ПОСТРОЙКА И ИСПЫТАНИЯ

К постройке двух новых броненосных крейсеров в Санкт-Петербурге приступили казенная верфь Нового Адмиралтейства и частный Балтийский завод, которому также заказали механизмы для обоих кораблей. Работы начались соответственно в сентябре 1880 г. и 16 февраля 1881 г. 28 марта оба корабля под названиями "Дмитрий Донской" (Новое Адмиралтейство) и "Владимир Мономах" (Балтийский завод) были зачислены в списки Российского Императорского флота и назначены соответственно в 3-й и 4-й флотские экипажи. Строителем "Владимира Мономаха" стал корабельный инженер подполковник Н.А.Самойлов, до этого участвовавший в постройке "Минина" (впоследствии главный инспектор кораблестроения), а командиром - капитан 1 ранга П.П. Тыртов 3-й.

Официальная закладка "Владимира Мономаха" и "Дмитрия Донского" состоялась в один день - 9 мая 188t г. - в присутствии главы Морского ведомства генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича, его будущего преемника - Великого князя Алексея Александровича и управляющего Морским министерством "свиты Его Величества контр-адмирала А.А.Пещурова". Но затем работы повелись разными темпами. Часто постройку этих двух почти однотипных кораблей приводят в пример, когда хотят продемонстрировать разницу между существовавшими тогда в России частными и государственными ("казенными") кораблестроительными предприятиями. Связанный жесткими условиями контракта Балтийский завод собрал корпус "Владимира Мономаха" всего за 20 месяцев, несмотря на значительный отход от первоначального проекта. - корабль решили строить двухвинтовым.

В воскресенье 10 октября 1882 года "16-пушечный 2-винтовой полуброненосный фрегат "Владимир Мономах" сошел на воду.

По поводу спуска корабля столь большого водоизмещения (масса корпуса на стапеле составляла около 3013 т - "длинных" тонн - или 3061 т - метрических) имелись определенные опасения. Поэтому слип снабдили широкими полозьями, обеспечивающими удельное давление около 1,8 т/кв.фут, хотя английская практика допускала и 2,8 т/кв.фут. В 13.50 фрегат плавно соскользнул со стапеля и остановился посередине р. Большая Нева, отдав два якоря.

Углубление форштевнем составило 2,52 м, ахтерштевнем - 4,95 м. Корпус был собран из 1225 т стали, 177 т железа, 71,5 т медных отливок (штевни, рулевая рама, кронштейны), 335 т дерева и 22 т медной обшивки; на борту уже находились гребные валы и кингстоны (78 т), якоря, якорные цепи, 30 из 43 броневых плит - со 2-й по 16-ю по каждому борту (316 т).

Механизмы фрегата к моменту спуска были собраны, поэтому достройка велась быстро. 1 июля 1883 г., точно в срок, "Владимир Мономах" предъявили к испытаниям. Ни один крупный корабль Российского императорского флота не был достроен после спуска так быстро! Строительство же "Дмитрия Донского" (спущен 18.08.1883 г.), сопровождавшееся постоянными изменениями первоначального проекта и финансовыми затруднениями, затянулось до середины 1884 г., а ввод в строй - до 1885 г.

"Владимир Мономах" после окончания швартовых испытаний вышел на предварительный 6-часовой пробег, показав при водоизмещении 5100 т и средней осадке 6,5 м мощность 7380 индикаторных л.с. и скорость 16,28 уз. [10] Поскольку по условиям контракта машины фрегата должны были обеспечить на мерной миле не менее 7000 индикаторных л.с. при рабочем давлении пара 4,9 атм. и не менее 6666 и.л.с. на 6-часовом пробеге (ожидаемая скорость 16 узлов при 90 оборотах винтов в минуту; штраф 269 руб. за каждую "недобранную" и.л.с, премия 165 руб. за каждую сверхконтрактную), "Владимир Мономах" оказался первым крупным броненосным кораблем отечественной постройки, превысившим проектные показатели. В сентябре крейсер, еще не закончивший всей программы испытаний, был послан в заграничное плавание по Балтике. 30 сентября, находясь в конвое царской яхты "Держава", "Владимир Мономах" на переходе Копенгаген - Кронштадт по свидетельству директора Балтийского завода М.И. Кази в течение двух часов держал скорость 16,5-17 узлов (водоизмещение 5250 т). На очередных испытаниях 14.07.1884 г. при водоизмещении 5730 т скорость оказалась меньше: средняя 15,32 уз. при мощности 7044 и.л.с. [10], а наибольшая -15,8 уз. [7]

Расход топлива оказался выше контрактного (0,74-0,81 кг/и.л.с. в час), запаса в 990 т угля хватало, чтобы пройти около 2000 миль на 15-узловой скорости (под всеми 6 котлами), или 2900 миль на скорости 12 узлов (под четырьмя котлами), или 3500 миль на скорости 8,2 уз. (под двумя котлами).

Стоимость крейсера по контракту составляла 2950000 рублей, из которых на корпус приходилось 1795000, а на механизмы - 1155000 рублей. Окончательная цена оказалась 3348847 рублей.