В годы постройки "Владимира Мономаха" развитие морской артиллерии шло особенно быстрыми темпами. Каждый новый образец по дальности и точности стрельбы, по начальной скорости снаряда и его разрушительной мощи превосходил предыдущие, появившиеся всего на несколько лет раньше. Русская морская артиллерия тогда как раз испытывала сложности переходного периода: вместо орудий образца 1887 г. на вооружение флота стали поступать орудия образца 1877 г. с большей длиной ствола. Ими должны были оснащаться "корабли постройки после 1882 г.", в том числе и "Владимир Мономах". Но во время испытаний стрельбой с полным зарядом в большинстве 152-280-мм орудий со стволами образца 1877 г. (тогда их называли орудиями "переходных" типов или "системой дальнобойных орудий образца 1877 г.") выявились различные недоработки. Общий вывод был неутешителен: с полным зарядов, 152-мм 28-калиберные орудия могли выдержать не более 100 выстрелов.
Решение оказалось традиционным для российской практики - заряд уменьшили с принятых 38 фн (38 русских фунтов = 15,5 кг) до 33 фн (13,5 кг) против 20 фн (8,2 кг) на более старых 23-калиберных пушках. Результаты испытаний новых 203-мм 30-калиберных орудий, на которых заряд повысили до 80 фн (32,7 кг; на 22-калиберных образца 1867 г. было 14,3 кг), оказались еще хуже. Потребовавшиеся значительные переделки задержали принятие их флотом до 1884 г. Из крупных кораблей первым их смог получить "Дмитрий Донской". В итоге "Владимир Мономах" был достроен с новыми 152/28 орудиями, но со старыми 203/22, которые стояли на предшествующих русских броненосных крейсерах. Орудия имели клиновые затворы и устанавливались на металлические станки систем Пестича (203-мм) и Попова (152-мм) с креплением на бортовом штыре. Погоны, по которым при горизонтальной наводке катились ролики поворотных рам, имели довольно большой диаметр и значительно загромождали палубу. Станки Попова оказались не очень удачными, и кроме 12 штук, изготовленных для "Мономаха", их более не выпускали. Стоящие в спонсонах 203-мм орудия сверху были прикрыты трапецеидальными площадками, на которых размещались шлюпки и мелкие пушки. Этим отчасти компенсировался отход от конструктивного типа фрегата, который подразумевал закрытую батарею. При креплении по-походному орудия со станками по поворотной раме откатывались от порта, а сама рама разворачивалась боком к борту (батарейные орудия - правым боком, что сохранилось и на последующих русских кораблях, и всегда на походе орудия правого борта разворачивались в нос, а левого - в корму). Поэтому на фотографиях "Владимира Мономаха" и современных ему кораблей 152-мм и 203-мм орудий, оттянутых от борта и скрытых крышками портов, не видно. Перед стрельбой орудие со станком подавалось по раме вперед, выглядывая из порта на 1.5-2 м. Подача боезапаса производилась вручную через люки и горловины, расположенные под полубаком и полуютом.
Из мелких орудий в 1879 г. на вооружение флота приняли 107-мм (9-фунтовые) и 87-мм (4-фунтовые) с клиновыми затворами, которые Обуховский завод изготавливал по чертежам аналогичных крупповских, и пятиствольные 37-мм пушки Гочкиса. "Мономах" по проекту - должен был нести 4 87-мм (точнее 86,87-мм) 24-калиберных орудия - по два на полубаке и полуюте, четыре 44,7-мм пушки Энгстрема у основания бушприта и над кормовым балконом, а на крыльях мостика и площадках кормовых спонсонов стояли шесть 5-ствольных 37-мм (револьверных) пушек Гочкиса.
После достройки от использования устаревших 44-мм пушек отказались, заменив их на равное число пятистволок Гочкиса и две десантные пушки В.Барановского, принятые на вооружение в 1882 г. Последние - 63>мм пушки с длиной ствола в 19 калибров - устанавливались на корабельном или колесном лафете, а комбинированный гидропружинный тормоз и новый поршневой затвор позволяли вести стрельбу со шлюпок и катеров. Другие мелкие орудия из-за быстрой и резкой отдачи использовать на гребных шлюпках было нельзя.
Изготовителем всех орудий и станков был Обуховский завод, и только станки для пушек Барановского делались на частном заводе самого изобретателя.
