Боевые средства
Перед дальнейшим обзором дредноутов 1921 года необходимо обобщить уроки Первой мировой войны и их влияние на проекты и вооружение британских дредноутов. Развитие всех областей морских вооружений, особенно в последние годы войны, было бурным и обширным. В 1919 году Королевский флот (Royal Navy) был единственным в мире, обладающим опытом современного линейного боя, а также многих других форм ведения морской войны. Он накопил больше опыта, чем какой-либо иной союзный или вражеский флот.
Морская авиация, системы управления оружием, броневая защита и живучесть кораблей воюющих держав, и в первую очередь Британии, прогрессировали в своем развитии в большой степени, что вряд ли было бы возможно в мирное время. Естественно, что это дало британскому флоту значительное преимущество во времени. Однако финансовые ограничения в межвоенный период замедлили дальнейшее развитие этих преимуществ, полученных Британией с таким трудом. Именно этим объясняется некоторое отставание в этот период Королевского флота от других. Особенно это касается морской авиации, в отношении которой США и Япония значительно опередили "владычицу морей". Отчасти это можно объяснить тем, что английская морская авиация организовалась и развивалась на базе Королевских ВВС (Royal Air Force), заинтересованность которых в авиации для флота далеко не заходила. Кроме того заключенный договор об ограничении морских вооружений вынудил Королевский флот остаться с кораблями, спроектированными еще до войны, и на которых весь боевой опыт, в том числе и опыт использования морской авиации, не мог быть использован в полной мере даже посредством обширных модернизаций .
Приборы управления стрельбой
В 1914 году на большинстве британских дредноутов имелся только один прибор управления стрельбой, включающий 2,74-метровый дальномер, приспособления установки прицела и целика, а также оборудование передачи данных. Он размещался на наблюдательном посту на марсе мачты. Оборудование наблюдательного поста позволяло передавать информацию в счетный прибор управления стрельбой Dreyer'a (на старых кораблях - в так называемый "циферблат дальности"), который в свою очередь передавал на орудия данные для поражения движущейся цели (дальность, боковой пеленг и данные наводки ) .
На палубе надстройки размещался второй 2,74-метровый дальномер, использующийся как резервный. На более поздних кораблях он устанавливался в бронированном куполе поверх боевой рубки. На линкорах типа "Iron Duke" приборы управления стрель бой главного и противоминного калибра находились в бронированной боевой рубке. То же самое применялось и на всех последующих дредноутах. Таким образом, введение этой наиболее современной для своего времени системы управления стрельбой произошло в 1910 году.
В том же году- линкор "Neptune" был вооружен экспериментальным оборудованием управления стрельбой центральной наводки, разработанным адмиралом Скоттом (Sir Persy Skott) и изготовленным фирмой "Vickers". Именно с этим прибором были произведены первые достаточно серьезные и обширные опыты в области управления стрельбой, такие как управление возвышением орудия и поворотом башни с поста, расположенного вне башни. Сам прибор оказался довольно компактным, мог использоваться во всех современных башенных установках и совмещался со всеми системами слежения через оборудование передачи данных фирмы "Vickers". Обслуживающий персонал состоял из четырех человек: сигнальщик (передача данных и приказаний) и три наводчика (установка прицела, горизонтальная наводка и вертикальная наводка). Перед прибором персонал размещался полукругом, лицом к центру. Телескопы вертикального и горизонтального наведения имели независимую друг от друга регулировку высоты (это больше не повторялось в последующих системах - в них оба телескопа перемещались вертикально, как одно целое). Весной 1911 года эта система была испытана в Средиземном море под руководством Скотта. Эти испытания доказали большое преимущество центрального управления стрельбой. Джеллико, который вместе с кап.2 ранга Дрейером (Sir Frederic Charles Dreyer) присутствовал на испытаниях, рекомендовал установить такие приборы на всех кораблях флота. В то время Джеллико был командующим Атлантического флота, и оба - он и Дрейер - считались авторитетными артиллерийскими экспертами. Во время испытаний были обнаружены некоторые недостатки, однако они считались устранимыми в ходе усовершенствования системы. Наиболее существенный недостаток был обнаружен при тщательном анализе результатов стрельбы, которые показали, что необходимо вносить поправку для компенсации разницы по высоте между горизонтальными плоскостями оси орудий и платформы управления стрельбой. Этот случай был тщательно исследован и в итоге привел к разработке приспособлений для передачи в каждую башню соответствующих ей данных горизонтальной и вертикальной наводки. Эти и другие приспособления оказались необходимы после обобщения выводов испытаний с "Neptune" и были внедрены в последующих, усовершенствованных вариантах систем управления стрельбой.
