Торпедное оружие в Великой Отечественной войне
Для советского флота торпеды в годы войны стали одним из главных видов морского оружия. На их долю приходится 35% потерь противника в боевых кораблях и 56% в транспортах. Применялись торпеды на всех театрах военных действий. Их основными носителями стали подводные лодки, морская авиация и торпедные катера. Эсминцы и лидеры использовали торпеды только дважды. Обобщенные данные, характеризующие применение торпед во время войны, приведены в таблице 2.
Таблица 2. Применение торпед в войне 1941—1945 гг.
Боевые носители |
Подводные лодки |
Морская авиация |
Торпедные катера |
Эсминцы |
Всего за войну |
Выпущено торпед |
1594 |
1294 |
845 |
16 |
3749 |
Потоплено кораблей и судов |
411 |
399 |
190 |
4 |
1004 |
Приходится торпед на 1 потопленный корабль |
3,9 |
3,3 |
4,4 |
4,0 |
3,7 |
Из таблицы видно, что наиболее интенсивно торпеды использовались подводными лодками. Как известно, основным видом боевой деятельности подводных лодок во время войны являлось нарушение коммуникаций противника.
Данные, характеризующие применение ими торпед в этих боевых действиях, приведены в таблице 3.
Таблица 3. Применение торпедного оружия подводными лодками на морских коммуникациях противника
Годы |
СФ |
КБФ |
ЧФ |
ВМФ |
||||||||
Naт |
Nт |
Nк |
Naт |
Nт |
Nк |
Naт |
Nт |
Nк |
Naт |
Nт |
Nк |
|
1941 |
53 |
95 |
31 |
40 |
28 |
8 |
24 |
43 |
5 |
117 |
166 |
44 |
1942 |
76 |
142 |
46 |
- |
167 |
48 |
40 |
89 |
16 |
116 |
448 |
110 |
1943 |
81 |
261 |
49 |
- |
- |
- |
87 |
170 |
27 |
168 |
431 |
76 |
1944 |
50 |
130 |
22 |
61 |
132 |
33 |
40 |
85 |
14 |
151 |
347 |
69 |
1945 |
- |
- |
- |
52 |
152 |
26 |
- |
- |
- |
52 |
152 |
26 |
За войну |
260 |
678 |
148 |
153 |
479 |
115 |
191 |
387 |
62 |
604 |
1544 |
325 |
Примечание: Naт — число атак с выпуском торпед; |
Как следует из таблицы, при действии на коммуникациях подводные лодки выстрелили 1544 торпеды, которыми были потоплено 325 транспортов и кораблей охранения. Наиболее интенсивно торпеды использовались подводными лодками Северного флота, особенно в 1942—1943 гг., когда ими было потоплено около ста кораблей и судов противника. Годом наиболее интенсивного применения торпед на Черном море стал 1943-й. Подводники Балтики в течение всей войны торпеды применяли приблизительно с одинаковой интенсивностью. Исключение составил 1943 год, когда лодки Балтийского флота оказались полностью заблокированы в Кронштадте и Ленинграде. Не участвовали в боевых действиях в 1945 г. подводные лодки Северного и Черноморского флотов. Для них война к этому времени уже закончилась.
Первая успешная торпедная атака во время войны была осуществлена на Северном флоте. Подводная лодка «Щ-402» (старший лейтенант Н.Г.Столбов) торпедировала в гавани Хоннингсван немецкий транспорт.
Основным способом применения торпед в начале войны была стрельба одиночной торпедой. Однако она оказалась неэффективной, приводила к частым промахам, а то и просто к отказам от стрельбы, если дистанция превышала 6—8 кб. К концу 1941 г. на Северном флоте начал внедряться новый способ применения торпед — стрельба двумя, тремя и более торпедами с временным интервалом. Новый способ не нуждался в переоборудовании лодок и был достаточно прост. Помимо угла упреждения командиру требовалось рассчитать еще интервал между выпуском торпед. Простота и эффективность нового способа обеспечили ему быстрое распространение и на других флотах. Одиночными торпедами теперь стреляли только «малютки», весь боекомплект которых состоял из двух торпед. В 1943 г., когда на флоты стали поступать модернизированные приборы курса МО-3 (модернизированный Обри), подводные лодки приступили к освоению залповой стрельбы с углом растворения. Такая стрельба получила название «веером».
