История службы

 

Почти сразу после окончания приемных испы­таний и пробных плаваний "Вэнгарду" выпала почет­ная роль. Новейший линкор был избран в качестве огромной яхты для путешествия нового короля Георга VI в Южную Африку. Рейс был запланирован на 3 ме­сяца, из которых более половины времени король и его свита находились на борту. Для этого похода не­которые помещения пришлось переоборудовать. В начале перехода, когда "Вэнгард" проходил около французской базе в Шербуре, его встретил специаль­но посланный французский линкор "Ришелье", при­близившийся к "англичанину" менее чем на милю и давший приветственный салют из 21 залпа. Моряки и королевская семья стали свидетелями красивого зре­лища: французский экипаж выстроился во фронт, вы­крикивая приветствия, а "Вэнгард" произвел ответный салют. Затем два огромных корабля разошлись: "Ришелье" вернулся в порт, а "королевская яхта" про­должила свой путь.

По завершении первого рейса " Вэнгарду" предстоял второй, еще более дальний. На этот раз королевской семье предстояло кругосветное путеше­ствие с заходом в Австралию. Ввиду затяжного харак­тера перехода линкор поставили на еще одно, более существенное переоборудование. В ванных и душевых оборудовали постоянное водоснабжение горячей и холодной водой, а сами "санпункты" отделали нержа­веющей сталью. В каютах появилась новая мебель, холодильники для охлаждения воды, а стиральные машины в прачечной было заменены на новые, более современной модели. В качестве своего рода подарка линкор получил парикмахерский салон и портняжную мастерскую. Поскольку предполагался проход Панам­ским каналом, с бортов линкора пришлось заранее убрать все выступающие части: мусорные рукава, сливные шланги и трапы. Но все приготовления ока­зались неактуальными: король Георг заболел, и путе­шествие не состоялось.

В 1949 году "Вэнгард" ненадолго вошел в состав Средиземноморского флота. 21 июля того же года он воз­вратился на родину и вновь прошел переоборудова­ние в Портсмуте, Теперь линкор стал флагманским кораблем учебной эскадры Флота метрополии, сменив в этой роли "Энсон". Можно удивиться, увидев самый мощный артиллерийский корабль страны в этой роли, однако послевоенная обстановка складывалась для Англии таким образом, что в наибольшей степени в походах была задействована именно эта эскадра. (Ситуация не новая; в таком же положении долгое время находился русский флот на рубеже столетий, а также германские ВМС в 20-х - 30-х годах.) С лета t949 по лето 1952 года "Вэнгард" совершил ряд учеб­ных походов, причем в сентябре 1950 г. он возглавил весь Флот метрополии: на нем поднял флаг адмирал Ф.Вайен. Затем на некоторое время флагманом стал авианосец "Индомитэбл", однако с 12 мая 1951 г. на "Вэнгард" вновь развевался флаг командующего. В 1952 году последовал очередной ремонт с модерни­зацией. Последний британский линкор испытал судьбу многих своих предшественников: в результате дообо­рудования его перегрузка возросла настолько, что пришлось уменьшить максимально принимаемый за­пас топлива, поскольку в противном случае инженеры не ручались за прочность корпуса. После ремонта "Вэнгард" поочередно исполнял то роль флагмана учебной эскадры, то роль главного корабля Флота метрополии. Так 15 июня 1953 г. на морском параде в честь коронации Елизаветы II на нем держал свой флаг командующий флотом.

Между тем карьера совсем нового (находив­шегося в активной службе всего седьмой год) корабля незаметно приближалась к закату. В сентябре 1954 года он лишился положения флагмана, готовясь к оче­редному ремонту в Девонпорте. В ходе обследования корпуса выяснилось наличие дефектов в отливке форштевня, и "Вэнгарду" пришлось надолго стать в док. По окончании работ линкор перевели в резерв и вскоре он по сути дела перестал быть полноценной боевой единицей. Сначала с него сняли все много­ствольные "бофорсы" - в качестве временной меры, облегчавшей повседневную портовую службу, которая, однако, стала постоянной. Затем корабль лишился последних автоматов - одноствольных 40-миллиметровок. Даже обострение обстановки в связи с Суэцким кризисом не заставило Адмиралтейство ввести в строй явно небоеспособный корабль и англо-французская десантная операция прошла без участия "Вэнгарда". В рутинной портовой службе проходил год за годом, пока наконец 8 июня 1960 года самый круп­ный корабль королевского флота лишился звания флагмана резервного флота. Последовало распоря­жение о сдаче его на слом. Даже формально линкор отслужил только 14 лет, а активная его деятельность завершилась еще до истечения 10-летнего срока.