Проектирование бронированного лидера (проекты 24 и 47)
Отсутствие в 1930-х годах убедительных подтверждений практической возможности создания бронированного лидера не стало препятствием для экзотических предложений проектантов, умы которых занимала идея М.А.Петрова. Первое упоминание о подобном корабле прозвучало 26 февраля 1934 года на заседании у наркома обороны М.Н.Тухачевского. От УВМС присутствовали И.М.Лудри и другие, в заседании принимал участие известный изобретатель Л.В.Курчевский. По результатам доклада изобретателя и последовавшей за тем дискуссии было принято решение приступить к проработке нового типа скоростного корабля с установкой на нем шести динамо-реактивных пушек (ДРП) калибром 305 мм системы Курчевского. Скорость корабля задавалась, как у лидеров эскадренных миноносцев—42 узла.
Позже, в течение 1934 года, Техническое управление ВМС рассматривало проект создания корабля водоизмещением около 4000 т, вооруженного четырьмя ДРП, но уже калибром 500 мм; Л.В.Курчевский разработал проект пушки (на уровне не выше эскизного), В 1934 году на эсминце «Энгельс» прошли испытания 305-мм пушки конструкции Курчевского, в том же году заводам «Большевик» (Ленинград) и «Баррикады» (Сталинград) было поручено изготовление опытного 500-мм ствола,
Уже к 1 декабря 1934 года на заводе «Большевик» в процессе обработки находились детали сопла и промежуточных слоев ствола; заводу «Баррикады» были заказаны кожух и труба. В результате был изготовлен в металле один опытный образец ДРП калибром 500 мм, который в 1935 году установили на эсминце «Карл Маркс» Балтийского флота и испытали в 1936 году. Однако после ареста Л.В.Курчевского эти работы были прекращены.
При разработке в!935 году кораблестроительной секцией НИИВК предэскизного проекта для подготовки ТТЗ на проектирование бронированного лидера принимались следующие условия: при дальности плавания кораблей экономическим ходом 2—2,5 тысячи миль создавался резерв водоизмещения, который позволял не только повысить мощность вооружения, но и обеспечить броневую защиту; в проект закладывался расчет на использование очень мощных и очень легких главных механизмов: их удельный вес принимался равным 6—8 кг/л.с., агрегатная мощность ГТЗА — от 70 до 90 тысяч л.с., что, безусловно, было слишком оптимистично.
По предэскизному проекту НИИВК артиллерийское вооружение лидера стандартным водоизмещением 3750 т составляло 12 орудий калибра 130-мм (10 из них — универсальные), шесть 45-мм зенитных полуавтоматов, четыре крупнокалиберных пулемета; торпедное вооружение — два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Бронирование лидера состояло из 50-мм вертикальной брони в районе машинно-котельных отделений и погребов артиллерийского боезапаса и 40-мм палубы (в тех же районах).
Оптимистичные взгляды на возможность создания энергетической установки с чрезвычайно высокими характеристиками привели разработчиков проекта к следующим данным:
полная мощность ГЭУ — 1 86 тыс. л.с.;
расчетная скорость полного хода — 50 уз;
дальность плавания экономическим ходом— 2100 миль.
ЦКБС-1 на основании ТТЗ ОК УВМС разрабатывало инициативный проект бронированного лидера-разведчика.
В ТТЗ на проектирование лидера указывалось:
«I. Назначение корабля.
1) Дальняя разведка: а) с уничтожением лидеров эсминцев и др. более слабых кораблей противника; б) с уклонением от крейсеров противника.
2) Самостоятельные операции набегового характера: а) внезапные обстрелы берегов; б) уничтожение лидеров, эсминцев, тральщиков и др. кораблей.
3) Участие в бою: а) отражение торпедных атак противника, б) тактическая разведка в незащищенном участке.
4) Крейсерская операция: а) уничтожение торговли; б) уничтожение одиночных транспортов; в) уничтожение конвоев со слабым прикрытием; г) нападение на сильный конвой.
5) Внезапное кратковременное нападение на фланг и тыл армии противника.
II. Основные оперативно-тактические требования к кораблю.
1) Скорость хода, достаточная для того, чтобы быстро догнать любой эсминец и уйти от любого крейсера, т.е. скорость не менее 45 узлов.
2) Вооружение, достаточное для уничтожения любого лидера, эсминца и вооруженного транспорта, т.е. не менее 6—8 орудий калибром не менее 130 мм (этот калибр достаточен также для обстрела берегов).
3) Увеличенный боезапас для крейсерских операций.
4) Защита от артснарядов эсминцев на средних дистанциях (70—100 кб) и защита с маневрированием от огня легких крейсеров.
5) Наличие оборудования для постановки мин заграждения.
6) Наличие торпедного вооружения на случай внезапной (ночной или в тумане) встречи с противником.
7) Зенитное вооружение для самообороны от авиации и торпедных катеров.
8) Химвооружение для самомаскировки.
9) Большой район плавания — 5000— 6000 миль».
