Морская политика
К важнейшим задачам флота после окончания войны относились демобилизация, реорганизация флота на положение мирного времени и сокращение военных расходов. Из имеющихся дредноутов лишь три - сам основатель этого класса кораблей "Dreadnought" и линейные крейсеры "Indomitable" и "Inflexible" - были исключены из списков флота как не представляющие боевой ценности для послевоенного флота. Большинство дредноутов с 305-мм.артиллерией были переведены в резерв или использовались для второстепенных задач. Два из них - "Colossus" и "Hercules" - были проданы на слом в 1920 году.
В первые послевоенные годы Великобритания имела в боевом состоянии 27 дредноутов - все с 343-мм. и 381-мм. артиллерией. Это четыре типа "Orion", три типа "King George V", четыре типа "Iron Duke" и по пять типов "Queen Elisabeth" и "Royal Sovereign", а также линейные крейсеры "Lion" , "Princess Royal", "Tiger", "Renown" и "Repulse". Имелись также еще дредноуты, по мнению англичан представляющие ограниченную боевую ценность, "Erin", "Canada" и два однотипных легко-линейных крейсера "Courageous" и "Glorious". В достройке находился "Hood" и его остановленные постройкой собратья - единственные корабли, спроектированные после Ютландского сражения. Однако и в их проекте опыт войны не мог быть учтен полностью, поэтому было принято решение аннулировать заказы на постройку трех линейных крейсеров типа "Hood" - "Anson", "Howe" и "Rodney". Оставался открытым и вопрос, касающийся совершенно недостаточной и устаревшей системы броневой защиты имеющихся дредноутов. Было необходимо исследовать и тщательно изучить развитие систем защиты во флотах других стран, и в первую очередь США и Японии. Это было необходимо сделать еще до того, как будет рассматриваться вопрос о развитии британской послевоенной морской политики.
В Лондоне было хорошо известно, что еще в 1916 году Конгресс США одобрил программу строительства для американского флота десяти линкоров и шести линейных крейсеров. В том же году началось финансирование строительства четырех первых линкоров этой программы - типа "Colorado", и уже 24 апреля следующего года состоялась закладка первого линкора этой серии "Maryland". При водоизмещении 32.000 тонн и скорости 21 узел эти корабли должны были нести восемь 406-мм.орудий. Однако вступление США в войну приостановило реализацию этой программы, так как верфи оказались задействованы для решения более важных и насущных задач. Но полностью программа остановлена не была, и еще до окончания войны морское министерство начало строить планы о расширении программы 1916 года. Уже в октябре 1918 года на рассмотрение Конгресса было выдвинуто предложение об удвоении прежней программы, то есть речь шла о постройке дополнительных десяти линкоров и шести линейных крейсеров. Согласно этому предложению всего к 1925 году американский "US Navy" имел бы 49 дредноутов (без учета двух 18,5-узловых кораблей типа "Michigan"). В основу доктрины закладывалась возможность на ведение войны с Японией и Великобританией - как порознь, так и одновременно (учитывался англо-японский морской союз). По мнению Морского штаба для этого потребовался бы флот "Second to One" ["Не уступать никакому врагу"], который позволял бы США одновременно обороняться как в Атлантике, так и в Тихом океане. Причиной подобных конфликтов могла стать растущая, сильная роль США в мировой торговле, а это, надо полагать, могло привести к ухудшению отношений с Великобританией. К этому нужно добавить столкновения с японскими интересами в Азии и в западной части Тихого океана. Будущая война с Японией, без сомнения, считалась вполне вероятной, однако по мнению экспертов Морского министерства и Адмиралтейства Япония не могла рассматриваться как серьезная угроза, между тем, как вооруженный конфликт США с Великобританией был более возможен. Однако большая часть населения США не была настроена против англичан, и поэтому круг сторонников "большого флота" был довольно узок. Само собой, общественное мнение оказалось против такой большой и дорогостоящей программы, и нет ничего удивительного в том, что Конгресс не принял Программу 1918 года, оставив в силе приостановленную на время Программу 1916 года. В 1919 году вновь началось финансирование работ по ней, и уже в мае и июне 1919 года были заложены однотипные с "Maryland" линкоры -"Colorado" и "Washington", а в апреле 1920 году четвертый такой же линкор "West Virginia". Следующая серия линкоров - корабли типа "South Dakota", финансировавшиеся постройкой с 1917 года, были увеличенной копией "Colorado". Основным отличием было вооружение их двенадцатью 406-мм.орудиями в четырех трехорудийных башнях при водоизмещении 43.200 тонн и скорости 23 узла. Между январем 1920 года и апрелем 1921-го было заложено шесть подобных кораблей - "South Dakota", "Indiana", "Montana", "North Carolina", "Iowa" и "Massachusetts". Заканчивали программу шесть линейных крейсеров типа "Lexington" водоизмещением 43.500 тонн, вооруженных восемью 406-мм.орудиями. Предполагалось, что энергетическая установка мощностью 180.000 WPS позволит крейсерам ходить со скоростью 33,25 узла.
