КАРЬЕРА

Вошедший в строй в августе 1883 г. крейсер под командованием капитана 1 ранга П.А.Полянского в сентябре совершил заграничное плавание по Балтике. После зимовки в Кронштадте, когда устранялись различные выявившиеся в ходе испытаний неполадки. "Владимир Мономах" в мае 1884 г. начал первую кампанию. 15-30 сентября он принял участие в больших маневрах Балтийского флота, которые закончились царским смотром.

29 сентября 1884 г, крейсер вышел из Кронштадта на Дальний Восток. После захода в Кристиансанд (Норвегия), он выдержал первое серьезное испытание в штормовом Северном море. На переходе в Портленд (Англия) 18-24 октября корабль продемонстрировал отличные мореходные качества, пройдя 930 миль со средней скоростью 6,3 узла. Пересекая Средиземное море, "Мономах" зашел 13 ноября на о.Мальта, а затем 6 недель провел в дружеских греческих водах, где присоединился к "Генерал-Адмиралу". 8 декабре на новом крейсере поднял флаг контр-адмирал Н.И.Казнаков, а в последний день 1884 г. оба корабля зашли в Порт-Саид на Северном входе в Суэцкий канал. Там на рейде они застали новейший броненосец "Агамемнон" (8510 т, 13 уз. 4 дульнозарндных орудия 318-мм и 2 152-мм, броня борта 381-457 мм, башен 280-406), который британское Адмиралтейство выделило для слежения за "Мономахом" в связи с резким обострением политической обстановки. 2 января русские крейсера вышли из Порт-Саида, через два дня достигнув Суэца на противоположном конце канала. Даже несколькими годами позже один из командиров 'Мономаха" так описывал этот канал длиной около 150 верст: "узкая канавка, прорытая в песке, дурно отделанная и такая тесная, что два судна могут разойтись не иначе как только у мест, названных "станциями", отстоящих через каждые 10 верст". [1] Неуклюжий "Агамемнон", плохо управляемый на малых ходах, несколько раз садился на мель и нарушил движение в канале на несколько суток. А когда он 7 января добрался до Суэца, "Владимир Мономах" вышел в море "Генерал-Адмирал" с адмиралом Казнаковым вернулся обратно.

Это был период вторжения России в центральную Азию, Русские полки, выполняя завет прославленного генерала Скобелева "владение Индией есть политическая необходимость для России", двинулись вглубь Афганистана, преодолееая сопротивление местных войск. Британский министр иностранных дел Гренвиль заявил протест России, но 8 апреля (н.ст.) Лондона достигло известие о столкновении русских и афганских войск в Пенджехе 30 марта, что было расценено в Уайтхолле как прямой повод к войне.

"Мономах" в это время прибыл в Нагасаки, где на нем поднял свой флаг командующий Тихоокеанской эскадрой контрадмирал А.Е.Кроун. Во время 6-дневной стоянки экипаж крейсера, готовясь к началу войны, по-вахтенно сходил на берег, мылся в русском военно-морском госпитале, принимал продовольствие и уголь. Под командой Кроуна. который спешно вывел эскадру во Владивосток, кроме нового флагмана, находились только безбронные клиперы "Опричник" и "Разбойник". Броненосный "Минин" проходил доковый ремонт в Батавии и не мог помочь Кроуну даже при наличии надежной связи. Правда ожидалось прибытие вышедшего 16 марта из Кальяо (Перу) клипера "Джигит" и однотипного "Крейсера", направлявшегося с Балтики (вышел из Манилы 14 марта}. [13]

Этим исчерпывались морские силы России на театре,которым противостояли 4 британских броненосных корабля (пришедший "тенью" за "Мономахом" "Агамемнон", устаревшие рангоутные "Одейшес" и "Трайомф" и броненосный крейсер "Нельсон"), 5 новых бронепалубных крейсеров типа "С", 1 большой и 6 малых корветов. Хотя эти корабли были рассредоточены на 3 станциях (Китайской, Тихоокеанской и Ист-Индийской), имея на каждой преимущество над эскадрой Кроуна, русские крейсера могли серьезно нарушить британскую морскую торговлю. Ни один из броненосных кораблей "владычицы морей" не мог развить более 14 узлов, а самый быстроходный ее крейсер на Дальнем Востоке - большой корвет "Евралис" (14,5 узлов) - был совершенно лишен брони. Крейсера типа "С" были индивидуально сильнее русских клиперов, но не имели над ними преимущества в скорости (все могли давать не выше 13 узлов). И только слабые возможности единственной на театре базы - Владивостока - могли как-то ограничить действия русских "истребителей торговли".

