Проект 20И
11 января 1 937 года, почти через год с момента выдачи эскизного проекта, после необходимого его согласования и доработок на верфи фирмы ОТО в Ливорно был заложен лидер эсминцев, получивший вскоре наименование «Ташкент».
Одновременно с закладкой «Ташкента» было принято решение строить в Советском Союзе еще три однотипных корабля со сроками сдачи в 1938—1939 годах: два на судостроительном заводе № 190 в Ленинграде и один на заводе № 198 в Николаеве. Но этим планам осуществиться было не суждено, хотя на заводе № 1 90 подготовка к закладке лидеров велась полным ходом. Уже были присвоены заводские номера, головной корабль получил имя «Баку». Подготовка к его закладке была прекращена во второй половине 1937 года на стадии завершения плазовых работ — выявились большие трудности в перевыпуске итальянских чертежей из-за различия в технологии строительства, что ставило под сомнение получение заданных элементов.
В Ливорно, тем временем, стапельные работы шли полным ходом и 28 декабря 1937 года в условиях все осложнявшейся политической ситуации лидер «Ташкент» сошел на воду. Сложность обстановки в фашистской Италии характеризует эпизод, произошедший при передаче корабля нашей команде: при подъеме советского флага представитель фирмы ОТО сеньор Руже закончил свою речь словами: «Да здравствует фашизм, да здравствует Муссолини!». А.К.Усыскин, которому доверили быть переводчиком, нашелся и перевел эти слова так: «В конце речи господин Руже приветствует свое правительство!». Дословный перевод скорее всего привел бы военпреда в тюрьму на Родине...
17 марта 1938 года на приемных испытаниях, проходивших на мерной линии между мысами Меска и Клепна при водоизмещении 3422 т и мощности главной энергетической установки 125 500 л.с., корабль в течение 6 ч 10 мин сделал восемь галсов. Его средняя скорость хода из семи зачтенных пробегов получилась равной 43,553 уз, что в пересчете на спецификационное водоизмещение 3216 т соответствовало скорости 44,1 уз. 12-часовой режим испытаний экономическим ходом дал расчетное превышение дальности плавания на 10% (замеры расхода топлива производились в двух оттарированных цистернах с опломбированными каналами). Однако изменения уровня топлива от напора турбовентиляторов не учитывались, поэтому результаты испытаний признали недействительными, и фирме пришлось отказаться от причитавшейся премии (около 5% от стоимости корабля).
После удачных испытаний главной энергетической установки достройка «Ташкента» замедлилась: для его дооборудования и приемки понадобился еще один год. За это время в Италию прибыл советский экипаж. Командиром лидера назначили капитана 2 ранга Л.А.Владимирского, который очень серьезно отнесся к поручению. Ветеран ВМФ, контр-адмирал А.К.Усыскин вспоминал: «Нас сразу же покорил глубокий интерес Владимирского к кораблестроению. Льва Владимировича интересовали такие тонкости, которые не сразу поймет и узкий специалист...». В приемке «итальянского» лидера от ЦКБ-17 участвовал заместитель главного конструктора по механической части В.Г.Королевич, являвшийся наблюдающим при его постройке. Поскольку в проекте 20И итальянцы применили марки стали, не использовавшиеся ранее в отечественном судостроении, то в состав военно-морской комиссии Наркомата судостроительной промышленности, которая принимала «Ташкент» в Италии, был включен главный металлург Кировского завода Б.Г.Музруков. Большое внимание приемной комиссии привлекали новые системы, внедренные итальянцами. В обязательную программу приемных испытаний входили различные элементы, в том числе переход с основной системы управления на резервную.
Тщательно были проверены во время сдачи-приемки все резервные посты управления кораблем и оружием, а также средства борьбы за непотопляемость и с пожаром. Главные водонепроницаемые переборки разделяли корпус корабля на 1 5 отсеков. Водоотливные средства состояли из 1 3 водоструйных эжекторов общей производительностью 1100 т/ч.
Итальянская сторона с пониманием относилась к повышенным требованиям со стороны советских моряков. Дело в том, что с постройкой этого лидера фирма получила крупный заказ на строительство серии лидеров для итальянского флота типа «Attilio Regolo». Спроектированные с учетом опыта создания лидера «Ташкент», они по своим элементам практически являлись легкими крейсерами и в королевских военно-морских силах Италии относились именно к этому классу.
Приемный акт лидера «Ташкент» был подписан 19 апреля 1939 годов Ливорно, после чего корабль подготовили к переходу в Одессу, куда «Ташкент» пришел с советским экипажем.
Лидер совершил переход, будучи замаскированным под пассажирский теплоход. Чтобы ввести в заблуждение иностранцев при проходе через Черноморские проливы, между надстройками был натянут брезент с нарисованными на нем иллюминаторами и другой атрибутикой пассажирского судна, а также исключено перемещение личного состава по палубе.
6 мая 1939 года лидер «Ташкент» был передан фирмой «Орландо» ВМФ СССР.
Из Одессы «Ташкент» совершил несколько пробных выходов в Черное море, затем совершил переход в Николаев, где на нем установили временное вооружение — три одноорудийные установки Б-13 калибром 130 мм, так как штатные 130-мм двухорудийные башни Б-2ЛМ еще не были готовы. На лидере был установлен командно-дальномерный пост «Дуплекс» итальянской фирмы «Галилео».
За необычный голубоватый защитный цвет окраски корабля, принятый в итальянском королевском флоте, который решили сохранить для контраста с шаровым, принятым для окраски кораблей Черноморского флота, лидер «Ташкент» называли «голубым крейсеров».