Главной задачей японского флота была защита государственных интересов на Дальнем Востоке и в зоне Тихого океана. Опасность военного конфликта, естественно, привела к созданию кораблестроительной программы, о которой, впрочем, нельзя сказать, что она была чисто оборонительной. Американская кораблестроительная программа, равно как и отдельные дредноуты тщательно изучались в Японии, и, насколько это было возможно, японцы старались отвечать кораблем на каждый американский корабль.
После одобрения американским Конгрессом Программы 1916 года японский Парламент одобрил так называемую программу " 8 + 8 ", предусматривавшую создание ударной силы военного флота из восьми линкоров и восьми линейных крейсеров, каждый из которых в отдельности, в период нахождения в строю действующего флота, не должен был быть старше восьми лет. По этой программе в ходе войны была начата постройка только двух кораблей. В августе 1917 года был заложен "Nagato", а в июне 1918 года - "Mutsu". Оба они имели водоизмещение по 32.700 тонн, развивали скорость 26,75 узла и были вооружены восемью 40б-мм.орудиями. В рамках 1918 финансового года были заказаны еще два линкора - "Tosa" и "Када", однако закладка их состоялась только в феврале и июле 1920 года. Они были увеличенной версией кораблей типа "Nagato". Их водоизмещение должно было составлять 38.500 тонн, а вооружение увеличилось на два орудия такого же главного калибра. Следующими стали четыре линейных крейсера типа "Amagi". При водоизмещении 40.000 тонн крейсера предполагалось вооружить десятью 406-мм.орудиями. Корабли должны были ходить со скоростью 30 узлов. Два первых крейсера - "Amagi" и "Akagi" - были заказаны в 1919 году, а заложены только в декабре 1920-го. В том же 1920-м состоялась выдача заказов на "Atago" и "Takao", закладка которых состоялась в ноябре и декабре 1921 года.
К этому времени в США уже были готовы проекты кораблей Программы 1916 года, а сами корабли уже были заложены. В связи с этим восемь оставшихся кораблей (первоначально предполагалось четыре линкора и четыре линейных крейсера) было решено достроить двумя сериями, как быстроходные линкоры. В 1921 году были заказаны первые четыре линкора "Kii", "Owari" и еще два, не получивших названия. Заказ на корабли второй серии (они также не получили названий) так и не был выдан. Корабли типа "Kii" по существу были повторением типа "Amagi", но с некоторыми улучшениями бронирования и с увеличением вооружения до восьми 457-мм. орудий. При увеличении мощности механизмов до 150.000 WPS крейсера должны были развить скорость до 30 узлов. Все это потребовало увеличения водоизмещения до 47.500 тонн.
Выполнение этой программы позволило бы японскому флоту не только численно сравняться с американским, но даже (по крайней мере на бумаге) превзойти его.
Британское Адмиралтейство в 1919 году еще не имело никакого определенного представления о своей будущей дредноутской политике. Тем не менее в американской Программе 1916 года англичане увидели угрозу своему морскому господству, однако прежде чем приступить к выполнению какой-либо своей новой программы кораблестроения, требовалось очистить путь от двух главных конкурентов. К тому же постройке новых дредноутов препятствовало не только общественное мнение. Внутри Адмиралтейства образовался определенный круг лиц, выступающих против крупномасштабного строительства дредноутов. По их мнению дредноуты оказались слишком уязвимы для подводных и воздушных атак, а именно подводная лодка и самолет, считали они, станут доминирующим оружием в будущей морской войне. В результате, в августе 1919 года в Адмиралтействе была создана "Комиссия по послевоенному развитию", которая должна была заниматься изучением и использованием военного опыта в проектировании и развитии новых боевых кораблей и военно-морских программ, а также возникшей проблемой главной составляющей военного флота - за кем останется это место - за линкорами, как прежде, или за авиацией и подводными лодками. В марте 1920 года, в докладе "Комиссии" было отмечено, что линкоры в будущей войне, несмотря на развитие подводного оружия и авиации, не будут абсолютно беспомощны, и потому они не потеряли еще своего былого значения.