Новая система управления огнем была установлена в 1912 году на линкоре "Thunderer". Испытания начались в октябре того же года и закончились с хорошими результатами. Уже в 1913 году фирма Vickers'а получила два заказа на изготовление подобных систем (всего 29 комплектов). Однако их выпуск растянулся на многие месяцы, и когда в 1914 году началась война, лишь восемь линкоров (включая "Neptune" и "Thunderer") имели подобные системы, но до Ютландского сражения ими были оборудованы все линкоры и линейные крейсеры Гранд-Флита, за исключением "Erin" и "Agincourt".
В ходе войны системы управления огнем постоянно улучшались от корабля к кораблю и поэтому зачастую в них имелись небольшие различия даже на кораблях одного типа, хотя общий принцип и конструкция были аналогичны устройству, испытанному в 1912 году на "Thunderer". Это устройство, известное как "треножный пост" (устанавливался поверх треноги мачты) с незначительными модификациями использовался в течение всей войны. Начиная с линкоров типа "Queen Elisabeth" системы управления огнем предусматривались уже в проекте, причем они защищались броней, точно так же, как и дальне-мерный пост в броневом куполе поверх боевой рубки.
В конце 1914 года поступило распоряжение на всех вновь строящихся кораблях устанавливать системы управления огнем и для противоминной артиллерии, однако это распоряжение оказалось невыполнимым, так как производственные возможности предприятий с трудом позволяли обеспечить такими приборами только главный калибр линкоров и крейсеров. Так, например, линкоры "Emperor of India", "Benbow" и "Queen Elisabeth" получили подобное оборудование только в 1916 году, а все дредноуты типа "Iron Duke", как и следующие за ними корабли, -в 1916-18 годах.
В сентябре 1914 года появилась необходимость оборудования орудийных башен открытыми визирами наводки, что позволяло башенному офицеру самостоятельно вести огонь в случае повреждения централизованного управления. Уже в октябре 1914 года фирма "Vickers" заключила контракт на изготовление 21 визира. Такими приборами предполагалось оборудовать все дредноуты, поэтому в марте и июле 1915 года заказы были продолжены. Последняя партия приборов была заказана в январе 1917 года.
В ходе боевых действий артиллеристы столкнулись с проблемой удержания прибора наведения на цели, что потребовало создания специального прибора слежения. Однако, как оказалось, гораздо важнее было ускорить разработку корабельной системы целеуказания "Evershed", обычно называемой "командирским визиром". Смысл работы этого прибора заключался в том, что при повороте его на цель данные автоматически передавались на прибор наведения орудия. Фактически это было указанием места цели в определенный момент.
В конце войны, исходя из опыта боевых действий, были созданы артиллерийские приборы для воздушной корректировки. Примерно в это же время возникла идея специального прибора-угломера, определяющего угол между носовой и кормовой точками цели и визирной линией (линией выстрела). В последующем совершенствование артиллерийских приборов заключалось в улучшении существующих конструкций. Большое внимание уделялось также рациональному совмещению приборов поста управления стрельбой, дальномера, визира наводки и способов наблюдения и корректировки стрельбы.
Дальномеры
Метод управления огнем во время Первой мировой войны основывался больше на наблюдении за стрельбой и корректировке уже сделанных выстрелов, чем на определении дальности стрельбы и упреждении движения цели. Принятый метод управления позволял вести пристрелку и последующий бой без применения приборов определения дальности. Однако уже задолго до начала войны дальномер показал свою эффективность в определении начальной дальности цели и в качестве помощи для удержания дальности.
Во время войны были предприняты попытки увеличить эффективность этих приборов. Главным образом это делалось за счет увеличения их базы. Так, на линкорах типа "Queen Elisabeth" 2,74-метровый дальномер был заменен на 4,57-метровый. Как оказалось, этого было недостаточно для стремительно увеличивающихся дистанций боя.
В 1915 году на опытовом учебном судне "Excellent" был испытан 8,54-метровый дальномер фирмы "Barr & Stroud". Но несмотря на полученные хорошие результаты начальник отдела вооружений (Director of Naval Ordnance) отдал предпочтение 6,71-метровому дальномеру. Именно такой прибор предусматривался конструкторами в проектах "абсолютного линкора", приведших впоследствии к появлению "Hood".