Основным средством целеуказания для торпед в течение всей войны оставался перископ. В надводном положении ночью или в малую видимость командиры пользовались ночным прицелом. Гидроакустикой в начале войны пользовались редко. Первая перископно-акустическая атака была выполнена на Северном флоте 14 апреля 1942 г. подводной лодкой «М-173» (капитан-лейтенант В.А.Терехин). В условиях плохой видимости по данным перископа и гидроакустики было торпедировано судно противника. Однако чисто акустические атаки широкого распространения в войну так и не получили.
Помимо действий на коммуникациях противника торпедное оружие подводными лодками использовалось и для решения других задач, в частности, при защите своих коммуникаций. Примером таких действий является хорошо известная атака 5 июля 1942 г. подводной лодкой Северного флота «К-21» (капитан 2 ранга Н.А. Лунин) немецкого линкора «Тирпиц».
Не ставилась во время войны перед подводными лодками как самостоятельная задача и уничтожение лодок противника. Тем не менее с применением торпед решалась и она. Первая успешная атака подводной лодки противника осуществлена на Балтике 11 августа 1941 г. Подводная лодка «Щ-307» (капитан-лейтенант Н.И.Петров) в надводном положении обнаружила всплывающую лодку противника. По готовности аппаратов «Щ-307» произвела двухторпедный залп. Одна из торпед попала в цель, лодка затонула.
Какими же торпедами воевали подводники? В основном это были два образца — 53—38 и 53—38у. Новые торпеды 53-39 и ЭТ-80 начали поступать на флот лишь в 1943 г. и то в ограниченном количестве. Использовать их в широких масштабах не удалось. Всего было выстрелено 28 торпед 53-39 и 16 торпед ЭТ-80.
Первые атаки с использованием электроторпед были осуществлены на Северном флоте. 24 августа 1944 г. подводная лодка «С-15» (капитан 3 ранга Г.И.Васильев) атаковала четырьмя торпедами ЭТ-80 крупный транспорт. Две торпеды попали в цель, транспорт затонул. 10 сентября 1944 г. подводная лодка «С-51» (капитан 3 ранга И.М.Колосов) обнаружила конвой — два транспорта в сопровождении трех кораблей. Сблизившись с одним из транспортов на дистанцию 7 кб, командир выстрелил четырьмя торпедами ЭТ-80. На их пути оказался корабль охранения. В него попало две торпеды. Корабль затонул мгновенно. Одна торпеда попала в транспорт, который потерял ход и загорелся.
Вторыми по интенсивности применения торпедного оружия после подводных лодок идут самолеты-торпедоносцы. Первые два года обстановка на фронтах была такова, что торпедоносную авиацию использовали, как правило, в бомбардировочном варианте и по сухопутным целям. Например, в 1941 г. на всех флотах было использовано всего 24 авиационных торпеды, и то в основном по береговым объектам. Интенсивность применения торпедоносной авиации по прямому назначению начала возрастать лишь с конца 1942 г. Своего максимума она достигла в 1943 г., когда боевой расход авиационных торпед составил 576 шт. Особенно интенсивно в 1943 г. торпедоносцы использовались на Балтике. Создав в Финском заливе два мощных противолодочных рубежа — Гогландский и Нарген-Поркаллаудский, немцы полностью закрыли подводным лодкам выход в Балтийское море. В этих условиях на морских коммуникациях противника могла действовать только морская авиация. Основным способом действия торпедоносцев стали крейсерские полеты одиночных самолетов — «свободная охота». В первом же таком полете 28 мая 1943 г. капитан ВА.Балебин обнаружил и потопил транспорт. Всего за 1943 г. балтийские торпедоносцы сделали 230 самолетовылетов. 93 из них завершились атакой, почти 60% из которых были успешными — потоплено 49 транспортов, 3 танкера и 3 сторожевых корабля.
Основным образцом торпед, которые использовались авиацией в войну, стала торпеда 45-36АН. Высотное торпедометание оказалось неэффективным и в войну практически не применялось.
Атака с использованием торпед низкого торпедометания требовала от летчика исключительного мужества. Идя на малой высоте, летчик должен был строго выдерживать постоянный курс и скорость. Это давало противнику возможность вести по самолету эффективный прицельный огонь. Стреляла вся корабельная артиллерия от зенитных пулеметов до орудий главного калибра. Торпедоносцы несли большие потери.