Британский флот проводил широкие приготовления к войне. 2 апреля на о.Порт Гамильтон (юг Кореи, посередине пути из Нагасаки во Владивосток), над экстренно созданной передовой базой, был поднят "Юнион Джек". Отсюда после установления телеграфной связи с Гонконгом, было удобно следить за любым вышедшим в море русским кораблем заведомо превосходящими силами. Расчет англичан был простым: постоянно держать в поле зрения русские корабли и потопить их раньше, чем они получат извещение о начале войны. Однако такие действия вызвали решительный отпор со стороны А.Е.Кроуна, заявившего, что "он не потерпит выслеживания со стороны английских судов, не потерпит подобного унижения русского флага, а всеми средствами постоит за честь последнего". [2]

9 апреля "Мономах" вышел из Владивостока под командованием бывшего старшего офицера капитана 2 ранга Я.А.Гильтебрандта (с января 1887 г. - капитан 1 ранга; в 1899-1900 гг. в чине вице-адмирала командовал Тихоокеанской эскадрой), т.к. капитана 1 ранга П.А.Полянского назначили начальником штаба командира портов Тихого океана. После дальнего перехода остро стоял вопрос о доковании крейсера, чтобы в той сложной обстановке сохранить превосходство в скорости над британскими кораблями. Ближайший док находился в Нагасаки, но там наверняка можно было встретить английские корабли. Поэтому Кроун повел "Мономаха", "Разбойника" и "Опричника" к Тихоокеанскому побережью Японии. Оба клипера остались там в одной из бухт на южном берегу о.Хонсю, а фрегат вошел в Иокогаму.

24 апреля в 5 часов на корабле объявили боевую тревогу - на рейд входили "Агамемнон", корвет "Сапфир" и канлодка "Свифт", узнавшие где находится русский флагман. Английский броненосец плохо слушался руля, его бросало из стороны в сторону, причем мощный форштевень то и дело направлялся на борт "Мономаха". На мостике фрегата высказали опасение, что англичане хотят умышленно пойти на таран, свалив все потом на плохую маневренность "Агамемнона" и его поврежденный еще в Суэцком канале винт. Все пушки и минный аппарат фрегата были незамедлительно направлены на броненосец. Благодаря тому, что накануне ночью дул сильный ветер и кочегары "Мономаха" были вынуждены поддерживать пары, давление в котлах удалось поднять до полного в считанные минуты. Фрегат готов был дать ход, чтобы избежать столкновения, но "Агамемнон", также направивший на цель все орудия, прошел в нескольких десятках метров и вскоре отдал якорь. Прибывший с визитом командир броненосца кэптен Лонг имел с Кроуном очень резкий разговор, в результате заставивший английский отряд покинуть Иокогаму. [2]

Англичане также упоминали об этом эпизоде, но несколько в ином ключе. "Любой русский корабль, вышедший из порта, сопровождался значительными силами Королевского флота, что иногда приводило к деликатным ситуациям. Один известный случай произошел в Йокосуке, куда, не зная объявлена война или нет, вошел следовавший за "Владимиром Мономахом" (флаг адмирала Кроуна) "Агамемнон" под командованием кэптена Лонга, направив все орудия на ватерлинию и надстройки русского крейсера". [16]

Трудно сказать, какая из изложенных версий правильна. Главное, что ни один корабль огня не открыл, а вскоре из Петербурга последовала примирительная нота.

Вернувшийся 13 мая во Владивосток "Мономах" вышел в Нагасаки в конце июня с А.Е.Кроуном на борту. Основным заданием была ликвидация там морского госпиталя, очень уязвимого от возможного британского десанта.

7 июля "Владимир Мономах" вновь перешел во Владивосток, через 4 дня бросив якорь на его рейде. Выполнив "Владимир Мономах" на Дальнем Востоке обычную программу летнего плавания, крейсер под флагом А.Е.Кроуна отправился на зимние месяцы в южные воды. После присоединения 10 ноября в Маниле "Разбойника" и "Опричника", русская эскадра посетила Батавию. Сингапур. Пенанг и Гон-Конг. 7 марта 1886 г. корабли прибыли в Нагасаки, где прошли ремонт и снова открыли русский морской госпиталь. 7-12 июня 'Мономах' перешел во Владивосток, проведя по пути практические стрельбы. Приняв визит китайских кораблей, крейсер 25 июля снова взял курс на Нагасаки, где принял запас угля, вернувшись во Владивосток. "Мономах" оставался в этом районе до середины ноября. В августе он принимал визиты британских и американских кораблей, а осенью выдержал два жестоких шторма, еще раз подтвердивших высокое качество его постройки и отличные мореходные качества.

12 ноября "Владимир Мономах" бросил якорь в Нагасаки для подготовки к переходу на Балтику. 20 декабря 1886 г. он покинул Японию и, пройдя по маршруту Амой -Манила ¦ Сингапур - Коломбо - Аден - Суэцкий канал - Пирей -Шербур, в июле 1887 г. прибыл в Кронштадт. 19 июля в Бьерке-Зунд крейсер посетил император Александр III, отметивший отличное состояние корабля и экипажа после долгого похода. Весь 1888 г. "Мономах" проходил ремонт. 1 января 1889 г. его командиром назначили капитана 1 ранга Ф.В.Дубасова, героя русско-турецкой войны, будущего начальника Тихоокеанской эскадры (1897-99 гг.) и председателя МТК.

