Глава 1. Рождение и развитие класса миноносцев

 

Своим рождением, становлением и превращением со временем в грозную силу в войне на море миноносцы были обязаны развитию минного оружия. В русском флоте все, связанное с подводным взрывом, традиционно относилось к минному делу, по­этому термин «мина» (с добавлением: заграждения, шестовая, буксируемая и так далее) прочно вошел в лексикон русских моряков. Когда в 1 865— 1 866 годах появи­лись первые торпеды, их стали называть «самодвижущимися минами». Под этим тер­мином они развивались в нашем флоте до середины 1 920-х годов и определили ряд последовательных этапов развития минных сил военно-морского флота и кораблей класса миноносцев (минных катеров, миноносок, миноносцев, минных крейсеров и контрминоносцев, эскадренных миноносцев, лидеров эскадренных миноносцев, а со второй половины XX века — и ракетно-артиллерийских эскадренных миноносцев).

Минное оружие, имевшее многовековую историю применения (в виде средневеко­вых подземных фугасов и плавающих «адских машинок»), как активное боевое сред­ство войны на море было предложено талантливым русским изобретателем, началь­ником инженерных войск Гвардейского корпуса генерал-майором К.А.Шильдером. Сам термин «мина» (в переводе с французского — «шахта») применялся саперами сухо­путных войск для названия зарядов, которые закладывались ими в подземные галереи (сапы, подкопы), подводимые под крепостные стены противника. Этот термин впослед­ствии стал применяться и для подводных фугасов.

Работы по созданию морских мин начались в России с учреждения в 1833 году по инициативе К.А.Шильдера «Комитета о подводных опытах». В качестве члена этого комитета был приглашен профессор (с 1847 года — академик) Б.С.Якоби, который предложил создать и применить гальванические самовоспламеняющиеся мины с ударным замыкателем, реагирующим на ее на­клон в момент удара о корпус корабля и подающим ток на запал мины.

В 1834 году К.А.Шильдер продемонст­рировал на Обводном канале в Санкт-Пе­тербурге показательный подрыв от берего­вой гальванической батареи двух под­водных фугасов, который произвел на при­сутствующих потрясающий эффект. Водная среда в 800 раз плотнее воздуха, поэтому разрушительная сила подводного взрыва значительно больше, чем сила взрыва, про­изведенного в воздухе. Эффективность воз­действия подводного взрыва на корабль за­висит от многих факторов, в том числе от массы и мощности заряда, глубины, на ко­торой произведен взрыв, расстояния под­рыва заряда от корпуса корабля и прочно­сти (взрывостойкости) корпусных конструк­ций корабля-цели.

Одновременно в нашей стране велась разработка пиротехнических мин. Их изоб­ретателем и инициатором стал Э.Нобель, отец всемирно известного создателя дина­мита и учредителя Нобелевских премий А.Нобеля, который в 1 839 году представил генерал-инспектору по инженерной части великому князю Михаилу Павловичу пись­мо с чертежами «О новом способе воспла­менения мин под водой». Изобретенный им взрыватель с ампулой серной кислоты сра­батывал при ее разрушении от удара кор­пуса корабля, коснувшегося мины.

Удачное применение русским флотом во время Крымской войны 1853—1856 годов против кораблей противника (при обороне Кронштадта, Свеаборга, Ревеля, устьев рек Западная Двина и Дунай, Днепро-Бугского лимана и Керчи) мин заграждения конструк­ции Якоби и Нобеля привело к появлению и интенсивному применению в годы русско-турецкой войны 1877—1878 годов на Ду­нае и в Черном море шестовой мины и бук­сируемой мины-крылатки в атаках против турецких кораблей минными катерами, ко­торые явились предшественниками минонос­ных кораблей.

Изобретательская мысль не стояла на месте и на очередном этапе развития мин­ного оружия военно-морских флотов, с со­зданием поршневого двигателя, способно­го работать под водой с использованием энергии сжатого воз­духа, появилось но­вое оружие, не тре­бующее сближения с целью вплотную — подводный само­движущийся снаряд (мина или торпеда).

Первая в мире торпеда с автома­тическим регулиро­ванием глубины хода была разрабо­тана в 1865 году талантливым рус­ским изобретателем И.Ф.Александров­ским. В том же году под его руководст­вом на Балтийском заводе в Петербур­ге было завершено строительство пер­вой отечественной подводной лодки с механическим дви­гателем, предназ­наченной для вооружения такой торпедой.