В отношении отдельных боевых единиц "Комиссия" рекомендовала постройку линкоров водоизмещением 35.000 тонн и вооружением из орудий 381-мм.калибра. Хотя выводы "Комиссии" не были свободны от предрассудков (они по-прежнему выражали идею "завоевания господства над морем"), в целом они были правильны. Следует учитывать также, что прошло еще много лет, прежде чем боевые возможности авиации достигли того уровня, чтобы представлять реальную угрозу для дредноутов.
Результаты исследований "Комиссии" были опубликованы в марте 1920 года. В докладе Первого Морского Лорда (так называемая "Объяснительная записка по поводу Морского бюджета 1920/21 года") в "Заметках по дредноутам" говорилось: "Относительно сохранения современных типов кораблей надо сделать некоторые технические замечания, относящиеся к дредноутам. Сейчас существует сама себе противоречащая политика, основное содержание которой в том, что дредноуты как класс кораблей потеряли свое былое значение и будущее принадлежит подлодкам и самолетам. Морской штаб основательно исследовал этот вопрос. Полученные результаты полностью расходятся с этой точкой зрения. Немедленный отказ от дредноутов на основании их иллюзорной замены подлодками или самолетами при отсутствии передового опыта выбросит Великобританию из ряда ведущих морских держав..."
Большим препятствием в разработке морской доктрины было отсутствие каких-либо достоверных сравнений (на правительственном уровне) мощи Королевского флота и других флотов, которые позволили бы Морскому штабу сформировать основы будущей доктрины. В августе 1919 года, по настоянию командований сухопутных сил, авиации и флота правительство приняло окончательное решение, на котором должны были основываться их программы 1920/21 годов - это так называемое "10-летнее правило". После этого всем трем командованиям было предложено согласовать свои бюджеты, не рассчитывая на какую-либо войну в наступающем десятилетии (в этом и состояла главная идея "10-летнего правила"). В таком довольно скользком решении правительства отразились чисто экономические соображения -извечные противоречия между требованиями армии и возможностями Казначейства. Насколько это касалось флота, спор между Казначейством и Адмиралтейством оказался длительным и порой весьма ожесточенным, однако зачастую виновниками этих "баталий" оказывались те, кто давал этим важным государственным учреждениям противоречивые распоряжения и полномочия. Финансовые ограничения в межвоенный период имели отрицательные последствия в виде затягивания реализации новых идей и отставания в испытаниях новых систем оружия, особенно это касается морской авиации и противовоздушной обороны кораблей, а также модернизации устаревающих кораблей.
В августе 1919 года Правительство уведомило Адмиралтейство о том, что в 1920/21 финансовом году бюджет флота не должен превышать 60 млн.фунтов стерлингов. Со своей стороны, в октябре 1919 года Адмиралтейство сообщило Правительству, что указанной суммы явно недостаточно, и что в 1923 году, когда США завершит свою Программу 1916 года, Великобритания окажется только второй по мощи морской державой. Адмиралтейство видело только одно решение возникшей проблемы - пригласить США на переговоры и договориться о равенстве силы флотов. Предложенный Адмиралтейством в феврале проект бюджета 1920/21 финансового года превысил разрешенные флоту возможности (84 млн.фунтов стерлингов), но не содержал никаких требований о строительстве новых дредноутов, хотя в нем было специально отмечено, что линкоры по-прежнему являются основой британской морской мощи. Одновременно с этим Адмиралтейство предложило ввести в морскую политику государства понятие "Стандарт равновесия сил", основным смыслом которого было то, что будущий британский флот должен был иметь такой состав, чтобы, как минимум, равняться по силе флоту любой другой мировой державы. Однако Кабинет без особого воодушевления отнесся к этому предложению, опасаясь в первую очередь того, что эта программа будет новым аргументом сторонников "Большого флота" в Конгрессе США. К тому же принятие ее означало громадные расходы. Тем не менее от предложений Адмиралтейства нельзя было отказаться, не рассмотрев их очень внимательно - испокон веков флот для Великобритании был основным столпом колониальной политики, а аргументы, представленные Адмиралтейством, говорили, что морская мощь Британии может пошатнуться.