25 ноября началось второе заграничное плавание крейсера. Выйдя из Кронштадта, проверили максимальную скорость (14 узлов), поворотливость, устранили девиацию компасов. Корабль посетил Киль, где незадолго до этого состоялась встреча русского и германского императоров. Дубасов отметил излишне подчеркнутое дружелюбие офицеров кайзеровского флота: "немцы страшно любезны и катаются на животе. Сам капитан над портом явился в виц-мундире раньше, чем я успел стать на якорь". [1] Пройдя Датские проливы, крейсер на 13-узловой скорости проскочил Северное море и Канал. В Плимуте он должен был взять заказанные заводу Андерсона грузовые лебедки, но те не были готовы. Посетив Шербур и Кадис, фрегат вошел в Средиземное море. На рейде Гибралтара при постановке потеряли якорь. Поиски не дали результата, и пришлось отправиться дальше без него, поручив местным властям "разыскать его и прислать в Пирей, куда "Мономах" прибыл в январе 1890 г., посетив по дороге о.Мальта.

В Пирее Ф.В.Дубасов получил приказ управляющего Морским министерством Н.М.Чихачева и начальника Главного Морского штаба О.К.Кремера остаться на Средиземном море до осени, чтобы войти в состав отряда, отправляемого на Дальний Восток с Великим князем Георгием Александровичем. Дубасову предписывалось самому составить программу пребывания в Восточном Средиземноморье, которую требовалось согласовать с министерством иностранных дел. Запрещалось заходить в "недоброкачественные в политическом отношении порты" (Каттаро и некоторые итальянские).

"Владимир Мономах", выполняя по сути роль стационера, большую часть времени проводил в греческих портах. Однообразная служба с частыми посещениями берега и протокольными "мероприятиями" расслабляюще подействовала на офицеров фрегата. Ф.В.Дубасов был очень требовательным командиром, чем. вызвал скрытое и явное недовольство некоторых чинов кают-компании, особенно старшего офицера, готовящегося уйти на пенсию. Конфликт назрел 12 февраля при выходе из Пирея в Порос. Командир назначил съемку с якоря на 9.00, но затем в течение 5 часов (а до Пороса 4 часа хода) был свидетелем "безобразных упущений и невежества фрегатских офицеров". В дальнейшем разногласия между кают-компанией и командиром только усиливались. В апреле даже пришлось списать старшего офицера с корабля. Приемлемой замены ждали до середины сентября, когда с Балтики прибыл лейтенант Г.В.Цывинский, впоследствии известный адмирал, издавший в эмиграции книгу "50 лет в Императорском флоте".

15 марта "Мономах" вышел из Пирея, сопровождая яхту "Сфактерия" с греческой королевой русского происхождения к Дарданеллам. На "Мономахе" знали, что яхта свободно развивает 14,5 узлов и фрегату за ней не угнаться. Но этикет обязывал Ф.В.Дубасова обещать королеве не отставать. Когда дали полный ход, оказалось, что фрегат начал обгонять "Сфактерию" - лаг показал 15,5 (!) узлов, а 234-мильный переход оба корабля совершили за 15 часов 40 минут. Таким высоким результатом, на 1,5 узла большим, чем на ходовых испытаниях в ноябре 1889 г., "Мономах" был всецело обязан своему старшему механику Ф.Сидорову.

В начале апреля 1890 г. командир крейсера получил секретную телеграмму, где ему предписывалось сократить количество посещаемых портов, закончить все необходимые ремонтные работы, положенные учения и быть готовым к встрече отряда с наследником цесаревичем Николаем Александровичем, который вместе с братом Георгием намеревался совершить путешествие на Дальний Восток. Основным пунктом базирования из Петербурга назначили о.Корфу.

В начале мая крейсер пришел в Триест, где в течение месяца устанавливали лебедку, ремонтировали минные катера и проводили другие работы. В начале июля корабль вернулся на Корфу, и приступил к интенсивным учениям: минные стрельбы сжатым воздухом и пороховыми зарядами из бортовых аппаратов и минных катеров, высадки десанта и т.п., которые перемежались походами за углем в Пирей и визитами вежливости. Всего "Мономах" за 5 недель выпустил 74 мины -рекорд для судов заграничного плавания. Ф.В.Дубасов отметил, что "в минном вооружении фрегата я вправе видеть грозную боевую силу". [1]

