Царское наследие

 

Строительство канонерских лодок для России с ее огромными мелководными прибрежными акваториями, пограничными реками большой протяженности и многочисленными озерами, являлось традиционным. Но перед Первой мировой войной пополнение мореходных канонерок не планировалось. Последние из них вошли в строй в 1910 г. Всего же на 1917 г. в составе российского флота имелось одиннадцать мореходных канонерских лодок. Родная сестра легендарного Корейца - Манджур находилась во Владивостоке, а не менее древние Донец, Терец и Кубанец входили в состав Дунайской военной флотилии. Пять мореходных канонерских лодок имелось на Балтике. Из них Гиляк, Бобр и Хивинец являлись относительно новыми кораблями, а Храбрый и Грозящий вступили в строй еще в конце XIX века. Наиболее современные дизельные канонерские лодки Ардаган и Каре с 1911 г. несли службу на Каспии.

Из всех этих мореходных канонерских лодок, Гражданскую войну в пригодном для эксплуатации состоянии пережили только Храбрый и Хивинец на Балтике, да каспийские корабли. Поскольку при подготовке к постройке современных мореходных канонерских лодок, советские конструкторы за исходный прототип брали последние российские корабли этого класса, то давайте рассмотрим их поподробнее.

Самая старая из царского наследия канлодка Храбрый оказалась одной из долгожительниц отечественного флота: вступив в строй в 1897 г., она пошла на металл только в 1960 г. Дольше ее Отечеству послужил броненосец Петр Великий — 82 года. Строилась Храбрый для Балтики, где она и прослужила всю свою жизнь. Главным ее предназначением мыслилась борьба с кораблями противника в шхерных и мелководных районах, артиллерийская поддержка приморского фланга сухопутных войск. Для этих целей первоначально она имела две 203-мм и одну 152-мм пушки, но в 1916 г. получила пять новых 130/55 орудий. Естественно, в силу своего почтенного возраста далее в 20-х годах она не рассматривалась в качестве возможного прототипа будущих советских канонерок. Не подходила для этих целей и канонерская лодка Хивинец. Этот корабль создавался как стационар для района Персидского залива и реки Тигр. Отсюда всего два 120-мм орудия главного калибра, но зато несравненно лучшие, чем на предшественницах, бытовые условия. На Хивинце имелись три рефрижераторные машины для охлаждения погребов и жилых помещений. В Персидский залив канлодка не попала, но до весны 1914 г. служила в Средиземном море.

Революцию не пережили наиболее современные мореходные канонерские лодки типа Гиляк. Однако именно они, прежде всего, заинтересовали советских проектантов. Предназначались эти корабли для обороны участка реки Амур от ее устья до Хабаровска. Они должны были вести бои с кораблями противника на минно-артиллерийской позиции в Амурском лимане, а также на речных плесах. Кроме этого на них возлагалась задача артиллерийской поддержки немногочисленных гарнизонов в нижнем течении Амура. Учитывая малочисленность пунктов базирования в том районе, корабли проектировали со сравнительно большой дальностью плавания и автономностью. Правда, как выяснилось уже в ходе испытаний, мореходность этих канлодок оказалась низкой. Все четыре корабля типа Гиляк на Дальний Восток не попали и остались на Балтике, где их ценность из-за слабости вооружения оказалась незначительной. Это привело к тому, что, например, Бобр всю Первую мировую войну использовался в качестве плавбазы тральщиков. Что касается будущих советских кораблей, то от этих канлодок в новый проект перенесли только... их боевые задачи для Амура.

Последними представителями подкласса мореходных канонерских лодок стали Каре и Ардаган, построенные на Адмиралтейском заводе для Каспийской флотилии. Их отличительной чертой стала дизельная главная энергетическая установка. Причина ее появления очень прозаична - нефтепродукты в том регионе являлись самым дешевым и доступным топливом. Это были в полном смысле мореходные корабли, их вооружение составляло два 120-мм и четыре 75-мм орудия, что для Каспия считалось вполне достаточным.

