ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской" были высоко оценены не только в России, но и за рубежом. Уступая по весу бортового залпа и толщине брони британским современникам, оба крейсера имели над ними преимущество в мощности машин, площади парусов и запасе угля. К тому же для корабля крейсерского назначения число орудий и их скорострельность были более важными, чем калибр. Но русское Морское ведомство не без оснований считало, что "Мономаху" и "Донскому" по силам бой не только с безбронными крейсерами, но и с броненосцами, построенными до конца 1870-х годов. Справедливость такой оценки невольно подтвердили англичане, которые в противовес русским броненосным крейсерам стали посылать на Дальний Восток новейшие броненосцы, а затем специально стали строить быстроходные корабли этого класса с облегченной артиллерией. В первые годы службы особенно отчетливо проявились мореходные качества "Мономаха", его большая дальность плавания и способность держать 14,5 узлов даже спустя год после докования. Все это подтвердило правильность выбранных проектных решений.

Хуже дело обстояло с обеспечением живучести. Несмотря на наличие водонепроницаемых переборок между каждым КО и МО, объем этих помещений оставался очень большим, так что затопление любого из них грозило кораблю гибелью. И если с бортов на всем протяжении МКО шли угольные ямы, дающие (при наличии, естественно, в них достаточного количества угля) какое-то подобие противоторпедной защиты, то со стороны днища корпус защищался только двойным дном. С повышением к началу XX века веса заряда торпед и мин "Владимир Мономах" стал практически беззащитен от подводного взрыва.

152-мм пояс из брони "компаунд" с подкладкой и 25,4-мм стальной обшивкой за ним до середины 1890-х годов считался вполне достаточной защитой для корабля такого водоизмещения. Но когда появились скорострельные орудия среднего калибра и фугасные снаряды большой разрушительной силы, отсутствие брони выше главной палубы обрекало "Мономах" на быстрый выход из строя в артиллерийской дуэли даже с бронепалубным крейсером меньшего размера. 3000-7000-тонные крейсера середины 1890-х годов имели доведенную до 20-22 узлов скорость, от 6 до 18 скорострельных 120-203-мм орудий и карапасные палубы с толщиной брони на скосах до 152 мм. Да и сам броневой пояс, к тому времени эквивалентный всего лишь 75 мм новой крупповской брони, пробивался бы снарядами среднего калибра даже на увеличившихся дистанциях боя.

Перевооружение 1896-97 гг. безусловно повысило ценность "Владимира Мономаха" как боевой единицы и продлило его активную жизнь. Хотя без замены механизмов для крейсерской службы он уже не подходил. Лучшее, на что он годился, были прибрежные операции, служба стационером или учебным кораблем. Возможно в таком качестве крейсер бы и закончил свою карьеру, но началась война с Японией.

В 1904 г. по комплексной оценке боевой силы известный справочник Ф.Т.Джейна [15] приравнивал "Владимира Мономаха" и другие русские броненосные крейсера постройки 1880-х годов к японским крейсерам типа "Касаги" постройки 1896-98 гг. (5000-6000 т, 20-22 уз., 2 203-мм и 10 120-мм орудий, бронепалуба со 114-мн скосами). Проверить справедливость такого утверждения не удалось, поскольку из входивших в состав 2-й Тихоокеанской эскадры броненосных крейсеров "Владимир Мономах" и "Адмирал Нахимов" ночью после Цусимского боя были торпедированы, а "Дмитрий Донской" был вынужден в одиночку сражаться с 4-6 бронепалубными крейсерами японцев.