Более конкретно стали вырисовываться контуры будущего "высочайшего путешествия". Сначала предписывалось встречать отряд наследника в Виго (Испания), затем -идти за ним в Севастополь к 15 октября. В августе новая перемена: в Севастополь пойдет новейший "Память Азова", а "Мономах" будет встречать его в Константинополе. 13 сентября на стоящий в порту Смирна фрегат с инспекцией прибыл "свитский" контр-адмирал В.Г.Басаргин, бывший флаг-капитаном государя императора. На канлодке "Запорожец" он обошел все порты, которые планировались к посещению наследником. "Мономах" тем временем пополнил экипаж новобранцами и совершил выход на артиллерийские стрельбы. Возможность пройти желанными для любого русского корабля Черноморскими проливами была окончательно утрачена к октябрю, когда стало ясно, что Николай поедет через Балканы 19 октября 1890 г. цесаревич со свитой в Триесте поднялся на борт пришедшего с Балтики "Память Азова" (флаг контр-адмирала В.Г.Басаргина, командир - капитан 1 ранга Н.Н.Ломен). Посетив ряд портов Греции, корабли 10 ноября прибыли в Порт-Саид, а через три дня в Суэц. После двухнедельной стоянки, когда цесаревич путешествовал по Нилу, "Память Азова" и "Владимир Мономах" 1 декабря вышли в Аден, откуда спустя три дня - в Бомбей. Переход Индийским океаном протяженностью 1664 мили оба крейсера совершили ровным 12-узловым ходом, паруса ставились только косые. Прибыв в Бомбей 11 декабря, корабли застали там крейсер "Адмирал Корнилов" (капитан 1 ранга Е.И.Алексеев}. Здесь корабли задержались. Брат наследника Великий князь Георгий Александрович заболел в Египте лихорадкой, и по приказу царя был отправлен в Крым на "Адмирале Корнилове". На следующий день оба фрегата вышли в Тутикорын (южная оконечность Индии), чтобы принять там на борт Николая, совершавшего путешествие по железной дороге. 900-мильный переход закончили на четвертый день. На открытом рейде Тутикорына 30 января была крупная зыбь, так что для доставки наследника на борт "Памяти Азова" пришлось воспользоваться большим 10-тонным минным катером "Владимира Мономаха". После захода в Коломбо корабли прибыли в Сингапур, где застали Тихоокеанскую эскадру вице-адмирала П.Н.Назимова (броненосный крейсер "Адмирал Нахимов", клипер "Джигит", канлодки "Кореец" и "Манджур"). Назимов стал командовать объединенной эскадрой, а Басаргин 19 февраля перенес флаг на "Владимир Мономах", оставив "Память Азова" под штандартом наследника.

В 5 часов утра 21 февраля эскадра вышла в Батавию, чтобы дать возможность цесаревичу пересечь экватор. После визитов в Бангкок (Сиам), Сайгон, Гон-Конг и Шанхай корабли в начале апреля стали на якорь в Нагасакской бухте. 25 числа они уже находились в Кобэ, откуда началось путешествие Николая по Японии. 29 апреля было получено известие о покушении на него в Киото, что едва не стало причиной крупного международного конфликта. Несмотря на личные извинения прибывшего на крейсере "Яйеяма" микадо, огромное количество пожалованных русским офицерам орденов и другие почести, эскадра получила приказ Александра III "немедленно идти во Владивосток".

Эскадра вышла в море 8 мая, а уже 11-го корабли входили на рейд пока единственной на Тихом океане русской базы. Воспользовавшись присутствием цесаревича, местные власти организовали торжественную закладку будущей Сибирской дороги и первого сухого дока, названного "Николаевским". После окончания торжеств, закончившихся отъездом цесаревича на тройках в Хабаровск, командный состав эскадры претерпел значительные изменения. Командиром "Мономаха" назначили капитана 1 ранга О.В.Старка (в чине контр-, а затем вице-адмирала командовал эскадрой Тихого океана в 1902-04 гг.). На крейсере провели чистку котлов, переборку машин, замену рангоута. Закончив работы в середине августа, приступили к различным учениям. В сентябре корабль направили в 2-недельное практическое крейсерство под парусами по Японскому морю, которое было полезно 150 прибывшим на корабль новобранцам. Несмотря на значительное водоизмещение, обросшее днище и множество поврежденных еще в Суэцком канале листов :<едкой обшивки, "Мономах" развил под парусами скорость до 8 узлов, неплохо маневрировал, прекрасно проявил себя во время 9-балльного ветра и частых осенних шквалов. [12]

2 ноября "Владимир Мономах" покинул опустевший Владивостокский рейд, начавший покрываться тонким льдом, и ушел через Сангарский пролив в Иокогаму для ремонта днища в доке военного порта Йокосука. В доке корабль посетил новый начальник эскадры вице-адмирал П.П.Тыртов. В начале декабря "Мономах" перешел в Нагасаки для подготовки к походу на Балтику.

