Первая торпеда против подводных лодок
Необходимость противолодочных торпед особенно остро проявилась во время второй мировой войны. Поиск путей создания таких торпед начался в НИМТИ в 1950 г. Предстояло решить три главных задачи: во-первых, обнаружить подводную лодку на всех глубинах ее погружения; во-вторых, обеспечить пространственное управление торпедой при ее наведении на лодку-цель и, в-третьих, подорвать заряд ВВ в непосредственной близости от цели.
Для решения первой задачи требовалось создать двухплоскостную систему обнаружения. Рассматривалось несколько вариантов систем, все — акустические пассивного принципа действия. И все же каждая обладала своими положительными и отрицательными качествами. Как выбрать лучшую из них? Сделать это только теоретически не представлялось возможным.
Оригинальное решение предложили специалисты НИМТИ. Его суть заключалась в проведении подледных стоповых испытаний. В этих условиях постоянный температурный градиент и неизменные отражающие свойства льда и грунта позволяли достаточно точно оценить и сравнить возможности каждой из акустических систем. Исследования проводились на Ладоге в одной из глубоководных бухт. На ледовом полигоне установили палатки-лаборатории. С ближайшего острова подвели электроэнергию. В качестве имитатора цели использовался специально разработанный шумоизлучатель, излучающий практически весь спектр шумов подводной лодки. Будучи строго ориентированы друг на друга, излучатель и испытываемая аппаратура опускались под лед на заданную глубину. Выбранный по результатам стоповых испытаний вариант аппаратуры — пассивная система, «работающая» на равносигнальном принципе в горизонтальной плоскости и максимально дифференциальном в вертикальной, подтвердила свои возможности и на ходовых испытаниях.
Для решения второй задачи требовалось создать систему управления торпедой по глубине. Было разработано два варианта системы: в виде сильфонномаятникового прибора (СМП) и гидростатического замыкателя (ГЗ-III). Обе системы прошли натурные испытания на ходовых макетах.
И та и другая надежно обеспечивали выход торпеды на глубину поиска, пространственное наведение по сигналам акустического обнаружения и программное движение на глубине потери цели в случае прекращения с ней контакта. При передаче работ в промышленность выбор пал на СМП. Наконец, для обеспечения взрыва заряда ВВ помимо контактного взрывателя был предусмотрен активный электромагнитный взрыватель кругового действия.
В 1954 г. специалисты НИМТИ провели стоповые и ходовые испытания торпеды. Руководил испытаниями, как и всеми работами по созданию торпеды, В.М.Шахнович, впоследствии инженер-полковник, доктор технических наук, профессор, крупный ученый в области торпедной гидроакустики. Результаты испытаний полностью подтвердили возможность создания торпеды с заданными тактико-техническими характеристиками.
Прибор курса в системе управления торпедой СЭТ-53 в горизонтальной плоскости |
На следующий год все работы были переданы в промышленность. Главным конструктором торпеды стал В.А.Поликарпов. В 1956 г. по разработанной в НИИ-400 документации завод «Двигатель» изготовил 8 экспериментальных торпед. В том же году на глубоководных полигонах Ладоги начались их испытания. Контрольные стрельбы в условиях солености проводились на Черном море. В следующем году торпеда была предъявлена на государственные испытания. Проводились они в 1957 г. также на Ладожском озере. Всего было сделано 54 выстрела.
Одной из главных задач испытаний явилась оценка точности вывода торпеды на цель. Она проверялась в два этапа. Сначала стреляли по неподвижному излучателю, имитирующему цель. Точность прохождения на этих стрельбах оценивалась с помощью специального отметчика места прохода торпеды (ОМП), реагирующего на электромагнитное поле неконтактным взрывателя. В качестве дополнительного контроля использовались обычные легкие сети. Торпеды в их ячейках оставляли четкие прорывы. Данные в ОМП и прорывы в сетях показали достаточное совпадение. На втором этапе стрельбы проводили по движущемуся источнику шума — излучателю, установленному на торпеде, идущей со скоростью 14,5 узлов. Точность наведения на этом этапе оценивалась чисто качественно.
Валерий Моисеевич Шахнович (1910-1989 гг.)
Радиус действия неконтактного взрывателя проверялся стрельбой прямоидущими торпедами по подводной лодке в надводном положении. Место прохода торпеды относительно корпуса лодки фиксировалось визуально по воздушным пузырькам из специально установленного в практическом зарядном отделении торпеды воздушного баллончика. Расстояние между корпусом подводной лодки и торпедой в момент срабатывания НВ определялось как разность между глубиной хода торпеды и осадкой лодки.
Завершающим эпизодом испытаний стал выстрел боевой торпедой по понтону с установленным на нем излучателем шума. Понтон водоизмещением 400 т диаметром 5,3 м был заглублен на 50 м. По данным радиолокации подводная лодка выстрелила торпеду с дистанции 10 кб. Торпеда шла на глубине 100 м под углом 4° от направления на понтон. В результате обнаружения работающего шумоизлучателя и наведения торпеды на понтон сработал взрыватель. Раздался взрыв, понтон затонул. В 1958 г. первая отечественная противолодочная торпеда была принята на вооружение. Торпеда получила наименование СЭТ-53. Она имела скорость 23 узла и дальность хода 6 км с батареей B-6-IV и 7,5 км с батареей Т-7. В 1963 г. торпеда прошла модернизацию. В результате внедрения серебряно-цинковой батареи ТС-3 ее скорость и дальность хода возросли до 29 узлов и 14 км. Торпеда получила наименование СЭТ-53М.
В 1965 г. группа специалистов, принимавших участие в создании первой отечественной противолодочной торпеды, в том числе В.М.Шахнович и В.А. Поликарпов была удостоена Ленинской премии.