Весной 1944 г. родился новый метод — совместная атака торпедоносца с бомбардировщиком-топмачтовиком. Первым на максимальной скорости в атаку шел топмачтовик. Бомбы сбрасывались на малой высоте за 200—300 м от цели. Не успев прийти в вертикальное положение, они рикошетировали, поражая корабль-цель в борт. В это же время за 600-700 м от цели торпедоносец сбрасывал торпеду. Ее попадание и завершало поражение цели.
На Северном флоте авиация широко использовала методы массированного наступательного боя. Например, 20 июля 1943 г. в районе о. Варде удар по конвою наносили 6 торпедоносцев и 17 бомбардировщиков. Их прикрывали 17 истребителей. Всего в войну авиацией было израсходовано 1294 торпеды, потоплено 399 кораблей и транспортов противника.
Как уже упоминалось, основным классом надводных кораблей, использовавших во время войны торпедное оружие, были торпедные катера. Лидеры и эсминцы применяли торпеды только дважды. Первый раз в декабре 1942 г. на Черном море — эсминцы «Беспощадный» (капитан-лейтенант В.А.Пархоменко) и «Бойкий» (капитан-лейтенант Г.Ф.Годлевский), совершая набег на румынское побережье, неожиданно, в тумане наскочили на конвой противника. Предположительно, торпедами, были потоплены два транспорта и корабль охранения. Второй раз — на Северном флоте, в ночь на 20 января 1943 г. в районе о. Варде лидер «Баку» (капитан 3 ранга Б.П.Беляев) и эсминец «Разумный» (капитан 3 ранга В.Ф.Федотов) атаковали конвой из двух транспортов в охранении трех кораблей. С дистанции 26 кб «Баку» произвел четырехторпедный залп. Одна из торпед попала в цель, транспорт затонул.
Что касается торпедных катеров, то тактика их действия по мере приобретения боевого опыта непрерывно совершенствовалась. Начали с метода «засад», затем перешли к «свободной охоте», далее к массированным ударам по конвоям дивизионами и, наконец, к совместным действиям соединений катеров с авиацией. Первого боевого успеха в войну достигли катерники Балтики — 13 июля 1941 г. группа катеров под командованием старшего лейтенанта В.П.Гуманенко успешно атаковала конвой противника. Всего за войну торпедные катера произвели 378 атак, израсходовали 845 торпед, уничтожили 190 кораблей и судов противника. Заметим, что стреляли торпедные катера не только по кораблям и транспортам противника. При высадке десанта в Новороссийск в ночь на 10 сентября 1943 г. катера выпустили по берегу 44 торпеды, уничтожили 22 ДОТа, 10 огневых точек противника, прожектор и десятки солдат.
Таковы вкратце некоторые данные о боевом применении торпедного оружия в годы Великой Отечественной войны. Врочем, нельзя не сказать еще об одной характерной особенности отечественных торпед — высокой надежности. Ни в одном из документов, касающихся боевого использования торпед, не упоминается о случаях отказа, потопления или невзрыва торпеды при попадании в цель. Применявшиеся в войне образцы отечественных торпед были не только просты в эксплуатации, но и надежны в бою.
Погрузка торпеды на подводную лодку
И еще один вопрос — как снабжались флоты во время войны торпедным оружием? Данные, характеризующие наличие торпед на флотах к началу военных действий, приведены в таблице 4. Главная особенность обеспечения флота заключалась в том, что с первых дней войны положение дел в Торпедостроительной промышленности резко ухудшилось. В связи с эвакуацией большинства заводов производство торпед сократилось более чем в 5 раз. Как видно из таблицы 5, расход торпед, обусловленный, кстати, не только их боевым использованием, но и боевыми потерями, уже в 1942 г. значительно превысил возможности торпедостроительной промышленности.
В этих условиях Минно-торпедное Управление принимает срочные меры: с Тихого океана на действующие флоты перебрасывается более 1200 торпед, корабельные 45-сантиметровые и авиационные торпеды высотного торпедометания переделываются в торпеды 45-36АН, на подводные лодки с 53-сантиметровыми аппаратами подаются 45-сантиметровые торпеды. Все работы по переделке торпед выполнялись флотскими Мастерскими и арсеналами. Торпедостроительные заводы, как и вся промышленность западных областей, были заняты эвакуацией. Первым в далекий путь отправился из Большого Токмака завод «Красный Прогресс». В августе 1941 г. его эшелоны прибыли в Махачкалу. Здесь на базе «Дагдизеля» срочно начали готовить производство 45-сантиметровых торпед. Хозяева, выпускавшие в это время торпеду 53-38у, готовились к выпуску нового образца — 53-39. Однако война распорядилась по-своему. Вскоре оба завода вынуждены были эвакуироваться. Их путь лежал через Каспийское море в Казахстан.