Первые опытные образцы торпеды И.Ф.Александровского были изготовлены и испытаны лишь в 1874 году. Спустя еще че­тыре года ему удалось на усовершенство­ванном образце добиться увеличения ско­рости хода до 18 уз.

Через год после Александровского, в 1866 году, заявление об изобретении тор­педы на тех же принципах сделал англича­нин Р. Уайтхэд, владелец завода в Фиуме, который предложил его австро-венгерско­му флоту. Первые испытания торпеды Уайтхэда были проведены в Фиуме в 1868, в Ан­глии — в 1870 году. Британское правитель­ство приобрело у изобретателя патент и лицензию на производство торпед. Приме­ру Англии в 1 872 году последовали Фран­ция, которая приобрела партию торпед, за­тем — Италия и Германия.

Выполняя заказ правительства Германии, Р.Уайтхэд создал усовершенствованную, практически новую торпеду со скоростью хода 20 уз. В 1873 году он предложил ее России, Морское министерство которой предпочло приоб­ретение освоенных в производстве тор­пед Уайтхэда и свер­нуло продолжение работ И.Ф.Алек­сандровского, отка­зав последнему в проведении сравни­тельных испытаний этих торпед. Такое решение в значи­тельной степени бы­ло продиктовано но­вым обострением русско-турецких отноше­ний и практическим отсутствием у России, после ее поражения в Крымской войне, фло­та на Черном море, где господствовал силь­ный броненосный флот Турции, которому можно было противопоставить только но­вое подводное оружие.

В 1878 году между русским правитель­ством и фиумским торпедостроительным заводом Р.Уайтхэда был заключен контракт на приобретение патента и лицензии на из­готовление торпед в России, а также на по­ставку заводом в 1 878 году ста фиумских торпед. После подписания контракта в Крон­штадте и Николаеве в срочном порядке были организованы флотские торпедные мастерские, которые в 1 878 году начали выпуск торпед. Однако их производственные воз­можности были крайне ограничены, поэто­му в том же году с Р.Уайтхэдом заключили контракт на второй заказ (150 фиумских тор­пед со сроком поставки в 1 878—1879 годах).

Для исключения в дальнейшем зависимо­сти от поставок нового оружия из-за рубе­жа была организована «выделка самодви­жущихся мин системы Уайтхэда», как их в то время называли, на петербургском заводе Лесснера (ныне — завод «Двигатель») и Обуховском заводе Морского ведомства.

Пока шло освоение торпед российской промышленностью, во время Русско-турец­кой войны 1 877—1 878 годов нашла свое применение идея группового боевого при­менения минных катеров, перевозимых на транспортных судах, против стоящих на рейде кораблей противника, выдвинутая еще в 1 876 году начинающим свою морскую службу молодым лейтенантом С.О.Макаро­вым. Благодаря его настойчивости для этих целей в конце того же года командованием Черноморского флота был выделен и пере­оборудован приобретенный у РОПиТ паро­ход «Великий князь Константин». С.О.Мака­рова назначили его командиром.

Из четырех минных катеров отряда толь­ко один («Чесма») был построен по специальному проекту на петербургском заводе Ч.Берда, второй («Синоп») был переобору­дован из промерного катера, еще два («Наварин» и «Минер») — сняты с яхты «Держа­ва» и шхуны «Полярная звезда».

После ряда смелых, но неудачных попы­ток применения катерами мин-крылаток на батумском и сулинском рейдах в апреле-августе 1 877 года, их дальнейшее исполь­зование было прекращено. С.О.Макарову удалось добиться получения самодвижущих­ся мин Уайтхэда. Первая попытка примене­ния этих мин на батумском рейде в декабре того же года также оказалась неудачной из-за отсутствия опыта стрельбы (одна из двух мин выскочила на берег, вторая потеряла зарядную камеру, которая взорвалась от удара о грунт, не причинив вреда турецким кораблям).

В ночь с 1 3 на 1 4 апреля 1 878 года «Ве­ликий князь Константин» вновь подошел к батумскому рейду. Спущенные с него на воду катера «Чесма» и «Синоп» с дистанции 60 м атаковали турецкий сторожевой пароход «Интибах» минами, одна из которых пора­зила цель и пароход после взрыва быстро затонул. Катера благополучно вышли из-под обстрела и были подняты на борт русского парохода. Так завершилась первая в мире успешная боевая торпедная атака, а «Ве­ликий князь Константин» можно по праву считать прообразом представителей под­класса лидеров.