Необходимо отметить, что все употреблявшиеся в британском флоте дальномеры являлись так называемыми "приборами совмещения", которые уступали в точности стереоскопическим приборам германского флота.
Система управления стрельбой
Система, применявшаяся в 1914 году для управления огнем, в то время считалась весьма эффективной. Считалось, что она способна обеспечить приемлемое управление стрельбой на принятых в то время дистанциях боя. Принципиально система базировалась на выполнении нескольких операций:
- начальном наблюдении за целью, определении курса цели, скорости и дистанции с помощью дальномера.
- передача результатов к орудиям посредством указателя дальности или калькулятора управления стрельбой (в виде циферблатов ) .
- после этого управление стрельбой производилось путем корректировки падения снарядов по дистанции и пеленгу.
Подобный способ иначе назывался "вилкой". В соответствии с ним первый залп посылался на полученную среднюю дистанцию. После этого вносились изменения и поправки дальности стрельбы до тех пор, пока падения снарядов не будут наблюдаться непосредственно за и перед целью. Затем разница "за" и "перед" уменьшалась практически вдвое, уменьшая "размах вилки" до тех пор, пока попадания не ложились накрытием. Корректировка пеленга производилась точно так же. Этот метод требовал наблюдения падения каждого залпа, прежде чем можно было сделать следующий, что естественно снижало темп стрельбы. Лишь при накрытии цели частоту залпов можно было повысить. Несмотря на эти недостатки данная система считалась достаточной на случай войны. Основывалось это мнение на результатах опытных стрельб, проводившихся перед войной в "тепличных" условиях - в сравнительно хорошую погоду и приемлемом состоянии моря. К тому же обычно цель буксировалась небольшим и постоянным ходом. Дальности были сравнительно короткими, курс постоянным (во время учебных стрельб было трудно практиковаться в сменяющихся курсах). К этому надо добавить, что времени для определения расстояния было вполне достаточно, вводных о выходе из действия приборов управления стрельбой обычно не проводилось.
Первый опыт боевых действий мало указывал на то, что действующих правил стрельбы было недостаточно. Конечно, сражение в Гельголандской бухте в августе 1914 года продемонстрировало невозможность точного прицеливания при плохой видимости, однако, должного значения этому факту не придали, так как какой-либо достоверной информации не было. Впервые Адмиралтейство задумалось о недостатках собственных систем управления огнем после Фолклендского сражения. В центре этого столкновения находилась артиллерийская дуэль между линейными крейсерами "Invincible" и "Inflexible" и немецкими броненосными крейсерами "Scharnhorst" и "Gneisenau". Теоретически британские корабли должны были быстро расправиться с германскими крейсерами. Их вооружение явно доминировало - восемь 305-мм. орудий против такого же числа 203-мм.орудий на германских крейсерах. К тому же скорость англичан была на 4 узла больше. Но на деле прошло целых три часа прежде, чем "Scharnhorst" пошел на дно, и еще два часа понадобилось для потопления потерявшего ход "Gneisenau", который, впрочем, все-таки был затоплен экипажем после того, как на крейсере закончился боезапас. За все это время англичане выпустили 1174 305-мм.снаряда. Главной причиной такой слабой результативности артиллерии было желание британских кораблей оставаться вне досягаемости немецкой артиллерии (12,4 км.), что привело к перестрелке на дальности, много превышавшей довоенные дистанции, опробованные на учениях. Другим фактором было маневрирование немецких крейсеров зигзагом, что создавало трудности для наблюдателей и наводчиков при удержании цели и требовало высокой скорострельности от англичан в те короткие моменты, когда цель оказывалась накрыта. Третьим фактором была явная неспособность английских 2,74-метровых дальномеров выдавать правильную дистанцию на такой большой для них дальности. К этому надо добавить помехи от пороховых газов при стрельбе и, естественно, стелящийся дым из труб. Следует сказать, что "Invincible" к этому времени уже был оборудован приборами управления стрельбой и слежения за целью, однако их работа была малоэффективной. Опыт сражения показал, насколько необходимы надежные средства наблюдения и слежения за целью, а также возможно быстрое принятие уже упоминаемой нами системы "Evershed".