9 апреля 1892 г. при выходе с рейда, огибая, как того требуют морские обычаи, корму флагманского "Память Азова", еще плохо знакомый с кораблем О.В.Старк, посадил его на мель. Только к вечеру следующего дня "Мономах" покинул Нагасаки и пошел знакомым маршрутом: Гонконг - Сингапур - Коломбо, делая по 300 миль в сутки. В Коломбо приняли плохой уголь, что делало невозможным переход до Адена и задержало крейсер на 20 суток: пришлось возвращаться, выгружать 800 т угля и заменять его новым. Дальнейший путь Аден - Суэц - Порт-Саид - о. Мальта - Кадис - Шербур - Киль - Кронштадт прошел без происшествий. Балтийское море корабль, как бы чувствуя приближение родных берегов, пересек со скоростью 13 узлов, закончив поход 19 августа - на 12 суток ранее намеченного срока. Два дня прошли в осмотре кора Зля Главным командиром порта, другими адмиралами и специалистами флота, а затем состоялся царский смотр. Участвовал "Мономах" и в маневрах Балтийского флота в конце августа, которые закончились очередным "высочайшим смотром". А затем корабль под наблюдением специальной комиссии в течение недели подвергался различным учениям и маневрам, включая пробеги полным ходом, маневрирование под парусами, аварийные тревоги. 10 сентября "Владимир Мономах" закончил кампанию. В течение трех дней с него сняли весь рангоут, механизмы, артиллерию и другое вооружение и свезли в Кронштадтский порт. Кораблю предстояло надолго встать в док "для капитального ремонта и перестройки в современный тип безрангоутного крейсера". [12] С ледующую кампанию "Владимир Мономах" начал под командованием капитана 1 ранга З.П.Рожественского.

2 октября 1894 г. крейсер вышел из Кронштадта, чтобы заменить в Средиземноморской эскадре ушедший на Дальний Восток крейсер "Память Азова". В это время русское правительство всерьез беспокоили успехи Японии в войне с Китаем. Японцы, разгромив Северную эскадру противника в битве при р. Ялу, беспрепятственно высадились в Манчжурии, захватили военно-морские базы Порт-Артур и Вей-хай-Вей с оставшимися там кораблями. Хотя в январе 1895 г. начались мирные переговоры, масштабы притязаний Японии были не ясны. 20 января 1895 г. в Санкт-Петербурге собрался Совет министров, на котором решили умерить аппетит самураев, значительно усилив русские морские силы в водах Китая. Средиземноморской эскадре контр-адмирала С.О.Макарова в составе броненосца "Император Николай I", крейсера "Владимир Мономах", канлодок "Гремящий" и "Отважный", и миноносцев "Ревель", "Свеаборг" и "Борго", вслед за минными крейсерами "Всадник" и "Гайдамак" и "Памятью Азова". приказали спешно идти на соединение с Тихоокеанской эскадрой контр-адмирала Е.И.Алексеева. Местом сосредоточения был выбран порт Чифу на п-ове Шантунг, лежащий как раз посередине между Вей-хай-Веем и Порт-Артуром. Первым 25 марта туда прибыл клипер "Разбойник", 11 апреля - "Владимир Мономах". Главные силы под общим командованием вице-адмирала С.П.Тыртова (флаг на крейсере "Память Азова"). находившиеся в портах Нагасаки, Кобе и Иокогама, 20-21 апреля по совету С.О.Макарова демонстративно ушли, надеясь повлиять таким решительным поступком на японское правительство. Параллельно велись переговоры с командующим французской эскадрой адмиралом Бьюмоном и командующим находящимся в Чифу отрядом германских кораблей адмиралом Гофманом о совместных действиях против японского флота. Но оба союзных адмирала, ссылаясь на отсутствие соответствующих директив своих правительств, заявили о полном нейтралитете. Приходилось расчитывать только на свои силы. Россия имела на Дальнем Востоке эскадренный броненосец, 3 броненосных. 2 бронепалубных. 3 безбронных (клиперы) и 2 минных крейсера, 6 канлодок и 7 миноносцев, которым противостояли уже "понюхавшие пороху" восемь современных японских бронепалубных крейсеров и четыре небольших устаревших- броненосца. Крупные русские корабли к 26 апреля собрались на рейде Чифу. несколько мелких судов и миноносцев были посланы стационерами в порты Китая и Кореи. Соединенная эскадра (на "Мономахе" с .1 мая держал флаг контр-адмирал Е.И.Алексеев} выходила в море для маневров и стрельб, проводила на рейде разгонные учения, включая высадку десанта, экспериментировала с боевой окраской. Миноносцы произвели разведку базы Вей-хай-Вей, где стояли японские корабли. Эта демонстрация силы сыграла свою роль, и подписанный 26 апреля 1895 г. Симоносекский мирный договор лишил Японию большинства плодов ее победы. 2 мая японское правительство отказалось от претензий на Ляодунский полуостров с военно-морской крепостью Порт-Артур.

Русские корабли оставались в Чифу до конца июня, а затем перешли во Владивосток для ремонта. "Мономах" под флагом Е.И.Алексеева в июне совершил обход китайских и корейских портов, включая Порт-Артур, Талиенвань, Чемульпо, снова вернувшись в Чифу. 29 июля он в сопровождении канлодки "Бобр" и крейсера "Забияка" вышел во Владивосток с заданием посетить по пути ряд портов для выбора места будущей русской базы. С расстояния в две мили осмотрели Вей-хай-Вей где находились японские броненосец и два крейсера, а на рейде виднелись мачты затопленных китайских кораблей. 30 июля русский отряд стал на якорь в бухте Киао-Чао, и офицеры "Мономаха" произвели подробную съемку ее берегов. Далее крейсер посетил порт Гамильтон, Гензан, бухту Лазарева и 7 августа прибыл во Владивосток.