После ремонта 1888-89 гг. мелкая артиллерия крейсера была усилена: 4 87-мм, 2 63,5-мм, 4 новые пятиствольные 47-мм пушки Гочкиса (к выпуску которых с 1886 г. приступил Императорский Тульский оружейный завод), 8 аналогичных 37-мм и 4-ствольная картечница Фарингтона. По всей вероятности, тогда же орудия 203/22 заменили на 203/30 образца 1877 г., что подтверждается справочниками того времени и составленной офицерами фрегата в 1889 г. "Справочной книжкой" [10], которые приписывают "Мономаху" 30-калиберные 203-мм орудия. Во время капремонта 1892-93 гг. еще раз изменилась мелкая артиллерия - 10 47-мм и 12 37-мм револьверных пушек и 2 десантных 63,5-мм.
Кардинальное перевооружение предприняли в 1896-97 гг., когда на крейсер установили 5 новых патронных 152-мм орудий системы Канэ образца 1892 г, с длиной ствола 45 калибров (одно на полубаке и 4 в спонсонах) и 6 аналогичных 120-мм (на места старых 152-мм). Они имели станки Меллера на центральном штыре, значительно уменьшавшие габариты и облегчавшие наводку. Патронные орудия имели и другие преимущества: не нужно было банить ствол после выстрела(ушли в прошлое шелковые картузы и шелковые нитки, которыми связывали ленты зарядного пороха, да и сам порох стал бездымным), улучшилась пожаробезопасность зарядов (в латунных гильзах, а не в шелковых картузах!), а вынос прицельной линии вбок от оси ствола позволял заряжать орудие, не прерывая процесса наводки. С переходом на бездымный порох устранили и еще один недостаток -корабль теперь не окутывало густыми клубами дыма после каждого залпа. В целом, перевооружение на скорострельные орудия повысило вес бортового залпа крейсера со 185,3 кг/мин до 1291,5 кг/мин при лучшей бронепробиваемости и почти вдвое большей дальности срельбы. Но если со старыми станками крейсер мог вести огонь всеми орудиями борта по одной цели в пределах 75Ы (35Ы в нос и 40Ы в корму от траверза), то полный залп новыми орудиями он мог давать только в узком 4-градусном секторе левой носовой четверти. Это объяснялось слишком близким расположением к форштевню (шп.З) погонной 152-миллиметровки (угол обстрела всего 120°), выносом линии прицела на новых пушках влево от оси ствола на 0,6 м и смещением оси поворота "центральных" станков от борта и от центра порта.
Хотя вес новых орудий оказался значительно меньше, по цене они, вопреки ожиданиям, оказались отнюдь не дешевле. Станки же из-за значительно возросшей дульной энергии выстрела пришлось делать даже тяжелее и, соответственно, дороже старых. Под полубаком и полуютом установили по два беседочных элеватора 152-мм и 120-мм боезапаса и рельсовые системы подачи снарядов и зарядов к орудиям. Разработчиком конструкции и изготовителем элеваторов был Санкт-Петербургский Металлический завод, но электрические лебедки для них покупались у французской фирмы Соттер-Харле. [8]
"Владимир Мономах" стал всего лишь третьим русским кораблем, получившим новые патронные орудия Канэ - вслед за новейшим "Рюриком" и модернизированным на два года ранее "Дмитрием Донским". Поскольку к маю 1896 г. этих орудий Обуховский завод смог изготовить всего 28 и 26 штук соответственно, перевооружение "Мономаха" отодвинуло сроки сдачи артиллерии для других строившихся тогда кораблей.
Боезапас (по 180 снарядов на 152-мм и по 200 на 120-мм орудие) состоял из чугунных фугасных снарядов производства горных заводов и стальных бронебойных, которые сначала выпускал только Пермский завод, а затем и Обуховский. Оба типа 120-мм снарядов снаряжались ружейным бездымным порохом, а остальные - пироксилином.
Мелкую артиллерию заменили на новые одноствольные пушки Гочкиса образца 1896 г. с клиновым затвором - шестнадцать 47-мм (шесть на местах 152/28 орудий с уменьшением размера портов, 2 в новых портах на батарейной палубе, остальные на крышах спонсонов, полубаке и полуюте) и четыре 37-мм (на крышах спонсонов). На фор-марсе установили два 37-мм автомата системы Максима. Десантные пушки Барановского остались.
