Проект 20И

 

Лидер «Ташкент» имел сравнительно лег­кую и рациональную конструкцию корпуса, удобную ходовую рубку в надстройке об­текаемой формы, закрытый штормовой ко­ридор, позволявший перемещаться по все­му кораблю без выхода на верхнюю палу­бу. Часть вспомогательных механизмов размещалась под съемным настилом до­вольно просторных машинных отделений.

Первое из двух основных требований, выдвинутых в задании на проектирование, а именно достижение необходимых скорос­тных характеристик, итальянская фирма га­рантировала лишь при нормальном водо­измещении 3126 тонн и мощности ГЭУ око­ло 100 000 л.с. Для достижения требуемого значительного района плавания запас топ­лива надо было увеличить до 1200 т, то есть вдвое по сравнению с лидерами проек­та 1. Таким образом, полное водоизмеще­ние лидера составило 41 75 тонн. Главные размерения лидера проекта 20И по срав­нению с лидером проекта 1 возросли. Наи­большая длина составила 1 39,7 м (между перпендикулярами —133,3 м), ширина 13,7м, средняя осадка 3,98 м при стандартном водоизмещении 2836 тонн.

Поскольку производство корабельных турбин в Италии монополизировалось фир­мой «Ансальдо» — основного конкурента фирмы «Орландо», на лидере установили английские турбины Парсонса. Для повыше­нии живучести ГЭУ на лишенном брониро­вания и конструктивной подводной защиты корабле она была выполнена с применени­ем эшелонной схемы расположения: с чере­дованием котельных и машинных отделений. Однако подобное расположение вызывало необходимость иметь очень длинные (и по­тому уязвимые) валопроводы при значитель­ной общей протяженности отсеков главной энергетической установки, занимавших око­ло половины длины корабля.

Проект предусматривал установку со­ветского вооружения, в том числе 130-мм спаренных башенных установок новой кон­струкции, под которые итальянские конст­рукторы спроектировали соответствующие подкрепления. Предусматривалась также установка шести 45-мм полуавтоматов (в районе кормовой дымовой трубы), столько же 12,7-мм пулеметов, трех трехтрубных 533-мм торпедных аппаратов на палубе средней надстройки, а на верхней палу­бе — рельсов для мин заграждения.

Вместе с тем, как это часто бывает, не­достатки «итальянского» лидера стали про­должением его достоинств. Высокая насы­щенность корабля артиллерией главного калибра и торпедным вооружением не ос­тавляла другого места для размещения зе­нитной артиллерии, кроме навесного мос­тика вокруг кормовой трубы, где должны были устанавливать все 45-мм полуавтома­ты, которые можно было уничтожить одним попаданием снаряда или авиабомбы. Сами 45-мм установки 21 -К уже при постройке корабля были «вчерашним днем».

«Палкой о двух концах» стало даже та­кое новшество, как полностью закрытая руб­ка. Чрезвычайно удобная для управления кораблем на большой скорости и в свежую погоду, она не позволяла командиру вести непрерывное наблюдение за авиацией про­тивника, когда важна каждая секунда для своевременного маневра при уклонении от воздушных атак.

Лидер «Ташкент» имел итальянские ПУС с ЦАС «Централь». Комплект ПУС был в принципе идентичен ПУС для лидера проек­та 48 и отличался лишь спецификой разме­щения на корабле данного проекта. Их ос­нову составлял модернизированный авто­мат стрельбы ЦАС-2М. Основное отличие его от предыдущих вариантов заключалось в полной адаптации для совместной работы с другими приборами.