После короткого ремонта 6 ноября "Владимир Мономах" снова вышел для осмотра Корейских портов, в первую очередь Мозампо. Столь настойчивые поиски новой базы обуславливались желанием России усилить свой флот на Тихом океане, необходимый для успешного решения внешнеполитических задач. А после событий 1895 г, уже трудно было расчитывать на гостеприимство японцев. Для зимовок и ремонта русских кораблей, а также круглогодичного экспорта российской продукции необходим был незамерзающий порт на Дальнем Востоке.

20 декабря "Мономах" под флагом Е.И.Алексеева прибыл в Японию на зимовку. Но уже 24.01.1896 г. ему пришлось экстренно выйти на Балтику для замены устаревшей артиллерии (прибыл в Кронштадт 30.04.1896 г.).

В ноябре 1897 г. крейсер вышел из Кронштадта в четвертое плавание на Дальний Восток под командованием капитана 1 ранга П.П.Ухтомского (младший флагман в Порт-Артуре в 1903-1904 гг.). 17 ноября во время стоянки в Киле "Мономах" посетил кайзер Вильгельм II. Германия тогда пыталась захватить у Китая бухту Киао-Чао, и кайзер, сознавая слабость своих морских сил в дальневосточных водах, хотел заручиться "взаимной поддержкой" России и Германии в делах с Китаем. Он сказал офицерам крейсера: "В случае каких-либо недоразумений на Востоке с желтыми расами германский флот будет драться бок о бок с русским флотом", Время показало лицемерие таких заявлений, но тогда Россия, сама оказывавшая давление на Китай с целью получения в 25-летнюю аренду части Ляодунского полуострова с Порт-Артуром, воспринимала их серьезно.

"Владимир Мономах" вместе с новейшим крейсером "Россия" прибыл в Нагасаки в феврале, а 14 марта, учитывая явное недовольство Японии и Англии новой территориальной экспансией русских, оба корабля бросили якорь в Порт-Артуре, где уже находились крейсера "Рюрик" и "Память Азова". переговоры окончились подписанием 15 марта 1898 г. официального акта передачи территории и подъемом российского флага на следующий день. Главную роль здесь сыграла решительность начальника эскадры Тихого океана адмирала Ф.В.Дубасова, который, не дожидаясь прибытия со Средиземного моря броненосцев "Наварин" и "Сисой Великий", заявил китайцам, что если они к назначенному часу не очистят Порт-Артур и Талиенвань (будущий Дальний), то он займет оба порта "открытой силой".

Учитывая сложность обстановки (англичане в ответ 12 мая заняли Вей-хай-Вей, сменив там японцев), русская эскадра до середины лета оставалась сосредоточенной в портах Ляодунского полуострова, проводя рейдовые учения и описные работы. Слабая ремонтная база Порт-Артура и Талиенваня, открытость их внешних рейдов сильным ветрам и опасность плавания в близлежащих необследованных водах заставили начальника эскадры неоднократно обращаться в Петербург с просьбой уйти их Порт-Артура на длительное время, оставив там только стационеров. Но каждый раз он получал отказ. Из опасения потерять новую базу корабли и зимовать остались в Артуре, уходя поочередно на ремонт во Владивосток, поскольку натянутые отношения с Японией уже не позволяли пользоваться ее портами. В середине января 1899 г., когда почти все корабли 1 ранга после окончания во Владивостоке "дефектных работ" сосредоточились в Порт-Артуре, контр-адмирал Дубасов провел эскадренную боевую стрельбу по специально сооруженным укреплениям в Талиенване. Этим и ограничилась боевая подготовка эскадры, если не считать ежедневных различных корабельных учений и тревог. В марте "Мономах" и флагманская "Россия" посетили Нагасаки и Иокогаму, вернувшись в Порт-Артур 5 мая, а 20 июля они вместе с "Рюриком" и "Адмиралом Корниловым" перешли во Владивосток, где "Мономах" начал доковый ремонт,

Россия параллельно частым визитам своих кораблей в корейские порты предпринимала тайные и явные попытки получить еще базу на юге этой страны. Понимая неудачное географическое положение Порт-Артура, уязвимость его с суши и сложные навигационные условия входа-выхода во внутреннюю гавань, еще в 1897 г. начальник эскадры контр-адмирал Дубасов, а затем и сменивший его 1.08.1899 г. Я.А.Гильтебрандт отдавали предпочтение корейскому порту Мозампо. Туда в августе для покупки выбранного весной участка земли под угольный склад был послан "Владимир Мономах". В Мозампо вместе с минным крейсером "Гайдамак" он провел остаток года, если не считать посещение 22 августа порта Фузан (Пусан) и прохода вдоль Корейского побережья в сентябре.