Сражение при Доггер-Банке в январе 1915 года принесло первый опыт боевого применения современных флотов. Здесь впервые друг против друга встали дредноуты сходных типов. И хотя столкновение носило характер длительной погони со стрельбой на дальних дистанциях (попадания на дальности 17,4 км.), оно в полной мере подтвердило уроки Фолклендского боя. Дальномеры по-прежнему работали неточно, из-за постоянных перемен курса сообщения от них запаздывали и уже не могли быть использованы с толком. К тому же опыт показал, что определение изменения дистанции или скорости цели посредством дальномера или пеленгатора было недостаточно достоверным и для более точного определения режима изменения данных цели пришлось вернуться к прежнему методу наблюдения за целью, что создало дополнительные трудности. Снаряды, упавшие за целью, не всегда обнаруживались, а попадания наблюдались весьма редко. Корректировку стрельбы приходилось проводить почти всегда при высокой скорострельности и весьма быстро, что было недопустимо при использовании "метода вилки".
Опыт этого сражения показал, что для будущих боевых действий, которые, как ожидалось, будут происходить на больших дальностях, требуется возможность определения изменения параметров движения цели визирами наводки и орудийными визирами, которые совсем не были регулируемы для больших дистанций. В конце концов эта проблема была решена применением б-градусной призматической насадки, которую включили в комплекты телескопических визиров приборов центральной наводки и башенных визиров. Насадка расширила вертикальную настройку визира, который теперь вместо возвышения от горизонтальной линии указывал отклонение от плоскости на 6 градусов ниже горизонта. До мая 1916 года подобными насадками были снабжены все корабли Гранд-Флита и надо думать, что без этого приспособления результаты Ютландского сражения были бы несколько иными.
С другой стороны условия во время Ютландского сражения были очень тяжелыми из-за плохой видимости. Во многих случаях вражеские корабли были видны лишь на короткое время, что не позволяло достаточно эффективно сосредоточиться даже на одной цели из-за сложности определения расстояния. При этих обстоятельствах, зачастую, в короткие моменты, когда цель была видна, корабли успевали выпустить не более шести залпов.
Уроки Ютландского сражения привели к двум практическим разработкам, которые в 1916-1918 годах помогли достичь значительного прогресса на практических стрельбах флота. Первая была осуществлена на основании требований "Комиссии по вопросам управления стрельбой", которая была создана по инициативе Гранд-Флита после Ютланда. Суть новинки заключалась во внедрении "системы эшелонной стрельбы" вместо "системы вилки". Известно, что германский флот использовал подобную систему, и в Ютландском бою она оказалась много успешнее, особенно при быстром учете дальности до цели при помощи стереодальномера. Эшелонная стрельба повысила частоту залпов и, соответственно, количество попаданий за определенный промежуток времени. Сокращалось также время пристрелки, уменьшалась зависимость корректировки стрельбы от показаний дальномеров. Эти предписания в сентябре 1916 года были одобрены Главнокомандующим Гранд-Флитом адмиралом Джеллико и с 1917 года были введены как обязательные для управления главным калибром на дредноутах. С 1921 года они стали обязательными также и для управления средним калибром.
В "Предписаниях по управлению стрельбой" от 1916 года говорится следующее:
a) Первоначально требуется достать цель посредством стрельбы двойными залпами, выпускаемыми из половины орудий. Требуется достигнуть рассеивания снарядов не более одной трети длины цели в каждую сторону от вычисленной линии упреждения. При неудаче требуется повторить упреждающие залпы.
b) Когда направление стрельбы по цели будет достигнуто, нужно продолжать стрельбу двойными залпами, рассеивая их теперь по дальности до цели, причем всякий раз перед следующим залпом производить наблюдение предыдущего. Этот способ и является "эшелонной стрельбой".
c) когда цель будет захвачена как по направлению, так и по дальности, требуется продолжать двойные залпы, но без рассеивания по обоим параметрам и не ожидая наблюдения между двойными залпами.
d) Если цель выйдет из-под накрытия, требуется снова достать ее указанным способом.
В целом требуется, чтобы рассеивание снарядов по дальности и по горизонту между парой залпов, либо между залпами пары, соблюдалось в пределах 400 метров. После накрытия цели рассеивание должно уменьшаться. Если же густая плотность огня достигнута, но цель не накрывается, требуется вновь вернуться к пределам плотности 400 метров".