Как уже отмечалось, для обороны нижнего течения Амура планировалось использовать мореходные канонерские лодки типа Гиляк. Однако из-за своей осадки они не могли эффективно действовать выше Хабаровска, где река становилась пограничной. Поэтому в октябре 1904 г. заключается контракт на постройку десяти речных канонерских лодок: Бурят, Монгол, Орочанин, Вогул, Вотяк, Калмык, Киргиз, Корел, Сибиряк и Зырянин.

Корабли строил на Волге Сормовский завод, а затем их отправляли секциями по железной дороге в поселок Кокуй на реке Шилка, где собирали на временных стапелях. Когда первые канлодки находились уже в высокой степени готовности, Морское министерство решило усилить их защиту и артиллерийское вооружение, что повлекло за собой увеличение водоизмещения и осадки. Первые три корпуса достроили по первоначальному проекту. Эти корабли отнесли к типу Бурят. Их артиллерийское вооружение состояло из двух 75-мм орудий Канэ на станках Металлического завода и четырех переносных пулеметов. Боевую рубку, элеваторы и носовую часть мостика прикрыли 12-мм броней. В начале летней кампании 1908 г. на них установили по две 64-мм десантные пушки системы Барановского. В 1910 г. Все лодки оснастили 1,5-киловаттными радиостанциями фирмы Телефункен.

Семь оставшихся канонерских лодок, отнесенных к типу Вогул, решили достраивать по переработанному проекту. Согласно ему борта и палуба защищались броневыми листами толщиной 9,5-12,7 мм, а вооружение состояло из двух 120/45 орудий, одной 122-мм гаубицы и четырех пулеметов. В июне 1910 г. все семь лодок оснастили радиостанциями.

Военная карьера канонерских лодок типа Вогул сложилась своеобразно: с началом Первой мировой войны их разоружили и передали на хранение в порт, а артиллерию отправили на действующие флоты. Из трех канлодок типа Бурят сохранились только две головных: их увели на Сахалин японские интервенты, а затем в 1925 г. вернули. Орочанин, дабы он не достался японцам - взорвали. Из семи модифицированных канлодок Зырянин, Калмык, Киргиз и Корел также погибли в годы интервенции. Таким образом, к 1925 г. из десяти речных канонерских лодок осталась половина: Бурят, Монгол, Вогул, Вотяк и Сибиряк.

Еще при проектировании речных канонерских лодок для Амура, высказывалось мнение о недостаточности дальности плавания кораблей. Амур хоть и река, но на ее берегах имелось сравнительно мало портов, где бы могли бункероваться канлодки. Это, а также желание иметь действительно современные корабли, не уступавшие, как минимум, башенным канлодкам Австро-Венгрии, привело к созданию по своему уникальных и, безусловно, самых мощных в мире речных кораблей типа Шквал. Эти канлодки имели на вооружении два 152-мм и четыре 120-мм орудия в башнях. Линейно-ромбическое расположение башен позволяло вести огонь всеми орудиями на любой борт и трем башням из четырех в нос или корму. Лодки по всей длине защищались броневым поясом (13-100-й шп) толщиной 76,2 мм, такой же броней закрывались стенки башен. В оконечностях корпуса толщина брони уменьшалась до 38,1 мм. В процессе проектирования решили важную для речных судов проблему -- устранение «присасывания» днища к грунту на больших скоростях, создающего значительный дифферент на корму. Главная энергетическая установка состояла из четырех дизелей Коломенского завода по 260 л. с. или завода «Людвиг Нобель» по 250 л. с. Лодки этого типа имели повышенную прочность корпуса, которая достигалась усилением поперечного набора и двойным дном на протяжении всей длины судна. Непотопляемость корабля обеспечивали одиннадцать водонепроницаемых переборок и водоотливная система из двенадцати водоструйных эжекторов производительностью по 80 т/ч. Даже машинное отделение делилось водонепроницаемыми переборками на три отсека, что значительно повышало живучесть дизельной установки и корабля в целом. Для защиты от различного рода плавающих предметов средние винты помещались в туннеле.