Активность русских в районе "дальневосточного Гибралтара" вызвала сильное противодействие японцев. Миссия "Мономаха" окончилась неудачей - намеченный участок земли оказался проданным японскому купцу - и оба русских корабля в декабре ушли в Нагасаки. Не изменили положения дел и маневры эскадры у южного побережья Кореи в январе-феврале 1900 г., в ответ на которые Япония отмобилизовала флот и привела в боевую готовность армию. Слабым утешением стало заключенное 17,03.1900 г. соглашение с корейским правительством, разрешающее России купить "для мирных надобностей эскадры в Тихом океане" участок (988320 мг} в небольшой бухточке рядом с Мозампо, где осенью стоял "Мономах".

В апреле 1900 г. "главный начальник и командующий войсками Квантунской области" вице-адмирал Е.И.Алексеев (с 11 июня еще и "командующий морскими силами Тихого океана") провел совместные маневры эскадры и сухопутных войск, которые еще раз подтвердили уязвимость Порт-Артура с суши. "Владимир Мономах", принявший на борт десант из 5 офицеров и 201 нижнего чина, входил в атакующий отряд, обеспечивавший высадку войск и морских команд в Талиенваньской бухте.

24 мая крейсер снова на неделю пришел в Мозампо, чтобы высадить десант (офицер и 15 нижних чинов) для охраны русской концессии. Но явная враждебность японцев и начавшиеся волнения в Китае, отвлекли внимание русского правительства от юга Кореи. В 1902 г., после занятия Маньчжурии, Россия, не желая создавать новых осложнений с Японией, свернула концессию в Мозампо (в годы войны 1904-1905 гг. японцы сами устроили в Мозампо передовую базу, откуда адмирал Того и вывел свой флот к победе в Цусимском бою).

Тем временем в Китае набирало силу направленное против иностранного вмешательства боксерское восстание. Захватив в мае 1900 г. власть в Пекине, восставшие взяли в осаду находившиеся там иностранные представительства. В ответ Англия, Франция, Германия и Россия собрали перед портом Таку внушительные морские силы и после решительного штурма фортов 4 июня высадили десант для марша на Пекин. Находившемуся в Мозампо "Владимиру Мономаху" было приказано оставаться в 12-часовой готовности на случай перевозки подкреплений на Ляодунский полуостров. Положение экспедиционных сил союзников, в том числе и русского отряда полковника Анисимова, оказалось тяжелым ввиду большого численного превосходства восставших. Для перевозки подкреплений из Порт-Артура и Владивостока пришлось привлечь почти все крупные корабли, в том числе и "Владимир Мономах", на котором разместили части 10-ГО ВОСТОЧНО-Сибирского стрелкового полка и казаков. Экипажу крейсера пришлось принять участие и в боях на суше. 27 июня для установки на берегу с корабля сняли два 120-мм орудия, которые два дня спустя открыли огонь по китайским позициям. После окончания операции у Таку "Мономах", имея на борту двух раненых нижних чинов, в сентябре вернулся в Порт-Артур, хотя боевые действия в Китае продолжались до октября.

Недостаточный опыт нового командира, не успевшего освоиться с маневренными качествами корабля и сложными навигационными особенностями гавани Порт-Артура, привел к тому, что "Владимир Мономах" протаранил и потопил на внутреннем рейде торговое судно "Кроун оф Арагон". Военно-морской суд признал вину каперанга Васильева, но учел, что течения в гавани еще не были как следует изучены. В результате русское правительство выплатило стоимость подъема и ремонта парохода, а также 2595 долларов на починку крейсера.

В январе 1901 г. "Мономах" вышел из Порт-Артура в Шанхай, в конце года вернулся на север, а в ноябре зашел в Нагасаки. Спустя месяц, получив приказ возвращаться на Балтику, корабль навсегда покинул Японию. В конце декабря в Гонконге он встретился с "Дмитрием Донским". Оба крейсера зашли в Коломбо и Джибути, прежде чем в феврале 1902 г. соединились в Порт-Саиде с отрядом контр-адмирала Г.П.Чухнина (броненосцы "Наварим". "Сисой Великий", крейсер "Адмирал Корнилов"). Вся эскадра пересекла Средиземное море, зайдя в марте в Танжер. Там "Мономах" был выбран для службы стационером в Средиземноморье, а остальные корабли продолжили путь на Балтику, прибыв в Либаву в апреле, "Мономах" оставался в водах Греции до августа, а в сентябре бросил якорь в Кронштадте.

В свой последний поход 'Владимир Мономах' (командир - капитан 1 ранга В.А.Попов) вышел из Либавы 3 февраля 1905 г. в составе Отдельного отряда судов Третьей Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н.И.Небогатова. Отряд совершил форсированный переход через Средиземное море. Суэцкий канал, Джибути и 26 апреля присоединился ко Второй Тихоокеанской эскадре З.П.Рожественского в 7 милях от Ван-Фонга (Индо-Китай). Трое суток корабли Небогатова грузили уголь и ремонтировались в бухте Куа-Бэ, а 1 мая русская армада взяла курс на север направляясь во Владивосток. Организационно "Мономах' вошел в отряд крейсеров контр-адмирала О.А.Энквиста.