Эти инструкции на первый взгляд выглядят весьма сложно. Для их наглядного понимания можно привести следующий пример: предположим, что корабль имеет восемь орудий ГК. Тогда в каждом залпе будут стрелять 4 орудия, при этом два четырехорудийных залпа и есть одна пара. Определенная дальномером дальность - 10.000 метров. Первый залп будет произведен на эту дальность, а именно - налево от цели с требуемым упреждением или отклонением. Второй залп будет выпущен (еще до того, как будут прослежены места падения снарядов первого залпа) направо от данной линии упреждения или отклонения. После второго залпа определяют места падения снарядов. Допустим, первый залп упал слева от цели, а второй -прямо у цели, но с недолетом. Тогда третий залп будет выпущен с тем же упреждением цели, что и второй залп, но с поправкою на дальность на 400 метров больше (то есть 10.400 метров), а четвертый залп (второй залп второй пары) с поправкою еще на 400 метров (то есть 10.800 метров). Снова производится наблюдение за падением снарядов. В такой ситуации вполне вероятно, что третий залп ляжет непосредственно перед целью, а четвертый - прямо за ней, то есть цель "взята в вилку". Следующая пара залпов выпускается с поправкой на дальность в 200 метров (что соответствует 10.600 метров) - оба залпа в этом случае ложатся "накрытием цели". Полученные данные горизонтальной и вертикальной наводки являются правильными для всех последующих залпов, пока цель "не потеряется" (то есть покинет пределы огня). Если же это произойдет, описанный метод пристрелки может быть повторен, однако теперь с меньшим рассеиванием снарядов - например, разброс поправки берется не 400, а 200 метров. Однако, в случае, если цель захватывается недостаточно быстро рекомендуется вернуться вновь к 400-метровому рассеиванию. По мнению адмирала Джеллико, эшелонный метод стрельбы позволял "поймать цель" вдвое быстрее, чем при стрельбе "вилкой".
Вторым направлением тщательного изучения и развития артиллерийского дела после Ютландского сражения была концентрация огня в ходе генерального сражения. Для выполнения боевой задачи необходимо было объединять огонь нескольких кораблей по одной цели. С начала 1917 года отдельные эскадры Гранд-Флита начали отрабатывать на учениях метод сосредоточения на общей цели огня трех и четырех кораблей вместо двух, как ранее. В течение года каждой эскадрой были опробованы различные системы и осенью 1917 года состоялись артиллерийские стрель бы по различным, отрабатываемым в течение года, методам сосредоточения огня, с целью определения наиболее лучшего. Выбранный метод должен был стать окончательным и принят для внедрения на флоте. По результатам стрельб были сделаны определенные выводы:
- Концентрация огня парой кораблей принципиально зависит от безупречного обмена информацией в этой паре.
- Совместная стрельба четырех кораблей, образующих две пары, осуществляется наиболее эффективно посредством передачи данных и распоряжений между последним кораблем ведущей пары и первым кораблем следующей пары, связь между которыми необходимо обеспечить заранее.
- При трех кораблях два, наилучшим образом сработавшихся между собой корабля, образуют пару. Третий же обменивается информацией с идущим перед ним или за ним кораблем (в зависимости от строя).
- Стрельба ведется по очереди. Каждый корабль стреляет в определенное время, что позволяет наблюдать ему падения своих снарядов, не путая их с чужими. В основу этого метода стрельбы была положена скорострельность: 1 выстрел в минуту на каждый ствол. Таким образом получались интервалы для сосредоточения огня: для двойного залпа по очереди второго корабля - 30 секунд, третьего корабля - 20 секунд, четвертого корабля - 15 секунд. Последний интервал был признан слишком коротким, так как он не соблюдался. 30-секундный интервал считался обязательным. Как следствие этих нововведений в методы сосредоточения огня в бою были внешние атрибуты, внедренные на кораблях Гранд-Флита в 1917-18 годах - это циферблаты указателей дальности и шкалы пеленга наводки башен. Предназначались они для быстрого и ясного сообщения параметров огня.
Применение метода концентрации огня, также как признание обязательным "Предписаний по управлению стрельбой 1916 года" наряду с таким новшеством, как применение коротковолновых радиопередатчиков для корректировки огня и передачи распоряжений, стали основными направлениями в развитии артиллерийского дела, как в конце войны, так и в послевоенное время.
