Проект 20И
Лидер «Ташкент» имел сравнительно легкую и рациональную конструкцию корпуса, удобную ходовую рубку в надстройке обтекаемой формы, закрытый штормовой коридор, позволявший перемещаться по всему кораблю без выхода на верхнюю палубу. Часть вспомогательных механизмов размещалась под съемным настилом довольно просторных машинных отделений.
Первое из двух основных требований, выдвинутых в задании на проектирование, а именно достижение необходимых скоростных характеристик, итальянская фирма гарантировала лишь при нормальном водоизмещении 3126 тонн и мощности ГЭУ около 100 000 л.с. Для достижения требуемого значительного района плавания запас топлива надо было увеличить до 1200 т, то есть вдвое по сравнению с лидерами проекта 1. Таким образом, полное водоизмещение лидера составило 41 75 тонн. Главные размерения лидера проекта 20И по сравнению с лидером проекта 1 возросли. Наибольшая длина составила 1 39,7 м (между перпендикулярами —133,3 м), ширина 13,7м, средняя осадка 3,98 м при стандартном водоизмещении 2836 тонн.
Поскольку производство корабельных турбин в Италии монополизировалось фирмой «Ансальдо» — основного конкурента фирмы «Орландо», на лидере установили английские турбины Парсонса. Для повышении живучести ГЭУ на лишенном бронирования и конструктивной подводной защиты корабле она была выполнена с применением эшелонной схемы расположения: с чередованием котельных и машинных отделений. Однако подобное расположение вызывало необходимость иметь очень длинные (и потому уязвимые) валопроводы при значительной общей протяженности отсеков главной энергетической установки, занимавших около половины длины корабля.
Проект предусматривал установку советского вооружения, в том числе 130-мм спаренных башенных установок новой конструкции, под которые итальянские конструкторы спроектировали соответствующие подкрепления. Предусматривалась также установка шести 45-мм полуавтоматов (в районе кормовой дымовой трубы), столько же 12,7-мм пулеметов, трех трехтрубных 533-мм торпедных аппаратов на палубе средней надстройки, а на верхней палубе — рельсов для мин заграждения.
Вместе с тем, как это часто бывает, недостатки «итальянского» лидера стали продолжением его достоинств. Высокая насыщенность корабля артиллерией главного калибра и торпедным вооружением не оставляла другого места для размещения зенитной артиллерии, кроме навесного мостика вокруг кормовой трубы, где должны были устанавливать все 45-мм полуавтоматы, которые можно было уничтожить одним попаданием снаряда или авиабомбы. Сами 45-мм установки 21 -К уже при постройке корабля были «вчерашним днем».
«Палкой о двух концах» стало даже такое новшество, как полностью закрытая рубка. Чрезвычайно удобная для управления кораблем на большой скорости и в свежую погоду, она не позволяла командиру вести непрерывное наблюдение за авиацией противника, когда важна каждая секунда для своевременного маневра при уклонении от воздушных атак.
Лидер «Ташкент» имел итальянские ПУС с ЦАС «Централь». Комплект ПУС был в принципе идентичен ПУС для лидера проекта 48 и отличался лишь спецификой размещения на корабле данного проекта. Их основу составлял модернизированный автомат стрельбы ЦАС-2М. Основное отличие его от предыдущих вариантов заключалось в полной адаптации для совместной работы с другими приборами.