Перед началом Цусимского сражения 14 мая 1905 г. "Владимир Мономах" в одиночестве находился справа от колонны транспортов. В 13.45 на расстоянии около 50 кабельтовых обнаружили шедший параллельным курсом бронепалубный крейсер "Идзуми". Точный огонь "Мономаха", быстро добившегося нескольких попаданий в носовую часть вражеского корабля, заставил "Идзуми" увеличить дистанцию. Появившись из туманной дымки через некоторое время, японский крейсер получил новые повреждения от огня "Мономаха" и теперь уже надолго вышел из боя, имея на борту 3 убитых и 7 раненых. [6] В "Мономаха" попаданий не было.

Когда начался бой главных сил, крейсер вступил в кильватер "Дмитрию Донскому". Японские крейсера несколькими отрядами атаковали русские транспорты, В ходе ожесточенных перестрелок с противником устаревший "Мономах" избежал значительных повреждений (5 попаданий, 1 убит, 16 ранено, пробоина по левому борту, выведено из строя левое носовое 120-мм орудие, разрушено 2 каюты кондукторов, осколками повреждены шлюпки, такелаж, трубы). Но около 16.00 один вражеские снаряд, разорвавшийся над носовым, подъемником 152-мм боезапаса, чуть было не погубил крейсер. Начавшийся пожар был потушен благодаря своевременному открытию трюмным старшиной клапанов затопления погребов.

Ночью остатки разгромленной в дневном бою русской эскадры подверглись торпедным атакам. Вскоре после захода солнца к "Мономаху", сопровождаемому контрминоносцем "Громкий", устремились 8 японских миноносцев. Эту атаку, как и две других, около 20.00 и в 20.25, крейсер благополучно отразил, добившись попаданий в один из кораблей. Около 21.00 к "Мономаху" с кормы приблизились еще три миноносца, начавшие подавать световые сигналы. Сбитый с толку командир крейсера, подозревая, что это свои корабли, приказал не стрелять. Воспользовавшись этим, головной миноносец проскочил вперед и практически в упор выпустил торпеду. Открытый с опозданием огонь смог только повредить дерзкого противника, хотя некоторые очевидцы заявляли, что он пошел ко дну, разломившись надвое.

Попадание пришлось в угольную яму №2 правого борта, но пробоина распространилась и на соседние ямы №1 и №3. Оставшийся а них уголь не смог дать эффективной защиты, и вскоре вода заполнила все три ямы. От взрыва разошлась по швам броневая палуба, от нее оторвались некоторые пилерсы. Переборка носового КО выпучилась и дала трещину, пропускавшую воду. Пришлось вывести из строя котел №1. По поврежденным вентиляционным трубам угольных ям вода стала поступать и в кормовое КО. Крейсер получил значительный крен на правый борт и осел носом. Попытки подвести под пробоину пластырь почти не дали результата. Корабль шел, постепенно заполняясь водой, распространению которой аварийным партиям помешать не удавалось. Сдавали одна за другой слабые переборки, помпы не справлялись с огромными массами воды, а вскоре вообще остановились, лишившись энергии. Около 02.00 15 мая вода по угольным ямам проникла в правое МО. Понимая безнадежность ситуации, В.А.Попов приказал идти к корейскому берегу, чтобы посадить корабль на камни.

С рассветом открылся о. Цусима, а недалеко - идущий параллельным курсом также торпедированный "Сисой Великий". На нем был поднят сигнал "прошу принять экипаж". Но "Мономах", на котором крен достиг 14 градусов, а мотыли правой машины работали в воде, уже ничем не мог помочь погибавшему броненосцу. Послав к Сисою миноносец "Громкий", В.А.Попов остановил крейсер в четырех милях от острова и приказал спустить немногие уцелевшие шлюпки, чтобы свезти раненых. Вскоре показались японские контрминоносец "Сирануи" и вспомогательный крейсер "Садо-Мару", открывший огонь из 120-мм орудий. На "Мономахе" пробили боевую тревогу, и прислуга встала к батарейным орудиям левого борта. Однако крен на правый борт достиг уже 18 градусов, и по противнику на крайнем угле снижения смогли вести огонь только два 75-мм орудия. Спустя несколько минут японцы, видя безнадежное положение крейсера, прекратили огонь.

Потопление ускорили открытием кингстонов, и в 10.20 "Владимир Мономах" с развевающимися боевыми стеньговыми флагами пошел на дно Корейского пролива в точке с координатами 34'' 32' с.ш. и 129'' 40' в.д. Весь экипаж во главе с командиром Поповым и старшим офицером капитаном 2 ранга Ермаковым был взят в плен на вспомогательные крейсера "Садо-Мару" и "Мансю-Мару". [5] Крейсер исключили из списков 19 сентября 1905 г. Более его название боевому кораблю не присваивали - до революции, очевидно, по причине недостатка таковых или нежелания лишний раз травмировать цусимскими воспоминаниями общественное мнение, а в советское время, вероятно, из-за недостаточно идеологически выдержанного имени древнего Киевского князя.