Системы управления огнем и электронное оборудование

 

В ходе второй мировой войны стало оконча­тельно ясно, что артиллерийская система является именно системой, а не только орудийной башней с пушками. В основных морских державах были созда­ны весьма совершенные системы управления огнем, включавшие оптические и электронные датчики (дальномеры и радиолокаторы) и удивительные для своего времени аналоговые вычислительные системы. Развитие их шло по линии более активного примене­ния радиолокации и надежного соединения всех эле­ментов СУАО в единую сеть. Ярким примером этой тенденции является "Вэнгард". Англичане отошли на­конец от порочной практики выделять "основной" и "резервный" пункты управления стрельбой, что в бое­вых условиях приводило к резкому снижению эффек­тивности огня при выходе из строя основного пункта или просто при нарушении проводки. Последний бри­танский линкор имел два поста управления главным калибром, соединенные с постом обработки инфор­мации. Оба директора, передний и задний, имели практически одинаковое оборудование. В частности они оборудовались артиллерийским радаром "Тип 274". Дополнительные пункты имелись в возвышен­ных башнях "А" и "X". Соответствующие пониженные башни носовой и кормовой группы при этом управлялись из своих "соседок". Большое значение уделялось защите и дублированию сетей связи. Интересно, что в посте обработки информации имелся лишь один экран радара "274", который мог переключаться на "картинку" от переднего или заднего радиолокатора. Такое решение упрощало задачу артиллерийского офицера, которому не надо было наблюдать сразу за двумя экранами, хотя создавало некоторые неудобст­ва при переключении. В общем, управление артогнем ГК на "Вэнгарде" вполне соответствовало высоким стандартам конца войны.

Известная истина о том, что зенитная артилле­рия эффективна настолько, насколько хороша ее сис­тема наведения, дошла наконец и до англичан. Суще­ственным недостатком британских СУАЗО с директо­рами HACS различных марок являлось отсутствие сис­темы стабилизации директора и недостаточно скоро­стная и довольно примитивная система обработки данных для стрельбы. Нельзя сказать, что Адмирал­тейство не занималось этим вопросом. Еще до начала войны начались работы над "тахиметрической" (стабилизированной с помощью гироскопов) системой TS-1, которая должна была заменить HACS еще на "лайонах". Однако и у конструкторов, и у заводов Ве­ликобритании в тяжелые военные годы хватало других, более приоритетных задач, поэтому разработка этой сложной и прецизионной аппаратуры протекала медленно, и далее создания опытной установки не продвинулась. Значительно больших успехов в этой области добились американцы. Британии пришлось обратиться к своим союзникам, которые и поставили для "Вэнгарда" весьма совершенные стабилизирован­ные КДП "Мк-37", Они практически не отличались от серийных, за исключением того, что данные по даль­ности и углу поступали от английского радара "Тип 275". "Мк-37" хорошо зарекомендовал себя в сраже­ниях на Тихом океане. Значительный прогресс заклю­чался и в размещении 4 КДП. Впервые на английских линкорах они располагались "ромбом": 2 в носу и корме и 2 - в средней части. Стандартная британская конфигурация также предусматривала 4 директора, но по схеме "квадрата" (по 2 спереди и сзади, без обзо­ра на противоположный борт). При ней затруднялась передача управления при пересечении самолетами курса корабля. Новый вариант уравнивал все направ­ления атаки. Единственным видимым недостатком было утяжеление систем управления примерно в 1,5 раза (64 т вместо 44 т при использовании английских HACS), однако это являлось более чем разумной пла­той за значительное увеличение эффективности. На "Вэнгарде" имелась также дополнительная дистанци­онная система наведения половины из 8 133-мм уста­новок непосредственно с постов наблюдения ПВО, которая применялась в основном для стрельбы осве­тительными снарядами.

Что качается автоматов, то недостатком много­ствольных "пом-помов" были не только их невысокие баллистические характеристики и малая надежность, но и недостаточно эффективные средства управления. На "Вэнгарде" 6-ствольные "бофорсы" Mk-VI должны были получить индивидуальные стабилизированные директоры, оборудованные радаром Тип 262". Они действительно были произведены в должном количе­стве (10 единиц), однако полный комплект КДП и не­которая электроника так никогда и не появились на линкоре. Это было вызвано главным образом оконча­нием военных действий; дорогостоящее и хрупкое оборудование, требовавшее настройки на корабле, частично хранилось на берегу. Мирная служба по­следнего линкора "владычицы морей" не создала пре­цедента для его полного дооборудования, хотя не вы­зывает сомнения, что в случае необходимости оно было бы осуществлено. Интересным исключением была единственная 2-ствольная установка STAAG. Она являлась "самодостаточной", поскольку и радар (того же типа "262"), и система стабилизации, и аналоговый компьютер и даже генератор для силовой установки привода располагались на самой установке.

