормали, имели наиболее солидную защиту - 330 мм. Барбет носовой башни защищался по той же схе­ме, только сектор утоньшенной брони со стороны форштевня составлял всего 20 градусов на каждый борт, а толщина его равнялась 305 мм. (Идея состояла в том, что в эту часть барбета снаряд мог попасть только пройдя через длинный участок вздернутого носа корабля, что маловероятно, поскольку относи­тельно толстая обшивка должна была взвести взрыва­тель, и разрыв произошел бы еще до достижения бар­бета.) Зато у барбета той же башни "А" были расши­рены участки тонкой брони, прилегающие к следую­щему барбету башни "В" (общий сектор 280-мм и 305-мм брони составлял по 45 гр. на борт). Англичане упорно продолжали свою странную традицию "кусочного" бронирования барбетов, пытаясь выиграть несколько десятков тонн, но усложняя технологию и оставляя "щели" из тонких полос, попадания в кото­рые были хотя и маловероятными, но все же возмож­ными.

Неудачное решение о удалении с больших ко­раблей тяжело бронированной боевой рубки, приня­тое еще в середине 30-х годов при проектировании нового поколения линкоров (ставших типом "Кинг Джордж V"), просуществовало и до "Вэнгарда", хотя трагический опыт первого боя "Принс оф Уэллс" с "Бисмарком" должен был бы послужить тревожным звонком. Хотя защита рубки несколько усилилась, она по-прежнему предохраняла только от прямых попада­ний снарядов эсминцев и от осколков главного калиб­ра. Никакой гарантии от повторения ситуации, сло­жившейся на мостике "Принса" в 1940 году (или на мостике крейсера "Эксетер" в бою с "Графом Шлее" у устья реки Ла-Плата в конце 1939 года), когда выхо­дил из строя весь командный состав и как минимум часть средств управления кораблем, по-прежнему не было. Остается предположить, что Адмиралтейство уповало на счастливую случайность, повторившуюся в обоих боях, когда в строю оставался командир кораб­ля, однако в таком случае это скорее вопрос веры, а не расчета. Либо же соображения англичан инстинк­тивно предвосхищали время, поскольку число важных для функционирования современного корабля поме­щений на мостиках и надстройках постепенно стано­вилось настолько большим, что их стало в конце кон­цов просто невозможно адекватно защищать, не гово­ря уже об антеннах локаторов и кабелях, связывающих их с центрами обработки данных. Трудно сказать, что к примеру в 1950 году более сказалось бы на боеспо­собности линкора - гибель командира или выход из строя главных систем радиолокации и отображения информации.

Вместе с тем уровень противоосколочной защиты различных объектов на мостиках и надстройках достиг максимального значения для линейных кораб­лей. Хотя для этой цели использовались тонкие плиты нецементированной брони (от 25 мм до 51 мм), в большинстве случаев органы управления кораблем, его артиллерией и многочисленные наблюдательные, радиолокационные и навигационные посты получили достаточную защиту от осколков. Здесь сказался опыт боев у Гуадалканала, когда, в частности, американ­ский линкор "Саут Дакота" получил в ночном бою два десятка попаданий в надстройки снарядами калибра от 203 мм и ниже, в основном с эсминцев. Ни одно из попаданий не пришлось в те части корабля, которые ранее считались жизненно важными; ни один снаряд не пробил брони, более того, многие из них даже не взорвались, но "Саут Дакота" на время полностью вы­шла из строя и потеряла противника, поскольку пере­стала действовать достаточно совершенная на то время электроника - из-за перебитых кабелей и по­вреждения помещений и аппаратуры. В тех же услови­ях "Вэнгард" повел бы себя значительно лучше. Одна­ко следует отметить, что англичане не первыми обра­тили внимание на местную защиту: крупные герман­ские единицы, линкоры и крейсера, получали защи­щенные посты уже в начале войны, тогда как в Брита­нии спохватились только к ее концу. Тем не менее, общий объем местной противоосколочной защиты на "Вэнгарде" впечатляет: он составляет почти 3000 т - вес всего бронирования лучших из тяжелых крейсе­ров!

Ниже приводится распределение весов различ­ных элементов броневой защиты последнего из анг­лийских линкоров. Помимо отмеченного выше внушительного веса противоосколочной защиты в виде тон­ких (до 51 мм) переборок и плит, интересно отметить, что на "Вэнгарде" вес броневого пояса оказался почти в точности равным весу палубной защиты (около 4900 т).

 

Вес элементов бронирования линкора "Вэнгард" (проект 15Е, по состоянию на 1942 г.)

ВИД БРОНИРОВАНИЯ

Вес, т

 

ОСНОВНОЕ БРОНИРОВАНИЕ:

 

 

Главный пояс

4666

 

Броневые траверзы

591

 

Барбеты

1500

 

Главная броневая палуба

4153

 

Нижняя броневая палуба в оконечностях

940

 

ИТОГО

11850

 

ПРОТИВООСКОЛОЧНАЯ ЗАШИТА

 

 

Пояс е оконечностях

218

 

Броневые переборки

1408

 

Защита 133-мм установок

460

 

ВИД БРОНИРОВАНИЯ

Вес, т

Защита рабочих отделений башен

626

Защита постов на надстройках

31

Боевая рубка

44

Противопульная броня мостиков

110

Кабели и резервный рулевой пост

57

Защита дымоходов

52

Броневые колосники

24

ИТОГО

3030

ПРОЧЕЕ (включая подкладку под броню)

120

ВСЕГО

15000