Проект 38

 

В соответствии с принятым ранее реше­нием была перепроектирована корма (при­няты более полные обводы) и внесены неко­торые коррективы в проект 1. При этом рас­считывали уменьшить дифферент на корму и увеличить скорость хода. Эту проблему рассмотрел Э.Э.Папмель в своей работе «Практический расчет гребного винта как решение общей проблемы работы системы «винт—корпус». Улучшенный проект лидера, получивший в 1935 году индекс 38, разра­батывался также ЦКБС-1.

В проекте 38 для облегчения «более пол­ной» кормы и проверки на практике зару­бежного (в частности, итальянского) опыта проектирования подобных кораблей, имев­ших высокие ходовые качества и кронштей­ны для гребных валов, выкружки заменили обычными кронштейнами. Подверглась ча­стичным изменениям также носовая над­стройка. Позже, при выполнении восстано­вительного ремонта на «Минске» было уси­лено зенитное вооружение: добавилась третья 76,2-мм установка 34-К. Пулеметами ДШК был вооружен лишь лидер «Тбилиси».

В соответствии с проектом 38 лидеры «Минск», «Баку» и «Тбилиси» укомплекто­вывались ПУС главного калибра типа «Мина» с ЦАС-2, а также КДП-4 (Б-12), ВМЦ-2 и ночными визирами 1-Н.

Для лидеров «Баку» и «Тбилиси» завод № 212 разработал и в 1939 году изготовил новую систему ПУТС — «Меч». Эта систе­ма имела состав приборов и решала зада­чи такие же, как и «Мина» I очереди. Но, в отличие от последней, цепь стрельбы новых ПУТС обеспечивала стрельбу торпедами «беглым огнем» из двух четырехтрубных (без растворения) торпедных аппаратов. Систе­ма «Меч» позволяла производить опреде­ление элементов движения цели, выработку рекомендаций на маневрирование своего корабля для занятия позиции залпа, выра­ботку аппаратного угла (поворота торпед­ных аппаратов) и передачу команды «залп» с командного пункта корабля. После про­ведения испытаний в 1939 году эта система была принята на вооружение лидеров.

В конце 1940 года НИГШИ разработал апериодический (автоматически регули­руемый по широте) высокоширотный гиро­компас «Полюс» (созданный по типу гиро­компасов «Сперри», поставляемых одно­именной американской фирмой). Он обес­печивал устойчивые показания курса на маневрировании корабля при широте мес­та от 0° до 80°. Один из таких гирокомпасов прошел испытания на лидере «Минск», но из-за начавшейся Великой Отечественной войны серийное их производство налажено не было.

Ограничения по времени не позволили коренным образом изменить проект, поэто­му существенных отличий в вооружении и оборудовании лидеров проекта 38 от лиде­ров типа «Ленинград» практически не было.