Броненосный крейсер "Владимир Мономах" в истории отечественного кораблестроения занимает почетное место. Являясь одним из первых представителей класса кораблей, приоритет в создании которого принадлежит России -он был построен силами русской промышленности за рекордно короткий срок - 27 месяцев. На фоне процветавшего в России "корабельного долгостроя" этот рекорд поистине уникален. Впечатляюще выглядит и другое достижение крейсера - пять плаваний на Дальний Восток за 20 лет службы. А если учесть еще и тот факт, что "Владимир Мономах" несколько лет признавался самым быстроходным среди броненосных кораблей мира, то станет ясно, почему он являлся предметом гордости русских моряков. Крейсеру не удалось померяться силами с противником в пору своего расцвета. В свой первый бой в Цусимском проливе 14 мая 1905 г. он вступил 22-летним ветераном, мобилизованным из резерва. Торпедированный в ночь на 15 мая "Мономах" был затоплен экипажем. Он пошел на дно Японского моря, не спустив перед врагом андреевского флага.
Постройка "Владимира Мономаха" и близкого, ему по типу "Дмитрия Донского" во многом была вызвана слабостью русских морских сил в войне с Турцией 1877-78 гг. Тогда, несмотря на успехи сухопутных войск и отважные действия "импровизированных" крейсеров и миноносцев на Черном море, Россия не смогла воспользоваться плодами своей победы. Главную роль сыграло вмешательство мощной броненосной эскадры британского флота, ставшей на рейде Константинополя и не допустившей захвата турецкой столицы русской армией. Возможностей для нажима на "владычицу морей" путем действия на ее океанских коммуникациях практически не было. Для эффективных действий в океанах требовались корабли с большой дальностью плавания, отличной мореходностью и хорошей защитой, способные без риска для себя разбить любой вражеский крейсер, который можно было встретить на торговых путях, и уйти от более мощных броненосцев. Именно такими и должны были стать русские броненосные крейсера - корабли нового класса. Однако, как всегда, "первый блин - комом": первые из них не развили контрактной скорости. Поэтому сразу после окончания войны была поставлена задача в сжатые сроки построить два броненосных крейсера с ходом в 16-17 узлов, с мощным вооружением, броневым поясом по ватерлинии и полным парусным рангоутом