Минное вооружение включало 3 надводных минных (торпедных) аппарата образца 1878 г. калибром 356 мм - одного выдвижного с правого борта под якорными клюзами и двух поворотных бортовых в яблочных шарнирах (все на уровне бронепалубы). Труба бортового аппарата состояла из двух частей: перед стрельбой передняя часть выдвигалась через шарнир за борт и стыковалась с задней, которая перемещалась на станке по полукруглым погонам. При креплении по-походному передняя часть трубы втягивалась внутрь корпуса, а отверстие в шарнире закрывалось крышкой. Торпеды имели длину 5,8 м, вес 400 кг, заряд пироксилина 40 кг, и могли пройти со скоростью 20,5 уз. целых 540 м. Боезапас - по 2 торпеды на аппарат. Во время смены артиллерии в 1896 г. эти аппараты, возможно, заменили на новые для торпед образца 1894 г., имевших калибр 380 мм, длину 5,71 м, вес 462,2 кг, заряд 81,8 кг, дальность хода 550 м на скорости 26,75 уз.
Крейсер брал на борт 30 гальваноударных мин, которые ставились со шлюпок или прямо с палубы с помощью грузовых стрел. Перед уходом в последний поход, закончившийся Цусимским боем, с крейсера все минное вооружение было снято.
После достройки "Мономах" нес два боевых прожектора - на полубаке и полуюте. Носовой устанавливался на площадке, которую можно было придвинуть к любому борту. При модернизации 1896-97 гг. один прожектор перенесли на площадку фок-мачты над боевым фор-марсом, а еще два съемных могли устанавливаться на крыльях мостика. В конце 1904 г. крейсер оснастили еще одним прожектором - на площадке обрезанной ниже уровня труб грот-мачты. Все прожекторы для кораблей российского флота до русско-японской войны закупались во Франции, так как ни одно отечественное предприятие их не изготавливало.
Таблица 2 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Орудие | Образец | Вес орудия/установки* | Вес снаряда/заряда** | Начальная скорость | Дальность стрельбы | Скорострельность |
год | т | кг | м/с | каб. (угол, град.) | выстрелов в мин. | |
203/22 | 1867 | 9,3/13,7 | 84,7/14 | 411 | 15,5(6) | 0,2 |
203/30 | 1877 | 13,0/21,2 | 87,7/32,7 | 599 | 35,0(12) | 0,4 |
203/35 | 1884 | 13,7/21,3 | 87,7/52,2 | 664 | 50,0(15) | 0,4 |
152/28 | 1877 | 4,2/8,4 | 41,5/13,5 | 543 | 35,0(12) | 0.4 |
152/45 | 1891 | 5,7/10,3 | 41,5/12,9 | 792 | 61,0(20) | 5 |
120/45 | 1891 | 3,0/6,6 | 20,5/7,7 | 823 | 54,0 (20) | 6 |
86,9/24 | 1877 | 0,36/1,24 | 6,9/1,4 | 442 | 18,0(10) | 1,3 |
63,5/19 | 1877 | 0,11/0,36 | 2,6/0,4 | 372 | 10.0(19) | 5 |
47/25 | 1884 | 0,57/1,1.5 | 1,1/0,08 | 450 | 10,0(10) | 43*** |
47/43 | 1896 | 0,23/0,49 | 1,5/0,4 | 701 | 25,0(10) | 19 |
44.7/23 | 1867 | 0,10/0,18 | 1,0/0,081 | 370 | 15,0(10) | 13 |
37/23 | 1879 | 0,27/0,32 | 0,5/0,069 | 442 | 10,0 (6,6) | 32*** |
37/23 | 1896 | 0,13/0.17 | 0,5/0,035 | 442 | 15,0(11) | 20 |
37 авт. | 1896 | 0,25/0,35 | 0,5/0,035 | 460 | 15,0(17) | 250**** |
* - без щита, со щитом 12 т для 152/45 и 7.5 т для 120/45;
** - орудия системы 1877 г. и более старые имели заряд из дымного черного пороха, системы 1884 г. и 37мм пятистволки из дымного бурого, а более новые и 47-мм пятистволки - из бездымного;
*** - пятиствольные орудия;
**** - автомат Максима.