Артиллерия и боевые припасы
Конструирование тяжелых орудий и лафетов для них уже в 1914 году достигло достаточно высокого уровня. Применявшиеся корабельные установки вполне убедительно доказали свою пригодность. Война не обнаружила никаких основательно слабых мест. Имевшие место неполадки, в особенности в гидравлической системе, были быстро выявлены и в короткое время устранены. Это не потребовало каких-либо кардинальных изменений.
Совсем по-другому дело обстояло с боевыми припасами британского флота. Принятый на вооружение бронебойный снаряд с наконечником испытывался до войны только лишь при угле встречи 90 градусов (нормальный удар), чего в боевой обстановке практически никогда не было.
Однако известно, что в английском флоте задолго до войны проводились артиллерийские стрельбы в менее благоприятных для снарядов условиях. Еще в начале 1910 года Джеллико, тогда Третий Морской Лорд, начал опыты, при которых 305-мм.бронебойный снаряд выстреливался под различными углами встречи по современным броневым конструкциям, установленным на старом викторианском башенном корабле "Edinburgh". Результаты оказались малообнадеживающими. Неудача побудила Джеллико требовать создания нового, более мощного и тяжелого бронебойного снаряда с наконечником, который взорвется после того, как пробьет броню, даже если попадет под наклоном. Старый 305-мм.снаряд в таких случаях просто раскалывался на части. Однако, дело дальше не пошло. По мнению "Артиллерийской комиссии" снаряд, который пробивает броню под нормальным углом, сделает это и при попадании под косым углом. На этом основании продолжение опытов было признано нецелесообразным.
К тому же Джеллико, который был движущей силой в этом вопросе, покинул Адмиралтейство вскоре после того, как это дело стало достаточно серьезным. Ввиду того, что больше этой проблемой никто не хотел заниматься, все дальнейшие работы вскоре прекратились. Так англичане упустили возможность устранить имеющиеся недостатки в устройстве их бронебойных снарядов еще до начала войны.
Вновь эта проблема встала только после Ютландского боя. Английские моряки отмечали , что во время перестрелки большое число снарядов взрывались при ударе, не проникая сквозь броню. Создавалось довольно впечатляющее зрелище, но производимое им действие не было настолько же эффективно, поскольку взрывная мощь терялась вне забронированных помещений. Причиной этого был наконечник снаряда, взрыватель которого не был приспособлен для косого удара, а также лиддитный заряд, слишком чувствительный, чтобы противостоять сотрясениям при ударе. к сожалению для англичан, этот недостаток не был присущ немецким бронебойным снарядам, которые имели взрыватель замедленного действия и тротиловый заряд. Учитывая это, Джеллико в июле 1916 года предложил использовать в английских снарядах тот же тротил и взрыватель, основанный на немецкой конструкции. Однако Адмиралтейство не считало английские снаряды столь плохими, и поэтому проблема не воспринималась настолько серьезно.
Положение несколько изменилось, когда в декабре 1916 года Джеллико занял пост Первого Морского Лорда, а его бывший флаг-офицер Ф.Дрейер (Sir Frederick Charles Dreyer) 1 марта 1917 года стал Начальником управления морских вооружений (Director of Naval Ordnance). Дрейер расформировал действующую "Артиллерийскую комиссию", одновременно образовав новую и назначив себя ее председателем. В числе членов комиссии были также начальник морского артиллерийского полигона в Шибурнессе (Shoeburgness) подполковник Хейнес (Haynes), а также кап. 2-го ранга Френч (W.F.French) и брат Ф.Ч. Дрейера - подполковник Д.Дрейер (J.Drayer). Под руководством Хейнеса в Шибурнессе были проведены испытания с существующими уже бронебойными снарядами калибров 381 мм., 343 мм. и 305 мм. Однако большинство стрельб проводилось с использованием 343-мм.снарядов. Исходили при этом из точки зрения, что этот калибр, промежуточный между 305 и 38.1 мм. , должен соотноситься по результатам с другими калибрами. Во время испытаний взрывные заряды были заменены солью и снаряд выстреливался по 152-мм.крупповским цементированным плитам под различными углами (до 20 градусов). Заряды подбирались таким образом, чтобы скорость снарядов соответствовала реальной на боевых дистанциях. Результаты оказались плачевными. Практически все снаряды, включая 381-мм.раскололись при ударе о плиты. Стало ясно, что необходимо предпринимать срочные меры.