Специалисты промышленности имели свои взгляды на этот тип корабля. Приняв главный калибр из восьми 130-мм неуниверсальных орудий и разместив их в четырех двухорудийных бронированных башенных артиллерийских установках, ЦКБС-1 усилило зенитную артиллерию до десяти 45-мм полуавтоматов, увеличив и состав торпедного вооружения —два четырехтрубных торпедных аппарата. Дальность плавания экономическим ходом принималась 2500 миль. Эти данные могли быть выполнены при принятии ЦКБС-1 собственного варианта энергетической установки с более реалистичными, чему НИИВК, данными: удельная масса механизмов 8,93 кг/л.с. (вместо 6,53 кг/л.с.) и агрегатная мощность 70 000 л.с., хотя в тот период предел агрегатной мощности отечественных ТЗА составлял 35 000 л.с.
Рекомендованный ОК УМС в декабре 1935 года вариант бронированного лидера (водоизмещение 3350 т, скорость хода 43 уз; восемь 130-мм орудий, десять 45-мм полуавтоматов, два четырехтрубных533-мм торпедных аппарата; бронирование борта 45 мм, палубы 21 -мм) был направлен в Главморпром, где подобное предложение восприняли как официальное задание на разработку проекта. Поэтому уже 10 февраля
1936 года заместитель начальника Главка П.Г.Гойнкис подписал наряд, которым ЦКБС-1 предписывалось «произвести разработку эскизного проекта и общего проекта бронированного лидера-разведчика» (проект 24).
18 февраля 1936 года проектные материалы эскизного проекта подписали начальник ЦКБС-1 В.Л.Бжезинский и главный конструктор группы легких быстроходных кораблей П.О.Трахтенберг.
Согласно проекту лидер имел следующие основные ТТЭ:
артиллерийское вооружение: восемь спаренных 130-мм орудий в четырех бронированных (35—60-мм) башнях (боезапас по 150 выстрелов на ствол и еще 50 в перегруз); два счетверенных 37-мм зенитных автомата (по 1500 выстрелов на ствол);
торпедное вооружение: два расположенных побортно четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата;
бронирование: борт и траверзы — 50 мм, палуба — 25 мм, боевые рубки — 35—60 мм — должно было защищать от 152-мм снарядов на дистанции боя 70—80 кб);
водоизмещение стандартное — 3400 т;
полный запас топлива — 950 т, дальность плавания экономическим 16-узловым ходом — 6000 миль;
скорость на испытаниях при водоизмещении 3650 т и двухвальной ГЭУ мощностью 100 000 л.с. - 47 уз.
Котельную установку составляли шесть прямоточных котлов с параметрами пара 75 атм и 450°С (по типу котлов МПН 70/75 конструкции проф. Л. К.Рамзина). Удельный вес главной двигательной установки принимался равным 8,8 кг/л.с., удельный расход топлива — 0,3 кг/л.с. ч, а пропульсивный коэффициент гребных винтов — 0,56.
В перегруз лидер должен был принять 50 мин заграждения, а для защиты корабля от мин противника предусматривались два комплекта носовых параванов.
Проект 24 не получил своего развития, но сразу после начала Второй мировой войны, в 1939 году, идея создания бронированного лидера возникла вновь.
Комиссией вице-адмирала С.П.Ставицкого (созданной совместным приказом заместителей наркомов ВМФ и судостроительной промышленности от 8 сентября 1939 года) было разработано задание на лидер, которому ставились задачи вывода в торпедную атаку и артиллерийской поддержки эсминцев, ПВО и ПЛО эскадры и постановки активных минных заграждений — бронированного корабля (промежуточного типа между небронированным лидером и легким крейсером) полным водоизмещением 4500 т, с 36-узловым ходом и артиллерией из десяти 130-мм универсальных орудий в легких двухорудийных башнях, восьми 37-мм зенитных автоматов в счетверенных установках и зенитных пулеметов. Броневая палуба со скосами должна была защитить его главную энергетическую установку от поражения 130-мм снарядами. Преимущества этого типа корабля, по сравнению с лидером проекта 1, заключались в увеличенной вдвое его огневой мощи (десять орудий главного калибра против пяти) и броневой защите: 70-мм пояс (с наклоном броневых плит 45° внутрь в районе машинно-котельных отделений, 25-мм палуба и 70-мм носовой траверз. Однако этот корабль проигрывал лидеру проекта 1 по максимальной скорости хода (36 уз против 43 уз «Ленинграда»).
11 января 1940 года по требованию начальника ГМШ ВМФ флагмана флота 2 ранга Л.М.Галлера в письме начальнику УК ВМФ калибр главных артиллерийских установок в ТТЗ на проектирование бронированного лидера был увеличен до 152 мм, а скорость хода — до 40 уз. Проект нового лидера, выполненный под руководством ведущего инженера Н.В.Брезгуна, получил номер 47. Проектирование такого лидера в нескольких вариантах предэскизного проекта, выполненного ЦКБ-17, показало невозможность уложиться в заданное водоизмещение (стандартное — около 4000 т, полное — около 5300 т), скорость хода — около 39 уз; восемь 130-мм орудий, десять 45-мм полуавтоматов, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата; бронирование борта — 50 мм, палубы — 25 мм, носовой траверз — 120 мм, кормовой — 75 мм. Это привело руководство ВМФ к концу 1940 года к отказу от создания лидеров такого типа. Тем не менее, в «Плане проектирования кораблей на 1941 г.» еще упоминался бронированный лидер эсминцев водоизмещением 2500-3000 т (проект 47). Окончание его эскизного проектирования намечалось на октябрь 1941 года. В качестве проектантов назывались ЦКБ-32, либо КБ завода №198. Однако в связи с началом Великой Отечественной войной проектирование лидеров проекта 47 не состоялось.