Успешное применение русскими моряка­ми новых средств вооруженной борьбы на море стало стимулом к развитию мин заг­раждения, торпедного оружия и их носите­лей — минных заградителей и миноносцев. Эффективность нового оружия была дока­зана, однако его носители, минные катера, имевшие водоизмещение всего 3—7ти ско­рость хода 5—10 уз, могли использоваться только в тихую погоду, по неподвижным це­лям и на небольшом удалении от своих баз или с доставлявших их к месту атаки транс­портов. Поэтому в дальнейшем, при проек­тировании новых миноносных кораблей, была поставлена задача предусмотреть возможность их самостоятельного выхода в открытое море. Чтобы обеспечить, по сло­вам С.О.Макарова, «хоть сносные морс­кие (мореходные. — Авт.) качества», пришлось увеличивать их главные размерения. Водоизмещение вновь создаваемых «мино­носок» или, как их еще называли, «мино­носных быстроходных шлюпок» возросло сначала до 11 т, в затем — до 33 т. Они вооружались вначале шестовыми минами, позднее — торпедными аппаратами.

Первую миноноску (водоизмещение 15 т, скорость хода — до 15 уз) в 1 872 году пост­роил по заказу правительства Норвегии за­вод Д.Торникрофта в Англии; она получила наименование «Raps». В ноябре—декабре 1 876 года на том же заводе были приобре­тены две миноноски (№ 1 и № 2) для рус­ского флота (они назывались также быстро­ходными миноносными катерами), достав­ленные в Одессу.

В мае 1 877 года эти миноноски совмес­тно с минными катерами парохода «Вели­кий князь Константин» и принимали участие в атаке на турецкие корабли на сулинском рейде. В результате атаки миноноска № 1 при взрыве мины получила сильные повреж­дения и была потоплена, а ее экипаж взят в плен. За мужество, проявленное экипажем в этом бою, миноноска № 2 получила на­именование «Сулин».

В 1 878—1 879 годах на отечественных заводах было построено 111 миноносок, которые оставались в строю до Русско-япон­ской войны 1904—1905 годов.

Хотя миноноски и сыграли значительную роль в развитии минных (торпедных) кораб­лей, они обладали существенным недостат­ком: из-за малой мореходности и незначи­тельной дальности плавания их нельзя было использовать на больших морских театрах. Флот нуждался в минных кораблях, способ­ных действовать вдали от своих баз. Это привело к созданию миноносцев водоизме­щением 50— 150т, более мореходных и бы­строходных, представлявших вместе с тем достаточно малую высокоманевренную цель, что являлось немаловажным услови­ем успешного применения торпед.

Приоритет создания этого класса бое­вых надводных кораблей принадлежит Рос­сии. Первый в мире мореходный миноносец «Взрыв» был построен в 1 877 году на заво­де Ч.Берда в Петербурге. Его вооружение состояло из одного подводного торпедного аппарата. По разработанному в России проекту, выполненному с учетом результа­тов испытаний «Взрыва», в Англии был зака­зан миноносец «Батум» с двумя торпедны­ми аппаратами.

Неплохие мореходные качества «Батума» проявились в 1880 году на переходе протяженностью около 5000 миль из Англии в Черное море. Это произвело сильное впечатление на все морские державы: вслед за Англией с 1 881 года миноносцы стала стро­ить Германия, с 1 886 года — Франция и США.

Строившиеся в 1 890-х годах в России и для ее флота за границей миноносцы «Сухум», «Гагры», «Поти», «Котлин» и другие значительно отличались друг от друга. За­казывая их, Морское министерство стреми­лось накопить опыт для последующей серий­ной постройки миноносцев. На некоторых из этих кораблей применялись новые техни­ческие решения: так, построенный по про­екту известного корабельного инженера Э.Е.Гуляева «Котлин» был первым в мире двухвинтовым миноносцем, на «Роченсальме» цилиндрические огнетрубные котлы за­менили более надежными и безопасными водотрубными; на «Выборге» и «Адлере» и других проводились испытания различных систем нефтяного отопления паровых кот­лов. Сравнение этих миноносцев позволило сделать выбор прототипа для их серийного строительства, которое началось в 1 892 го­ду. Головным кораблем серии стал «Пернов», построенный во Франции, на заводе Нормана в Гавре. По этому типу в 1 892— 1 898 годах было построено 24 корабля. Ми­ноносцы типа «Пернов» и следующие за ними — типа «Циклон», построенные в Пе­тербурге в 1 902— 1 904 годах, участвовали в Русско-японской войне.