В марте 1917 года "Артиллерийская комиссия" рассмотрела 15 новых вариантов конструкции бронебойного снаряда. Через два месяца фирмы "Vickers", "Hadfield" и "Firth" получили заказы на специальные опытные снаряды. В отличие от старого образца снаряда, имевшего мягкий бронебойный наконечник весом от 3,7 до 9 % от веса снаряда, новый опытный снаряд получил закаленный бронебойный наконечник с относительным весом 11-12 %. Содержание взрывчатого вещества снаряда по отношению к общему весу было сокращено до 2-2,5 %, в противоположность к 3 % и более у прежнего, старого образца. Однако проведенные вскоре испытания показали, что уменьшать содержание взрывчатого вещества до 2 % совершенно излишне, поэтому его масса была оставлена на уровне 2,5 %.
16 июля 1917 года конструкция нового снаряда была одобрена Адмиралтейством, хотя полигонные испытания закончились несколько позже. К августу 1917 года были получены удовлетворившие Адмиралтейство результаты. Одновременно были разработаны требования по приемке новых снарядов от заводов-изготовителей, в основу которых, как и раньше, был положен выборочный расстрел броневых плит снарядами. Впредь приемка боеприпасов проводилась только в соответствии с этими положениями. Новые снаряды в большом количестве были заказаны на оружейных заводах "Hadfield", "Firth", "Vickers", "Elswick" и "Cammell".
В то же время "Hadfield" и "Firth" предложили оснащать бронебойные снаряды старого образца специальными наконечниками конструкции этих фирм. Испытания продолжались до 3 августа, однако результаты оказались неудовлетворительными, и дальнейшие работы в этом направлении были прекращены.
Еще в июле морское командование приняло обязательным снабжение кораблей снарядами нового образца для всех орудий калибрами 305 мм. и выше. Согласно распоряжениям Адмиралтейства все дредноуты должны были получить (от общего боезапаса) 70 % бронебойных снарядов нового образца (АРС) и 30 % фугасных снарядов с бронебойным наконечником (СРС). Вскоре, неожиданно для британских моряков, было установлено, что оба типа снарядов обладают различной дальностью полета. Это потребовало проведения дополнительных баллистических испытаний с бронебойными снарядами. По результатам этих стрельб было решено увеличить длину баллистического наконечника на бронебойных снарядах. Кроме того, был изменен вес нового снаряда, что помогло добиться начальной скорости, равной скорости фугасного снаряда. Несмотря на это, полностью проблему решить не удалось - снаряды все-таки имели довольно большую разницу в значениях сноса и разброса снарядов.
Первой фирмой, представившей для испытаний отдельный комплект боеприпасов, была "Firth", ранее имевшая опыт производства 343-мм.снарядов весом 635 кг. и также первой добившейся тогда успешных результатов. Но партия 343-мм.снарядов нового образца не прошла испытаний, что, впрочем, не следует ставить изготовителю в вину, так как комплекты снарядов, представленных несколько позднее другими производящими фирмами так же были забракованы. Главной причиной неудовлетворительной оценки боеприпасов было сильное расхождение результатов отдельных испытаний. К тому же оказалось, что твердый бронебойный наконечник нового образца подвержен склонности к разрушению. По мнению приемной комиссии для производства качественных боеприпасов требовалось тщательно исследовать и пересмотреть весь технологический процесс. Так например, требовался абсолютно новый процесс изготовления наконечника снаряда - его необходимо было подвергать специальной тепловой обработке, да и сама сталь для изготовления наконечников имела определенные особенности и требовала некоторых навыков работы с ней. Как следствие этого было серьезное замедление темпов массового производства снарядов.
Первого успеха добился орудийный завод фирмы "Vickers" только в начале 1918 года. 27 февраля комиссия приняла первую партию 343-мм.бронебойных снарядов "Mk.II.A", выдержавших всю программу испытаний, в том числе и полигонных. До 18 мая было принято комиссией уже 4000 снарядов, а к концу войны Гранд-Флиту было поставлено оружейными заводами около 12 тысяч снарядов крупных калибров.
Конечно, работы по усовершенствованию новых снарядов не закончились и после окончания войны, причем для опробования эффективности их действия были проведены опытовые расстрелы кораблей. В 1921 году производились стрельбы по бывшему немецкому дредноуту "Baden", а в 1924 году - по исключенному из состава флота английскому дредноуту "Monarch" (типа "Orion").