На новом месте в Алма-Ате все пришлось начинать с нуля. Прибывшее оборудование временно разместили в подвалах табачной фабрики, в кинотеатре. Начали со строительства цехов. Станки и оборудование монтировали одновременно с возведением стен. К изготовлению торпед приступили задолго до установки перекрытий и крыш. Даже электроэнергией себя обеспечивать пришлось самим. На ближайшей речке построили каскад электростанций. Турбины спроектировали и построили сами. Так или иначе, но к 1943 г. производство было запущено. Завод приступил к выпуску торпед 53-38у и 53-39. Впрочем, «Дагдизель» в Алма-Ате оставался недолго, в 1944 г. возвратился в Махачкалу. Его основной продукцией стали авиационные торпеды 45-36АН.
В июле-августе 1941 г. свою нелегкую одиссею начали и ленинградские заводы «Двигатель» и им. К.Е.Ворошилова. Один из эшелонов «Двигателя» не успел прорваться через сжимающееся кольцо окружения. Пришлось возвращаться в Ленинград. Оборудование снова установили в цехах. Однако в связи с прекращением электроэнергии в декабре завод встал. Правда, в феврале 1942 г. работу уже смогли возобновить. Кроме оказания помощи торпедистам Кронштадта, завод начал производство катерных электромагнитных тралов. Массовое применение неконтактных мин делало их в Ленинграде особенно необходимыми.
Таблица 4. Наличие торпед на флотах к началу войны
Образцы |
СФ |
КБФ |
ЧФ |
ТОФ |
Всего в ВМФ |
53-38, 53-38у |
458 |
950 |
649 |
950 |
3007 |
53-27 |
68 |
350 |
222 |
1272 |
1912 |
45-36Н, 45-36НУ |
99 |
327 |
398 |
488 |
1312 |
45-36АН, 45-36АВ-А |
28 |
699 |
280 |
1068 |
2075 |
Всего торпед |
653 |
2326 |
1S49 |
3778 |
8306 |
Таблица 5. Боевые расходы и поставки торпед от промышленности
Изменение количества торпед |
Годы |
||||||
1938 |
1939 |
1940 |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
|
Поступление торпед от промышленности |
472 |
1841 |
2671 |
3246 |
579 |
349 |
456 |
Боевой расход торпед |
- |
- |
- |
887 |
978 |
1318 |
1702 |
Процент покрытия боевого расхода торпед |
- |
- |
- |
360 |
59 |
27 |
27 |
Пробившиеся на восток эшелоны прибыли в Уральск. Разместились в 8 км от города в судоремонтных мастерских. На новом месте завод начинался с 233 единиц технологического оборудования, 266 рабочих и служащих, 372 членов их семей. Отдельные участки удалось запустить уже в ноябре 1941 г. Вскоре начали выпускать уже первую продукцию — мины обр. 1908 г. Во всем преобладал ручной труд: свободная ковка пневмомолотом, вырезка заготовок электрорезкой, литье в землю, ручная выколотка и т.д. В 1942 г. завод приступил к разработке документации и изготовлению торпед ЭТ-80. В декабре 1942 г. сюда для изучения была доставлена немецкая торпеда Ж-7Е. Первую партию торпед ЭТ-80 завод выпустил в начале 1943 г.
Впрочем, война шла к концу. В середине 1944 г. первая группа рабочих и инженеров завода «Двигатель» возвратилась в Ленинград. Началось восстановление торпедного производства. Шла установка репарационного оборудования из Германии, детально изучались трофейные образцы: Ж-7А, Ж-7Е, T-V. Что же касается производства, то основной продукцией завода стала ЭТ-80. Выпускалась она до 1954 г.
Естественно, что в условиях военного времени, острого недостатка специалистов и эвакуации заводов разработку новых образцов торпедного оружия в промышленности практически пришлось прекратить. Первой, возобновившейся еще до окончания войны, крупной конструкторской работой стала самонаводящаяся торпеда.