Проект 38
В соответствии с принятым ранее решением была перепроектирована корма (приняты более полные обводы) и внесены некоторые коррективы в проект 1. При этом рассчитывали уменьшить дифферент на корму и увеличить скорость хода. Эту проблему рассмотрел Э.Э.Папмель в своей работе «Практический расчет гребного винта как решение общей проблемы работы системы «винт—корпус». Улучшенный проект лидера, получивший в 1935 году индекс 38, разрабатывался также ЦКБС-1.
В проекте 38 для облегчения «более полной» кормы и проверки на практике зарубежного (в частности, итальянского) опыта проектирования подобных кораблей, имевших высокие ходовые качества и кронштейны для гребных валов, выкружки заменили обычными кронштейнами. Подверглась частичным изменениям также носовая надстройка. Позже, при выполнении восстановительного ремонта на «Минске» было усилено зенитное вооружение: добавилась третья 76,2-мм установка 34-К. Пулеметами ДШК был вооружен лишь лидер «Тбилиси».
В соответствии с проектом 38 лидеры «Минск», «Баку» и «Тбилиси» укомплектовывались ПУС главного калибра типа «Мина» с ЦАС-2, а также КДП-4 (Б-12), ВМЦ-2 и ночными визирами 1-Н.
Для лидеров «Баку» и «Тбилиси» завод № 212 разработал и в 1939 году изготовил новую систему ПУТС — «Меч». Эта система имела состав приборов и решала задачи такие же, как и «Мина» I очереди. Но, в отличие от последней, цепь стрельбы новых ПУТС обеспечивала стрельбу торпедами «беглым огнем» из двух четырехтрубных (без растворения) торпедных аппаратов. Система «Меч» позволяла производить определение элементов движения цели, выработку рекомендаций на маневрирование своего корабля для занятия позиции залпа, выработку аппаратного угла (поворота торпедных аппаратов) и передачу команды «залп» с командного пункта корабля. После проведения испытаний в 1939 году эта система была принята на вооружение лидеров.
В конце 1940 года НИГШИ разработал апериодический (автоматически регулируемый по широте) высокоширотный гирокомпас «Полюс» (созданный по типу гирокомпасов «Сперри», поставляемых одноименной американской фирмой). Он обеспечивал устойчивые показания курса на маневрировании корабля при широте места от 0° до 80°. Один из таких гирокомпасов прошел испытания на лидере «Минск», но из-за начавшейся Великой Отечественной войны серийное их производство налажено не было.
Ограничения по времени не позволили коренным образом изменить проект, поэтому существенных отличий в вооружении и оборудовании лидеров проекта 38 от лидеров типа «Ленинград» практически не было.