Рост количества миноносцев, ставших грозным противником крупных кораблей, потребовал создания надежных средств

борьбы с ними. Эти средства развивались двумя путями — появилась скорострельная противоминная артиллерия, и одновремен­но создавались особые подклассы кораб­лей, способных защищать главные силы эс­кадр от групповых торпедных атак миноно­сцев. Так появились минные крейсеры и контрминоносцы (истребители миноносцев).

Первым минным крейсером русского флота стал «Лейтенант Ильин», построен­ный в 1 887 году на Балтийском заводе в Пе­тербурге. Он имел 1 5 скорострельных ору­дий и 4 торпедных аппарата, скорость хода составляла 20 уз. Вслед за ним, в 1 889 году Николаевское адмиралтейство построило минный крейсер «Капитан Сакен», отличав­шийся от своего прототипа сокращенным со­ставом артиллерийского вооружения.

Вторую серию минных крейсеров пред­ставляли шесть кораблей типа «Казарский», строившиеся в 1 889-1 896 годах германс­кой фирмой «Ф.Шихау» в Эльбинге, заво­дом «В.Крейтон и К°» в Або и Николаевским адмиралтейством. Последним минным крей­сером стал «Абрек», построенный заводом «В.Крейтон и К°». Эти корабли отличались большей скоростью хода и дальностью пла­вания.

«Лейтенант Ильин», «Капитан Сакен», «Воевода» и «Посадник» в боевых действи­ях участия не принимали, находились в со­ставе практических эскадр Балтийского и Черного моря для подготовки личного со­става.

«Всадник» и «Гайдамак» после их по­стройки в Финляндии были переведены на Дальний Восток. Они являлись главной мин­ной силой русской эскадры, сосредоточен­ной в 1 895 году в китайском порту Чифу: несли охранение, отрабатывали торпедные атаки, выполняли экстренные посыльные по­ручения. Универсальность этих кораблей после их модернизации (усиления артилле­рии, установки новых котлов и тралов) в пол­ной мере проявилась в Русско-японской вой­не. Помимо сторожевой службы и охраны внешнего рейда на подходах к Порт-Арту­ру, они обеспечивали проходы русской эс­кадры через минные поля в открытое море, охраняли ее в походе от миноносцев про­тивника. 31 марта 1904 года «Гайдамак» спас несколько десятков членов экипажа броненосца «Петропавловск» после его подрыва на мине. Оба минных крейсера ак­тивно действовали до конца осады крепос­ти, после чего были затоплены во избежа­ние их захвата противником.

В начале 1 890-х годов в России и за ру­бежом после проведения ряда учений и ис­пытаний выявилась неспособность находившихся в составе военно-морских флотов ми­ноносцев действовать совместно с эскад­рами, а минных крейсеров — надежно ох­ранять крупные корабли от атак минонос­цев противника. Назрела необходимость создания легких, но достаточно мореход­ных миноносных кораблей, превосходящих существующие миноносцы как по скорости, так и по вооружению.

В России к пониманию этой проблемы наиболее близко подошла комиссия из офи­церов и инженеров Черноморского флота, назначенная в конце 1 891 года для выбора лучшего типа такого корабля. Сформулиро­вав основные требования к новому «эскад­ренному» миноносцу, она сделала вывод о необходимости увеличения его главных размерений, определила минимальное водоиз­мещение 400 т, скорость не менее 25 уз и дальность плавания, позволяющую действо­вать в пределах всего Черного моря, а на Балтике — до Датских проливов.

Первым из русских миноносцев нового типа стал «Сокол», построенный в 1 895 году в Англии. По этому типу в 1 899— 1902 го­дах на отечественных заводах было пост­роено еще 26 миноносцев, часть из них при­няли участие в Русско-японской, Первой ми­ровой и Гражданской войнах. Обладая скоростью хода около 26 уз, повышенной мореходностью, более сильным артилле­рийским и торпедным вооружением, они на­столько превосходили по своим тактико-техническим элементам миноносцы прежней постройки, что прочно заняли их место в со­ставе русского флота. Их развитием стали построенные перед Русско-японской войной миноносцы типов «Форель», «Кит», «Буй­ный» и других — всего около 60 кораблей.