"Вэнгард" имел в системе обработки информа­ции и управления еще одно важное новшество - бое­вой информационный пост. Он располагался под ва­терлинией и защищался столь же надежно, как артил­лерийские погреба. Впервые пост был выполнен в виде единого блока, включившего несколько помеще­ний. В одном из них размещались экраны всех рада­ров обнаружения и управления огнем, в остальных -операторы вычислительных систем и персонал управ­ления ПВО корабля. Рядом же находился нижний бое­вой пост, в котором сосредотачивались все средства управления кораблем, так что в принципе командир или командующий соединением мог по "американскому образцу" руководить действиями лин­кора или эскадры, не выходя "на свежий воздух." Ес­тественно, первоначальным проектом столь обширные помещения не предусматривались, однако сосредото­чение всех средств в виде единой информационной системы являлось настолько насущным, что разработ­чикам пришлось даже создать полномасштабный ма­кет всех комнат, в котором испытывались различные варианты размещения оборудования и людей. Это позволило вносить изменения почти до самого вступ­ления линкора в строй. Наступавший век электроники оказался настолько жадным на пространство, что по­сле ввода "Вэнгарда" в строй помещения все равно оказались тесными. С тех пор практически ни на од­ном типе боевых кораблей не удавалось обойтись без увеличения объема под ненасытную электронику, и почти всегда он оказывался "под завязку" забитым техникой и персоналом.

Число и тип радиолокаторов неоднократно ме­нялись в ходе карьеры. Уже при вступлении в строй " Вэнгард" имел почти три десятка установок самого разного назначения. Для раннего обнаружения кораб­лей и самолетов впервые в английском флоте исполь­зовался новый комбинированный радар "Тип 960", антенна которого расположилась на топе грот-мачты. Его дополняла установка аналогичного назначения "Тип 277", способная обнаруживать надводные цели и низколетящие самолеты (антенна на краспице фок-мачты). Для целеуказания служил особый радар "Тип 293", антенна которого крепилась к фок-мачте спере­ди. На экранах всех радаров отметки от своих кораб­лей и самолетов выглядели в виде двойных, в отличие от целей. Для этой функции применялись 2 приемника радиолокационного опознавателя "свой-чужой" типа "253", а свои сигналы для радаров "277" и "293" "метили" два передатчика той же системы "Тип 242". Для навигационных целей предназначались радиоло­каторы "Тип 268" и "Тип 930", которые применялись также для обнаружения надводных целей.

Однако наиболее многочисленными были ар­тиллерийские радары. Как уже отмечалось выше, ими оборудовались все директоры, от СУАО главного ка­либра до индивидуальных КДП многоствольных авто­матических зенитных установок. Всего по штату "Вэнгард" имел 2 радара "Тип 274", 4 "Тип 275" и 11 "Тип 262". Техника радиолокации за годы войны сде­лала огромный шаг вперед. Антенны всех артиллерий­ский радиолокаторов имели стабилизированные ан­тенны, как и антенны типов "930", "277", "268" и "293". Как следствие, все перечисленные выше локаторы могли действовать при любой качке, не теряя своих целей. При всем несомненном количественном и ка­чественном прогрессе радиолокации на "Вэнгарде" нельзя сказать, что он пошел исключительно на пользу дела. Так, локатор "Тип 268" оказался практически бесполезным, поскольку на большинстве пеленгов его антенна экранировалась грот-мачтой, трубой и задним КДП универсальной артиллерии. Большое число раз­личных установок, хотя действовавших на разных час­тотах, приводило к нежелательному "забиванию" од­них радаров другими. Так, новейшая установка "Тип 960" препятствовала работе артиллерийских радаров управления огнем универсального калибра (133 мм), а система УКВ-связи для оперативных переговоров ме­жду кораблями одного соединения мешала функционированию радаров "Тип 293" и "Тип 277", и тем же многострадальным установкам "Тип 275".

"Вэнгард" имел также весьма развитые средст­ва связи и радиопеленгации. Перечисление приемных и передающих станций заняло бы целый абзац, по­этому отметим лишь наиболее интересные особенно­сти корабля. Расположение аппаратуры было принято на основании опыта второй мировой войны: большин­ство приемных станций помещалось на мостиках глав­ной башнеподобной надстройки, а передающих - в кормовой надстройке. Радиопеленгаторы перекрыва­ли весь диапазон частот; в частности, линкор мог даже прослушивать неприятельские переговоры на УКВ, что являлось новшеством для того времени. Имелся также пеленгатор, определявший направление, с которого корабль облучался радаром. Оборудование включало также зачаточные средства радиоэлектронной борьбы, включавшие детекторы радиолокационного излучения и устройства для создания помех локаторам непри­ятеля. В годы службы устройства неоднократно заме­нялись более совершенными; кроме того, устанавли­вались различные технические новшества, например УКВ-пеленгаторы.

Говоря о навигационном оборудовании, стоит отметить, что "Вэнгард" вообще не имел магнитного компаса, вместо которого использовались 3 полно­стью независимых главных гирокомпаса со своими источниками питания и приводами.