ЧИСЛО ДРЕДНОУТОВ И ЛИНЕЙНЫХ КРЕЙСЕРОВ НА КОНЕЦ 1919 ГОДА.
| Калибр | Британия | США | Япония
------------------------------------------------------
Готовы | 343 мм.| 14 | |
| 356 мм. | | 9 | 8
| 381 мм.| 12 | |
На | 381 мм.| 1 | |
верфях | 406 мм.| | 4 | 2
------------------------------------------------------
Планируются | | 12 | 14
------------------------------------------------------
ВСЕГО | 27 | 25 | 24
(*) В таблице не указаны:
- линкоры с 305-мм.артиллерией, как потерявшие свою боевую ценность;
- дредноуты "Erin" и "Canada", которые проектировались для латиноамериканских стран и не вписывались в британские стандарты;
- линейные крейсеры "Courageous" и "Glorious", которые предполагалось перестроить в авианосцы.
На конец 1919 года, как это видно из таблицы, Великобритания все еще сохраняла численное превосходство, однако следует учитывать, что большинство кораблей были спроектированы еще до войны. Если же брать корабли, проект которых составлялся после Ютланда, то у Англии был только недостроенный "Hood", причем строительство других не планировалось. Другие страны, хотя и не имели равносильных готовых кораблей, но предусматривали их крупномасштабное строительство, причем часть кораблей уже были заложены. К тому же Королевский флот явно уступал в калибре орудий, имея только 381 мм. против 406 мм. в других флотах.
С 1920 года в Адмиралтействе началось формирование новой военно-морской доктрины. Управление кораблестроения подготовило проекты новых линкоров и линейных крейсеров, и в том же году Адмиралтейство предложило программу финансирования строительства восьми новых кораблей. В 1921 году предполагалось заложить четыре из них, остальные в 1922-м. Готовность всех восьми кораблей ожидалась в 1924/27 годах. В декабре 1920 года внутри "Комитета национальной обороны" была организована "Комиссия по морским вопросам". Она имела задачу заниматься рассмотрением предложений Адмиралтейства по усилению флота. После обобщения всех высказанных мнений как внутри Адмиралтейства, так и за его пределами, весной 1921 года "Комиссия" пришла к заключению, что дредноуты устарели. Излишне говорить, что это вызвало резкий протест со стороны моряков. Против выводов "Комиссии" выступили Первый Лорд Адмиралтейства Лонг (Walter Hume Long), Начальник Морского штаба Битти (Sir David Beatty), a также небезызвестный всем, бывший Первый Лорд Адмиралтейства, Черчилль (Sir Winston Leonard Spenser Churchill). Их протесты возымели действие и в публикации результатов работы "Комиссии" было отказано, однако и Адмиралтейство все еще не могло начать строительство новых кораблей. Положение становилось более чем угрожающим. Отсутствие твердых перспектив вынуждало свертывать работы на оружейных и броневых заводах, увольнять рабочих. Это вызвало бы неоправданные ничем потери во времени и затратах, если бы позже пришлось возобновить строительство кораблей.
В марте 1920 года Кабинет рассмотрел предложенный проект бюджета флота на 1920/ /1921 финансовый год и в принципе одобрил его, однако несколько позже 84 млн.фунта стерлингов, запрошенные флотом, показались Кабинету слишком большой суммой и от Адмиралтейства потребовали сократить до 60 миллионов. На Лордов Адмиралтейства это не произвело никакого впечатления и после этого адмиралы начали открытую борьбу против Кабинета. В январе был представлен новый бюджет, финансовые запросы в котором уменьшены не были. Последовавшие споры продлились до марта 1921 года и закончились компромиссом, который в итоге оказался чуть меньше 80 млн.фунтов стерлингов. Дополнительно к этой сумме Адмиралтейству удалось выхлопотать у Кабинета еще 2,5 млн., предусмотренные для начала работ на вновь закладываемых кораблях, предполагавшихся для замены устаревших. Эта сумма была выделена при условии, что в текущем финансовом году никаких новых средств флотом затребовано не будет, однако в августе 1921 года Адмиралтейство запросило еще 12 млн.фунтов стерлингов, что вызвало резкие возражения в правительстве.