Миноносцы к этому времени стали са­мым многочисленным классом боевых над­водных кораблей: например, в составе рус­ского миноносного флота в 1 885 году чис­лилось 109 миноносок и 6 миноносцев, в 1 895 году — 105 миноносок, 51 миноносец и 8 минных крейсеров, а в 1905 году — 80 миноносок, 149 миноносцев и 9 минных крейсеров.

Рост главных размерений и водоизмеще­ния миноносцев повышал их заметность и уязвимость от противоминной артиллерии броненосцев и крейсеров. В этой связи возникла острая потребность в кораблях прин­ципиально нового типа, способных скрытно атаковать противника торпедами из-под воды. Благодаря прогрессу науки, техники и промышленности того времени это стало предпосылкой появления «полуподводных миноносцев» (подводных лодок в классифи­кации боевых кораблей русского флота тог­да еще не было).

В 1901—1903 годах в России был со­здан опытный полуподводный миноносец «Дельфин», в 1 904 году построена серия из шести кораблей типа «Касатка». В 1906 году полуподводные миноносцы были объявлены самостоятельным классом боевых кораблей и получили официальное наименование под­водных лодок. С тех пор началось создание подводных сил русского флота, которые с течением времени стали мощным средством ведения вооруженной борьбы на море.

Бурное развитие класса миноносцев в начале XX века привело к созданию кораб­лей, способных действовать в составе эс­кадр. Они предназначались для защиты крупных артиллерийских кораблей — лин­коров и крейсеров — от миноносцев про­тивника, а также для выполнения групповых торпедных атак. По классификации кораб­лей русского флота их отнесли к классу эс­кадренных миноносцев (эсминцев).

Опыт Русско-японской войны показал, что миноносцы являются универсальными кораблями, способными решать, кроме ос­новных, и ряд дополнительных задач: нести дозорную и разведывательную службу, ста­вить минные заграждения, поддерживать артиллерийским огнем приморский фланг армии и другие. В связи с этим возникла не­обходимость дальнейшего повышения море­ходных качеств, увеличения дальности и ав­тономности плавания, усиления вооружения.

Построенные в 1905—1907 годах на добровольные пожертвования населения на восстановление русского флота эсминцы Балтийского флота типов «Украина», «Финн», «Всадник» и «Охотник» имели водоизмеще­ние 500—615 т. Близкими к ним по основ­ным элементам были и эсминцы типа «Лей­тенант Шестаков», построенные в 1907— 1909 годах для Черноморского флота. Все они имели в составе главной энергетичес­кой установки котлы с угольным отоплением и паровые машины, обеспечивающие ско­рость хода 25 уз.

Постройка в 1 910—1913 годах на Путиловской верфи в Петербурге первого в России турбинного эсминца с котлами на неф­тяном отоплении, ставшего родоначальни­ком ряда серий кораблей этого типа, яви­лась коренным переворотом в развитии оте­чественных эсминцев. «Новик», который развил на испытаниях небывалую по тем вре­менам скорость 37,3 уз, имел значительно более сильное, чем его предшественники, артиллерийское и торпедное вооружение.

В 1910 году в составе русского флота было 10 миноносок, 98 миноносцев и 116 эсминцев; в 1915 году — 44 миноносца и 114 эсминцев; в 1917 году — 28 минонос­цев и 118 эсминцев.

Увеличение скорости и, особенно, уси­ление противоминного вооружения линкоров и крейсеров резко снизили возможность и эффективность торпедных ударов эсмин­цев. Поэтому скорость хода стала основ­ным (как тогда говорили — главнейшим) так­тико-техническим элементом эсминцев. Счи­талось, что только быстроходные корабли этого класса с усиленным торпедным воо­ружением могут рассчитывать на успешную борьбу с крупными кораблями противника.

Вместе с тем, в годы Первой мировой войны в составе флотов ведущих морских держав, наряду с эскадренными минонос­цами и подводными лодками, широкое бое­вое применение нашли более быстроходные и значительно менее заметные надводные корабли нового класса — торпедные кате­ра, которые в групповых атаках также дос­тигли значительных успехов.