Лодки, получившие названия Тайфун, Шквал, Шторм, Смерч, Гроза, Вихрь, Вьюга и Ураган, заложили на специально возведенных стапелях Балтийского завода. Корпуса собирали на временных болтах, все детали тщательно подгоняли, чтобы сократить и упростить их сборку в Кокуе. Как ни странно, но эти корабли за исключением Грозы пережили Гражданскую войну с интервенцией и остались в составе советской Амурской флотилии. Правда, все они по нескольку раз выводились из строя, так что требовали капитального ремонта. Кроме этого еще в годы мировой войны с них сняли главные дизеля для строившихся подводных лодок типа Барс. Всего ими оснастили 14 подлодок. Естественно обратно эти двигатели уже не вернулись.

Начавшаяся Первая мировая война продемонстрировала, что речные корабли требуются не только на Дальнем Востоке, но и на Европейском театре войны. Особую актуальность «речному вопросу» придавало российское бездорожье, когда зачастую реки являлись чуть ли не единственными коммуникациями в прифронтовой полосе. Для их защиты наиболее оптимальным средством и являлись речные корабли. Не удивительно, что их заказчиком в 1915 г. стало Главное военно-техническое управление (ГВТУ) Военного ведомства, то есть Армия, а не Флот. Предполагалось иметь три речных бронеотряда на Немане, Нарве и Висле. Состав каждого определялся в три канонерские лодки, шесть катеров-разведчиков, шесть дозорных и посыльных катеров, а также четыре шлюпки-тральщика с подвесным мотором.

Сравнительно маловодные реки западных регионов России предъявили совершенно уникальные требования к будущим кораблям и катерам: опыт создания бронированных судов столь малого водоизмещения отсутствовал не только в нашей стране, но во всем мире. За прототип канонерских лодок взяли посыльные суда Амурской флотилии типа Штык. Кстати некоторые из них, например Копье и Пика, в будущем сами стали бронекатерами. Всего до 1917 г. вступило в строй девять речных канонерских лодок ГВТУ, а в 1918 г. еще две. Все они были номерными и повоевали практически на всех фронтах Гражданской войны от Онежского озера до реки Аму-Дарья. Причем только две из них погибли в ходе боевых действий. По одной канлодке в 1920 г. и в 1922 г. разобрали на запчасти, три передали пограничникам, а остальные служили в качестве бронекатеров, некоторые до начала 50-х годов.

Катера-разведчики являлись уменьшенным вариантом канонерских лодок. До 1917 г. их построили 18 единиц, часть из которых погибла или оказалась в плену в годы Первой мировой и Гражданской войн, а остальные в основном сдали на металл в 20-30-е годы. Лишь три из них, отнесенных к типу Н, дожили до Второй мировой войне и участвовали в ней. Причем два амурских вооружили 76,2/16,5 пушкой обр.1913 г., а вот пинский № 136 в ходе капитального ремонта получил 45-мм орудие 21-К. Из двух десятков, построенных до Революции бронированных дозорных катеров, четыре, отнесенных к типу Д, успели поучаствовать в Великой Отечественной войне в составе Пинской флотилии.

Таким образом, Советской России в наследство от царской достались четыре мореходных, тринадцать больших и десяток малых речных канонерских лодок, а также несколько речных бронекатеров. Качество этих кораблей было не однородно. Среди мореходных лодок относительно современными являлись две каспийские. Среди речных выделялись семь башенных типа Шквал - самые совершенные и мощные речные корабли в мире. Малые канонерские лодки скорее являлись бронекатерами, к которым их вскоре и отнесли. Одно только объединяло все эти корабли - всем им требовался капитальный ремонт.