Зенитные автоматы

 

В первоначальном варианте автоматическое зенитное вооружение "Вэнгард" состояло из 8-стеольных "пом-помов" - главного оружия крупных британских военных кораблей в годы войны, и в эти годы сильно себя дискредитировавшего. "2-фунтовый пом-пом", созданный еще в конце первой мировой войны, устарел уже к концу 30-х годов и морально, и технически. Его некогда высокая скорострельность (техническая - 160-180, практическая - 100-115 выстр./мин) стала вполне рядовой, а вот все недос­татки сохранились. Главными из них оставались не­достаточная начальная скорость снаряда и ленточная система питания с применением брезентовых лент, постоянно заедавшая после нескольких выстрелов. Таким образом, теория "огневого потока", насыщенно­го 40-мм снарядами, потерпела крах, как и система вооружения британских самолетов большим количест­вом малоэффективных, но скорострельных 7,7-ми пулеметов, основанная на той же идее. Недостатки пушки усугублялись недостатками установки. 8-ствольная установка Мк VI весила больше некоторых башен среднего калибра - 16 тонн, а скорость ее вер­тикальной и горизонтальной наводки не позволяла следовать за быстро перемещающихся в поле прице­ливания современными самолетами.

Англичане попытались компенсировать качест­во количеством. Если в первоначальном проекте "ISE" предполагались те же 6 установок Мк VI, что и на типе "Кинг Джордж V, то при вводе в строй "Вэнгард" имел уже 9 таких же установок, плюс один четырехствольный автомат Mk VII. Главной проблемой при этом ста­ло нахождение новых мест для объемных 8-стволок, требовавших пространства не меньше, чем башня главного калибра крейсера. Практически все резервы первоначального расположения уже были исчерпаны, и новые установки можно было разместить только в зоне действия орудийных газов пушек главного ка­либра, что не только исключало отбитие воздушных атак при стрельбе по надводным целям, но и ставило под сомнение целость самих автоматов. Решение проблемы пришло неожиданно: ценность авиавоору­жения к концу войны стала настолько сомнительной, что и флотские специалисты, и проектировщики легко отказались от самолетов на "Вэнгарде". Заднюю трубу сместили несколько в нос по сравнению с "Кинг Джордж V" и проектом "Лайона", освободив тем са­мым место для двух 8-ствольных "пом-помов" в цен­тральной части корабля. Одновременно удалось "очистить" заднюю надстройку и сместить несколько в нос и два кормовых "пом-пома", убрав их из зоны действия орудийных газов задних башен ГК. Но вот для девятой установки Mk VI хорошего места уже не оставалось, и ее пришлось поместить в корме. При этом стрельба прямо по корме нижней задней башни на малых углах возвышения была бы для этого авто­мата губительной, и ее пришлось ограничить только самым крайним случаем. В результате "Вэнгард" мог стрелять на ближних дистанциях прямо по носу и кор­ме только двумя орудиями из возвышенных башен. Дополнительный 4-ствольный "пом-пом" Mk VII пред­полагали разместить на возвышенной носовой башне - место, также явно неудовлетворительно, но широко использовавшееся на большинстве линкоров второй войны, когда остальные возможные точки оказывались занятыми.

В ходе войны свои высокие качества проде­монстрировали производимые по лицензии в Англии и США 40-мм автоматы шведской фирмы "Бофорс". В отличие от "пом-помов" они имели достаточно высо­кую начальную скорость и обойменное питание, по­зволявшее при слаженной работе расчета поддержи­вать не менее высокую скорострельность. "Бофорсы" применялись в различных установках; наиболее попу­лярной из применяемых на больших кораблях была американская 4-ствольная Мк II. Однако англичане продолжали придерживаться теории максимальной плотности огня для одной установки, и приступили к разработке своего варианта - 6-ствольного автомата Мк VI. В середине 1943 г. Управление вооружения предложило использовать новую разработку на "Вэнгарде", срок готовности которого примерно сов­падал с запуском в производство установки. Для про­ектировщиков изменение не составило практически никакой проблемы: все 9 "пом-помов" Mk VI заменили на "бофорсы" в установках с тем же номером модели, а четырехствольный "пом-пом" на башне "В" - на двухствольный. Сокращение числа стволов с 76 до 56 тем не менее означало заметное повышение эффек­тивности зенитного вооружения. Предлагалось также разместить на надстройке шесть 4-ствольных 20-мм "эрликонов" в установках Mk XIV и прямо на верхней палубе еще 14 спаренных автоматов той же марки с ручным управлением. Они являлись бы "последним резервом" обороны корабля, поскольку могли исполь­зоваться даже при полном прекращении подачи элек­троэнергии. Такие установки появились при модернизациях на многих линкорах различных стран, но ре­ально они применялись крайне редко и с очень малой эффективностью, поскольку и выбор цели, и наведе­ние оставались на долю стрелка, который к тому же был совершенно беззащитен от пуль и снарядов бор­тового оружия атакующих самолетов и от осколков собственных зенитных снарядов. Поэтому уже ближе к готовности "Вэнгарда" его легкое зенитное вооруже­ние было пересмотрено в очередной раз. 4-ствольный "эрликон" сняли с производства, решив выпускать вместо него одноствольный "бофорс" Mk VII, снабжен­ный силовым приводом и улучшенной системой при­целивания. По высказанным выше соображениям под сомнением оказалась и ценность спарок. Все же все варианты предполагали сохранение "эрликонов" в том или ином количестве. Но опыт последних боев за Иводзиму и Окинаву показал, что 20-мм автоматы ввиду небольшой дальности стрельбы не способны остановить "камикадзе" (на американских эсминцах частью в шутку, но частью всерьез считалось, что ко­гда они открывают огонь, то это - сигнал "спасайся, кто может", поскольку избежать попадания вражеского самолета невозможно). Поэтому в конце концов "Вэнгард" вошел в строй только с 40-мм автоматами. До последнего момента его пытались оборудовать как можно более современным оружием. Так, в качестве спаренной установки на возвышенной носовой башне применили только что разработанный автомат STAAG (Mk II). В нем также использовались 40-мм стволы "бофорсов", однако в остальном STAAG был принци­пиально новым оружием, с полностью автономным питанием и системой управления огнем, размещенной на самой установке. Намного опередивший свое вре­мя, он, однако, оказался несколько "сырым", и его сложная автоматика и механика часто давала сбои. В итоге автоматическая зенитная батарея "Вэнгард" со­стояла из 10 установок Mk VI, одного STAAG и 11 од­ноствольных Mk VII с силовым приводом (всего 73 40-мм стволов "бофорсов").